12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фильчагина Елена Юрьевна786
Россия, Оренбургская обл., Орск

Описание педагогического опыта по теме "Формирование правильного и беглого чтения младших школьников"

Презентацию выполнила учитель начальных классов . Фильчагина Елена Юрьевна Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно. А. Н. Толстой. «Формирование правильного и беглого чтения младших школьников»

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А Сухомлинский

Федеральный закон «Об образовании в РФ» Статья 66. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)».

ЧТЕНИЕ: - правильное - осознанное - беглое - выразительное

Качества чтения Правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость — это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Сознательность чтения — это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность — это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Взаимосвязь качеств чтения Правильное озвучивание понимание текста (осознания идеи произведения) выразительность чтения Беглость (темп чтения) при определенных условиях становится средством выразительности. Интерес к чтению

Правильность чтения На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникать из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, при чтении слогов, (слов) ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. На втором этапе (слог плюс слово) можно обнаружить ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперед, то возвращаясь назад. Преобладает орфографический способ чтения (слово читается так, как написано). Поэтому необходимо вводить орфоэпическое чтение (произносить слова так, как говорим). На третьем этапе происходит преодоление орфографического чтения, начинается орфоэпическое чтение, увеличивается скорость чтения.

Ошибки, возникающие при послоговом способе чтения 1. Замена букв, имеющих одинаковые элементы, если ребенок не твердо знает буквы. Н-р: вместо П читает Н или Т, вместо Ш – Щ. Нужно с ребенком внимательно проанализировать, в чем сходство, а в чем различие этих букв, сконструировать буквы из палочек, пластилина и т.д. 2. Замена букв, когда ребенок слабо различает звуки. По звонкости и глухости: З-С, П-Б. По сходству звучания или произношения: Ч-ТЬ-Щ, Ж-З, Ш-С, Ч-Щ, Р-Л, Ц-С и др. 3. Замены, связанные с неправильной артикуляцией (произношением) отдельных звуков: Р-Л, Л-В. Консультация у логопеда. 4. Низкий самоконтроль (может быть на всех этапах обучения чтению). Это беда «шустрых» ребят, невнимательных. Перестановка букв, перескакивание через строку.

Причины затруднений Неразвитая артикуляция Малое поле зрения Регрессия Слаборазвитая оперативная память Отсутствие антиципации Неумение найти главное в тексте

Правильность Режим чтения: Каждодневность упражнений; 2.Предупреждение ошибок чтения;

Дыхательная гимнастика. 2. Чтение слогов, блоков; 3. Чтение скороговорок, чистоговорок Артикуляция Недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарат причина, тормозящая скорость чтения. Речь невнятная, темп речи медленный. Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.

Регрессии это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Самый распространенный недостаток. Текст прочитывается дважды, как трудный, так и легкий. Глаза совершают движение назад, хотя нет никакой необходимости в этом. Причины регрессий. Сила привычки. Кажущиеся трудности текста. Отсутствие внимания. Для устранения первой причины понадобится карточка. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, затем ребенком. Взгляд назад не возвращается, т.к. карточка закрывает прочитанное. Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются.

Поле зрения Это количество информации, которую фиксирует глаз за один взор. Период формирования послогового чтения благоприятен для увеличения поля зрения. Числовые и буквенные пирамиды. Положить пирамиду перед ребенком и сказать: «Посмотри внимательно в центр первой строки, а теперь, не отводя взгляда от центра, скажи, какие цифры находятся слева и справа от центра. Взгляд влево и вправо отводить нельзя»

Таблицы Шульте Хорошо развивают поле зрения детей

Цифровые таблицы. Цифровые таблицы. Работа с таблицей состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. Подготовительный этап содержит требование: взгляд фиксировать в центре на заштрихованном квадрате. Спросить, видит ли ребенок всю таблицу целиком. Предложить назвать, не переводя взгляда с центра, те цифры, которые он видит. Исполнительный этап: показывать ребенку квадрат, он называет, какие там цифры. Взгляд зафиксирован на заштрихованном квадрате. Можно использовать таблицы с буквами.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. 1. Читается вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандаша по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов. 2. Перед ребенком таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел. В тетради у ребенка написан ряд чисел от 1 до 25. Нужно рассмотреть таблицу и сравнить с числами в тетради. Числа, которых нет в таблице, нужно в тетради зачеркнуть.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания. Посмотри и распутай линии.

Развитие зрительной памяти Зрительные диктанты по картинкам и словам; Корректурная проба; Чтение предложений без гласных; Методика «анаграммы»; Чтение текста «задом наперёд» Чтение текста из перемешавшихся букв…

Зрительные диктанты по картинкам и словам Правильность чтения

Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело.

