12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Белоусова83
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Значение устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

«Значение устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников». Автор: Белоусова Т.Г. Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11»

Понятие «духовно - нравственное воспитание». ДУХОВНОСТЬ — высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. НРАВСТВЕННОСТЬ — это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д., в понимании конкретного человека.

Задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников : воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Ребенок должен впитывать культуру своего народа через: народный фольклор (потешки, пословицы, сказки), народные песни, музыкальные инструменты, умение найти и выделить народный русский костюм, знание народных игрушек и народных игр, произведения народного декоративного искусства, знание народных примет, особенностей быта и труда русских людей, знаний, чем питались, каким блюдам отдавала предпочтение русские люди, как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали

Фольклор - кладезь народной мудрости. колыбельные песни ; потешки ; заклички ; сказки ; загадки ; пословицы и поговорки ; считалки ; скороговорки ; русские народные песни;

Реализуются такие задачи, как: Приобщение детей к истокам народной культуры. Расширение представления о народных и православных праздниках, традициях и обычаях русского народа. Знакомство детей с русскими хороводами, плясками, обрядовыми песнями к народным праздникам. Знакомство с особенностями народного костюма и традиционных русских блюд. Формируем желание использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, поговорки и т.д.). Расширяем интерес к участию детей в народных праздниках. Содействуем проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен, попевок, частушек. Продолжаем воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки и т.д.

Формы работы: Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка. Творческая деятельность с подгруппой детей. Фронтальная – проведение различных мероприятий (праздники и развлечения.

Приобщение детей к народной культуре происзодит через: Создание предметно развивающей среды (уголок «русская изба» с предметами из сказок - : чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики) Использование народного фольклора на занятиях, прогулке и т.п. (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). Приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными праздниками и традициями, с народными играми ( «Жмурки», «Горелки», «Краски»)

Такая комплексная работа позволяет: расширить знаний о многообразии народных праздников и традиций; сформировать первые представления о культуре своего народа; обогатить речь детей народным фольклором – потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; сформировать двигательные навыки, чему способствуют подвижные игры, пляски, хороводы; сформировать представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; развивать коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма; развивать эмоционально-волевую сферу; воспитать патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре.