12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Завадская Юлия Николаевна296

Критерии выявления признаков насилия у детей дошкольного возраста

Критерии выявления признаков насилия у детей дошкольного возраста Педагог-психолог МБДОУ №54 «Белоснежка» Завадская Юлия Николаевна

Статистика В прошлом году жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей. В результате 1914 детей погибли; 12,5 тысяч детей числятся в розыске. По данным Министерства внутренних дел в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей. (извлечение из выступления Президента России на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 марта 2020г. )

Определение насилия Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей. Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию

Физическое насилие Пренебрежение Сексуальное насилие Эмоциональное насилие

Пренебрежение основными нуждами Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, неопытность, психические болезни) и без таковых. Формы пренебрежения нуждами ребенка: Оставление ребенка без присмотра Не предоставление ребенку медицинской помощи Отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность) Отсутствие получения адекватного образования

Последствия пренебрежения основными нуждами у детей дошкольного возраста маленький вес и низкий рост; микроцефалия; задержка речевого развития; плохое внимание; эмоциональная незрелость; гиперактивность; агрессивность; неопрятность; неразборчивое дружелюбие

Эмоциональное (психологическое) насилие Эмоциональное насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития. Формы психологического насилия: угрозы, запугивание; оскорбления, крики; брань, унижение человеческого достоинства; ложь, обман ребенка; завышенные требования не соответствующие возрасту; принуждения к одиночеству, отвержение ребенка; негативное оценивание с акцентированием на недостатках; лишение родительской любви, заботы и безопасности; причинение вреда родителям на глазах у детей

Последствия эмоционального насилия у детей дошкольного возраста страхи; задержка физического, умственного и эмоционально-волевого развития; беспокойная привязанность; чувство вины,стыда; вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос)

Физическое насилие Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни. Формы физического насилия: Избиение Истязание Сотрясение Удары Пощечины Прижигания Удушение Утопление Дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты Заточение с лишением еды и питья Лишение теплой одежды (выгоняют на мороз) Другие нарушения режима с принуждением к исполнению приказов

Последствия физического насилия у детей дошкольного возраста страхи; беспокойство; ЗПР; чувство беспомощности; отсутствие сопротивления, примирение; аутоэротические действия (раскачивание, сосание пальца)

Сексуальное насилие Сексуальное насилие (злоупотребление детьми) – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Формы сексуального насилия: ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка; рассматривание половых органов ребенка; принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека; эксгибиционизм; притеснение ребенка смущающими взглядами и сексуальными высказываниями; порнография (принуждение ребенка рассматривать порнографические снимки); мастурбация в присутствии ребенка; инцест; изнасилование; принудительная проституция

Последствия сексуального насилия у детей дошкольного возраста ночные кошмары, страхи; самообвинения; отставание в речевом и интеллектуальном развитии; нарушение привязанности; замкнутость; регрессивное поведение; агрессия, гнев; аутоэротические действия; сексуализированное поведение

Определение комплексного насилия Комплексное насилие – сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию

Эффективность использования психокоррекционных программ с элементами психотерапии при различных видах насилия Вид насилия Возраст Элементы психотерапии Эмоциональное дошк. / мл. школ. мл. школ./ подрост. игровая когнититивно - поведенческая Физическое дошк. / мл. школ. мл. школ./ подрост. музыкальная когнитивно - поведенческая Сексуальное дошк. / мл. школ. мл. школ./ подрост. игровая арттерапия Комплексное дошк. / мл. школ. мл. школ./ подрост. игровая арттерапия