12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шадрина Евгения Владимировна209
методист
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Применение элементов личностно-ориентированных образовательных технологий в образовательном процессе МБОУ ВСШ № 27

«Применение элементов личностно-ориентированных образовательных технологий в образовательном процессе МБОУ ВСШ № 27» Презентацию подготовила методист первой квалификационной категории Шадрина Евгения Владимировна

Актуальность Применение элементов личностно-ориентированных технологий в обучении учащихся связано не только с реализацией системно-деятельностного подхода в образовании, но и внедрением модели ИОМ в МБОУ ВСШ №27

Педагогическая технология 1.Концептуальная основа 2.Содержательная часть обучения: цели обучения; Содержание учебного материала; 3.Процессуальная часть – технологический процесс: организация учебного процесса; формы и методы учебной деятельности учащихся; формы и методы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; результат деятельности; диагностика учебного процесса.

Основные группы педагогических технологий «неновые»-объяснительно-иллюстративные; «новые»-гуманистически-ориентированные технологии обучения

Образовательная технология 1.Наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств 2.Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько) 3. Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов) 4. Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)

Что Вы понимаете под личностно-ориентированным обучением? Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей учащихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей Ключевое слово: учёт и развитие индивидуальных особенностей учащихся

Виды личностно-ориентированных образовательных технологий 1.«Педагогика (технология) сотрудничества» (педагоги-новаторы) 2. Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили) 3. Технология индивидуализации обучения (И Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) 4. Технология саморазвития (М.Монтессори) 5. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-Давыдова 6.Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)

Виды личностно-ориентированных образовательных технологий 7.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер) 8.Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) 9.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Виды личностно-ориентированных образовательных технологий 10. Метод проектов (метод проблем) (Д.Дьюи и В.Х.Килпатрик) 11. Разноуровневое обучение

Личностно-ориентированные образовательные технологии, оптимальные и эффективные для обучения учащихся с низкой мотивацией к обучению в МБОУ ВСШ № 27 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей учебного материала (В.Ф.Шаталов) обучение в сотрудничестве (совместное обучение в малых группах и обучение в командах на основе игры) Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили) проектное обучение разноуровневое обучение Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер)

Важные особенности урока личностно-ориентированного типа Цель: создание условий для проявления познавательной активности учащихся Средства достижения учителем этой цели: 1.Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся 2.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса 3. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ

Важные особенности урока личностно-ориентированного типа • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания • оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика

Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока • использование проблемных творческих заданий • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую) • создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока • сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности

Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся • оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности

Критерии анализа урока с позиции личностно ориентированного образования • использование субъектного опыта учеников • применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала • характер педагогического общения на уроке • активизация способов учебной работы • проявление учителем гибкости в ходе проведения урока

Задания 1.Назовите основные признаки традиционных технологий обучения. Выделите их сильные и слабые стороны 2.Имеются ли общие черты между традиционными и личностно-ориентированными технологиями обучения 3. Какие элементы личностно-ориентированных технологий Вы применяете в организации образовательного процесса?

Литература Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.