12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
salinavalentyna66

Презентация к выступлению "Индивидуальный образовательный маршрут учащихся начальной школ"

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов Из опыта работы педагога-психолога МОУ Ново-Харитоновской СОШ № 10 с УИОП Салиной В. М.

Современная школа —это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень образования Современная школа —это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень образования

Что такое ИОМ ? Индивидуальный образовательный маршрут —это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Они отражают этапы личностного развития учащихся, организуют его в соответствии с его предметной нормой, помогают не «выпадать» из возрастной нормы, включаться в ведущую возрастную деятельность, иметь позитивные сдвиги в психике, в пределах своей индивидуальной нормы реализовать свои резервы.

Развивающие занятия с учениками «группы риска» по программе Языкановой Е. В. «Учись учиться» Цель: помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы. Задачи: коррекция отклонений в развитии познавательной сферы; психокоррекция поведения ребенка; социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения. Принципы и подходы:  Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно со  взрослыми индивидуального пути развития. 

Этапы индивидуального сопровождения отстающих учащихся № Содержание  Формы занятий  Ответственные 1 Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся.  Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика Учителя 2 Анализ причин трудностей в обучении на основе комплексной диагностики Анкета учителя по А.Ф. Ануфриеву, С.Н. Костроминой Диагностика психолога Педагог-психолог 3 Заключение и рекомендации психолога по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся.  Индивидуальные консультации  Педагог-психолог 4 Определение образовательного маршрута для учащегося.  Консилиум Педагог-психолог учителя 5 Реализация индивидуальных программ и плана развивающих мероприятий Групповые и индивидуальные занятия.  Педагог-психолог 6 Отслеживание динамики в развитии, оценка динамики обучения и коррекции; назначение дополнительных обследований.  Обсуждение, беседы с родителями и учителями рекомендации Педагог-психолог учителя

Алгоритм работы со слабоуспевающими учениками Ознакомление родителей с результатами тестирования Составление диагностической карты Мониторинг уровня развития высших психических функций Составление плана индивидуальной и групповой работы (с указанием соответствующих упражнений) Составление графика консультаций Подбор и разработка дидактического материала  

Карта индивидуального образовательного маршрута ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ Фамилия _____________________________________________________________ Имя__________________________________________________________________ Отчество______________________________________________________________ Класс_________________________________________________________________ Дата рождения________________________________________________________ Домашний адрес_______________________________________________________ Состояние здоровья и развития учащегося: Общая оценка здоровья учащегося__________________________________ Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная, утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки____________________

Анкета ученика Анкета ученика ______________________________________________________________ Я считаю, что основные проблемы и трудности в моем обучении состоят в том, что: 1. Мне трудно понять объяснения учителя на уроке. 2. На уроке я просто не успеваю делать то, что нужно. 3. В школе очень много задают. 4. Если я не понял что-либо на уроке, я просто не делаю д/з. 5. Мне трудно организовать себя для выполнения д/з, потому что я не понимаю, за что браться в первую очередь. 6. Учителя не требовательные. 7. Я не могу получить от учителя дополнительные объяснения, если чего-то не понял на уроке. 8. Не могу сосредоточиться на уроке, потому что в классе плохая дисциплина. 9. Я часто не могу вспомнить, о чем говорилось на уроке. 10. Я невнимателен, постоянно отвлекаюсь.

11. Из-за того, что я сильно нервничаю, не могу сосредоточиться на уроке, не могу хорошо ответить. 12. У меня много пробелов в знаниях. (многое не помню, или не знаю) 13. Некоторые учителя плохо объясняют материал. 14. Родители не интересуются моей учёбой (как успехами, так и неудачами). 15. Я часто не высыпаюсь, поэтому на уроке не могу быть сосредоточенным. 16. У меня нет времени на учебу, я занимаюсь спортом (творчеством). 17. Я не умею думать. 18. У меня слабая сила воли, не могу себя заставить взяться за учебу. 19. Я не верю в то, что смогу хорошо учиться. 20. Программа обучения слишком сложная. 21. Учиться — скучно. 22. В школе для меня важнее общение, а не учёба…

Анкета учителя Феноменология трудностей Возможные психологические причины Рекомендации психолога 1.В письменных работах допускает ошибки 2. Неразвитость орфо­графической зоркости. 3. Невнимателен и рассеян. 4. Испытывает трудности при решении математических задач. 5. Испытывает затруднения при пересказывании текста. 6. Неусидчив. 7. Трудно понимает объяснение с первого раза. 8. Постоянная грязь в тетради. 9. Плохое знание таблицы сложения (умножения). 10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы. 11. Постоянно забывает дома учебные предметы.

Феноменология трудностей Возможные психологические причины Рекомендации 1.В письменных работах допускает ошибки   -Низкий уровень развития фонематического слуха -Слабая концентрация внимания -Низкий уровень объема и распределения внимания - Индивидуально-типологические особенности личности - Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа - Упражнения 13, 14, 15, 16 - Упражнения 62, 63, 64, 65 - Коррекция межличностных отношений 2. Неразвитость орфо­графической зоркости.   -Низкий уровень произвольности -Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) -Низкий уровень объема и распределения внимания -Низкий уровень развития кратковременной памяти - Слабое развитие фонематического слуха - Упражнения 68, 69, 70, 71, 72 - Упражнения 59-72 - Упражнения 9, 26, 27, 28, 29 - Упражнения 40, 41, 42 - Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа Ф. И._____________________________________________________

Индивидуальные критерии развития высших психических функций____________________класс Параметры развития ВПФ Сентябрь Январь Май Развитие мышления (владение приемами понятийного мышления. Выполнение логических операций) Осведомленность Классификация Аналогии Обобщение Уровень развития Развитие памяти Слуховая Зрительная Моторно-слуховая Комбинированная Долговременная опосредованная Развитие внимания Объем внимания Устойчивость внимания Особенности свойств нервной системы Гибкость мышления Сила нервных процессов

Диагностические методики: 1. Методика исследования словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра . 2. Диагностика Опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев). 3. . Методика "Определение типа памяти"  4. . Методика "Изучение логической и механической памяти" 5.Объем внимания 6. Устойчивость внимания Проба на внимание П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая). 7. Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления» 8 Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (Теппинг-тест) 9. Анкета учителя по А.Ф. Ануфриеву, С.Н. Костроминой

Мониторинг результативности обучающихся (ознакомление родителей с результатами развития учащегося) Психолог_____________________________________ Месяц/дата Тема консультации Рекомендации Роспись родителей