12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гильмуллина Альфия Рафисовна45

"Календарь ступенька к установлению контакта"

Календарь – ступенька к установлению контакта Развитие общения, нормализация поведения, прогнозирование будущего…

История разработки метода Использование предметов-символов (objects of reference) может реально решить проблему развития общения, а также трудности нормализации поведения ребенка.

Шутка про предмет-символ На картине сюрреалиста Рене Магри «Использование слов» представлена курительная трубка, а под ней – слова: «Это не трубка» (‘Ceci n’est pas une pipe’). Биограф художника Габлик (1992), говоря о чувстве юмора у Р. Магри, пишет, что художник шутит, но ведь и зритель видит не трубку, а ее изображение.

История разработки метода Ян ван Дайк в 1960-е годы впервые предложил использовать предметы-символы при работе со слепоглухими детьми, потерявшими зрение и слух в результате внутриутробно перенесенной краснухи.

Двойная правда про предмет-символ В практике Яна ван Дайка случалось, когда предмет «курительная трубка» использовался в работе с ребенком не для обозначения понятия «курительная трубка», а для обозначения «отца» воспитанника

Классификация Пирса (Peirce, 1932) 1) Предмет-указатель (idex) – это предмет, который относится к собственно предмету и либо задействован в действии, которое совершается с его помощью, либо является составной частью производимого действия. Напр., белая трость является указателем «выходим на улицу» для слепого человека, т.е. с помощью белой трости слепой человек может передвигаться в открытом пространстве. Или: указателем «магазина» является продуктовая сумка, т.к. с этой сумкой ходят в магазин за продуктами.

Реальный предмет, используемый в действии

Классификация Пирса (Peirce, 1932) 2) Предмет-иконка (icon) (I) - это предмет, который визуально или тактильно напоминает обозначаемый им реальный предмет. Предмет-иконка не связан напрямую с действием и значительно более удален от собственно действия. Напр., игрушечная чашечка для обозначения понятия «питье» или кукольная ванночка для обозначения понятия «прием ванны». В качестве предмета-иконки может выступать и реальный предмет, но не тот, который используется в собственно действии.

Игрушечные аналоги предметов, которые используются в действии

Классификация Пирса (Peirce, 1932) 2) Предмет-иконка (icon) (II) … - Если в качестве предмета-иконки предлагается столовая ложка для обозначения действия «обед», то суп ребенок будет есть не этой конкретной ложкой, а другой, из сервировки стола. Предмет же указатель будет лежать рядом. В эту же группу могут быть отнесены такие предметы, которые представляют собой часть используемого в действии предмета. Напр., частичка покрытия батута для обозначения «прыжков на батуте» или частичка бамбука для обозначения «бамбукового кресла-качалки».

Предмет-иконка – пример из практики:

Классификация Пирса (Peirce, 1932) 3) Предмет-знак (symbol ) – предмет, который значительно «удален» от собственно предмета и/или действия, но сохраняет некоторую связь с этим действием. Напр., для обозначения понятия «кафе» используется некая деревянная геометрическая форма, которую вешают на ручку входной двери кафе, куда обычно ходят с этим ребенком (или взрослым человеком). То есть сам предмет очень абстрактно передает идею связи с предполагаемым действием.

Классификация Кейта Парка (Keith Park, 2002) а) реальные предметы, используемые во время совершения действия (Маша любит определенный аромат шампуня для ванны, поэтому, когда необходимо идти мыть голову, ей дают в руки флакон шампуня с любимым ароматом);

Классификация Кейта Парка (Keith Park, 2002) б) идентичные предметы (Никита любит готовить еду. У него есть особая деревянная ложка, приклеенная к картонной карточке. Это – обозначение урока кулинарии. При приготовлении блюда, деревянная ложка-символ не снимается с карточки, остается прикрепленной к картонке. Другая ложка используется в работе);

Классификация Кейта Парка (Keith Park, 2002) в) предметы с похожей текстурой (Марина любит качаться в гамаке, лежа на вязанном пледе. Кусочек вязанной ткани, из которой сделан плед, становится знаком для обозначения предстоящего действия - качания в гамаке);

Классификация Кейта Парка (Keith Park, 2002) г) миниатюрные предметы (Нина использует кукольную пластмассовую ложечку для обозначения понятия «обед»);

Миниатюрные предметы

Миниатюрные предметы

Классификация Кейта Парка (Keith Park, 2002) д) абстрактные предметы (Андрей любит гулять на игровой площадке. У него есть особый атлетический кожаный браслет, который обычно надевается на запястье. Этот браслет обозначает выход на улицу на игровую площадку.).

Пояснение к пункту д): Если Андрей найдет этот браслет в коробке, обозначающей предстоящее действие, то уже никто и никогда не докажет ему невозможность совершения указанной прогулки. Поэтому мама теперь старается быть очень внимательной: браслет случайно никак не может попасть в коробку, только - если прогулка действительно должна состояться.

Кейт Парк подчеркивает… Автор подчеркивает, что значимый и понимаемый одним воспитанником предмет-символ, может быть абсолютно не понимаем другими детьми.

Принципы Кейта Парка Как и при использовании любого средства общения, предметы-символы не являются единственными и конечными. Предметы-символы могут быть использованы для развития понимания между участникам взаимодействия, содействия запоминанию, а также развития навыков общения. Предметы-символы могут стать «мостиком» для развития иных средств общения, а также речи как таковой.

Принципы подбора предметов-символов – советует К. Парк: 1) форма предмета-символа - следует подбирать такой предмет, который является значимым для конкретного воспитанника; 2) функция предмета - предмет-символ должен мотивировать к совершению действия, он также должен обозначать часто совершающееся действие (напр., N любит кататься на лодке, но такие прогулки устраиваются только 2 раза в год; нужен ли специальный символ для этих целей?).

Подсказки педагогам-разработчикам Педагогам следует помнить, что до того, как какой-то объект станет предметом-символом, он сначала будет просто предметом, который так или иначе включен в сферу взаимодействия партнеров по общению.

Подсказки педагогам-разработчикам Особое внимание следует обратить на то, что предмет должен стать символом не для педагога, а для воспитанника. Предмет-символ должен нести значение и быть адекватными прежде всего для пользователя этого средства общения.

Подсказки педагогам-разработчикам Очень важно, чтобы предметы-символы также использовались семьей и дома, а не только на занятиях.

Опыт Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих детей

Рабочий день начался…

Переход от предмета к рисунку

Три воспитанника – три календаря

Шкаф – хранитель календарей

Рельефные изображения

Изготовление предметов-символов в керамической мастерской

Рельефные объемные изображения для слепых детей

Рельефные плоскостные изображения для слепых детей

Рельефные плоскостные изображения для слепых детей

Керамические заготовки

Привычный календарь погоды (1)

Привычный календарь погоды (2)

Привычный календарь погоды (3)

Инструкционные карты (1)

Инструкционные карты (2)

Инструкционные карты (3)

Инструкционные карты (4)

Книга-дневник – хранилище предметов-символов

Учитель – с картинкой-символом

Конволют (ы) Самодельный альбом-дневник – постоянный спутник реж. Андрея Житинкина по всех его профессиональных путешествиях. Опыт британских педагогов: дневники слепоглухих участников летних лагерей, путешествий и иных групповых выездов: фотографии, фантики, билеты, засушенные растения, рисунки и т.п.

GoTalk устройства