БВОСЛИКРПОСЛОНДГНЛВОЛКУАОКАРАСЬ БВОСЛИКРПОСЛОНДГНЛВОЛКУАОКАРАСЬ ВОРОНАПРСГАЛКАСКРГРАЧТНОМЫШЬНТТ ДИВАНТСТСТУЛТНКРАНСТОЛТРОКРЕСЛОТ ТОРТСИХЛЕБСТЛБУЛКАРСКРОВАТЬПИРОГС ЧЬОМУХОМОРТНРЫЖИКНГБОРОВИКНГУЖП ШОАСКАЗКАРТБАСНЯРООКНОРНЗАГАДКАР Найди слово

Упражнения по развитию навыков чтения Игра «Фотограф» Ребенку предлагается столбик слов. За отведённое время он читает и запоминает слова. Затем ребенок должен ответить на вопрос, есть среди этих слов названное. Эта игра развивает зрительное восприятие слов. рябина огород морковь ученик книга дорога окно ручка горох капуста школа радость коньки лисица рассказ машина заяц арбуз

Упражнения по развитию навыков чтения Игра «Поймай слово» Для этой игры необходимо подготовить карточки со словами. Взрослый показывает карточку со словом и тут же отпускает ее. Ребенку необходимо быстро и правильно прочитать слово. Эта игра развивает зрительное восприятие слов, способствует развитию беглости и правильности чтения. рябина

Корректурная проба

Чтение предложений без гласных .д.н р.з р.б.т. .гр.л. н. .л.ц. н. б.льш.й к.ч. п.ск. М.м. пр.т.н.л. р.к. . п.йм.л. сн.ж.нк.  

Чтение предложений без гласных Один раз ребята играли на улице на большой куче песка. Мама протянула руку и поймала снежинку.  

Методика «Анаграммы» В селу.   ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

Методика «Анаграммы» В лесу.   Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК. Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК-лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА, дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА, из дупла выглянула БОЧЛЕКА. «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ. Неожиданная встреча

Антиципация Многие слова мы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, предвосхищением, по – другому – смысловой догадкой. Чтобы определить, владеет ли ребенок приемом антиципации, использует ли ее при чтении, предложите ему следующий текст. Понаблюдайте, как долго думает ребенок. Зафиксируйте время, затем дайте тот же текст, но без пропусков букв. Вновь заметьте время. Время сравните. Если разрыв не превышает 15-20 сек., ребенок использует прием антиципации.

Первая охота Надо __ щен__ гон__ кур по дво__. «Пой__-ка, – дума__, – на охо__ за дик__ зверя__ и птиц__». Шмыг__ под ворот__ и побе__ по лу__. Увиде__ его дик__ зве__, пти__, насеко__ и дума__к ажд__ про се__. Выпь дума__: «Я его обма__». Удод дума__: «Я его удив__». Ящер__ дум__: «Я от не__ вывер__». Гусен__, бабо__, кузне__ думают: «Мы от не__ спряч__». «Мы все за се__ посто__ уме__», – дум__ они про се__. А ще__ уже подбе__ к озе__ и дум__: «Вот я сей__ их пойм__!» – и пригот__ уже прыг__... (В. Бианки)

Чтение с решеткой. Размер решетки должен быть с печатный лист. На листе вырезаются вертикальные столбцы шириной 0,5 см и отверстия шириной в 1-2 см. Решетка накладывается на печатный текст, скрывая части слов. Ребенок читает текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. Используйте чтение текстов и рассказов с решеткой по 15-20 минут ежедневно. ОЧЕНЬ ВАЖНО! При работе с решеткой ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, настаивать на скорости чтения.

Приемы чтения Чтение перевернутого текста (в 1 классе следует использовать короткое предложение из 2-3 слов) Семь раз отмерь, один раз отрежь

Приемы чтения «Найти слова» На отдельных карточках написаны слова и бессмысленные буквосочетания. Ребенку нужно отделить слова от буквосочетаний. тетрадь ттаредь берёза брзаёе

Приемы чтения «Составь слова» Из разрезанных частей составить слова. тетрадь берёза пенал рябина

Приемы чтения Чтение строк с прикрытой верхней или нижней половиной Дело мастера боится Проворонила ворона воронёнка

В л е с у о с л а с о с н а . а м б ы л д у п л о . В д у п л е и л а б е л к а . б е л к и б ы л и д е и . н и м а л ы ПРОВЕРКА

(К.Д.Ушинский)

СКАЗКА СТИХ ПЕСНЯ БАСНЯ ЗАГАДКА Чтение наложенных друг на друга слов

ЧТЕНИЕ 5. Чтение зашумлённых слов ЧТЕНИЕ

Темп чтения Для повышения скорости чтения необходимо: Уменьшить число остановок глаз; Увеличить количество слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

Работа над темпом чтения Чтение слогов; Чтение скороговорок; Чтение-спринт; Чтение-разведка; Чтение с подсчётом слов; Чтение с отстукиванием ритма; Чтение с напевами…

Приемы чтения Чтение слов На карточке таблица со словами. сом мел день ком сыр мир пень дым сон маг тень шум Примеры заданий: Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно! Прочитай слова, которые начинаются; оканчиваются на букву М Прочитай слова, где звук [М] произносится мягко; твёрдо Прочитай слова, состоящие их 3; 4 букв Переверни карточку, какие слова запомнил В дальнейшем количество строк и столбцов в таблице увеличивается, слова усложняются

Приемы чтения «Найти заданное слово» Предлагается таблица слов. Ребенку необходимо быстро найти названное слово в таблице. рябина ученик капуста молоко лопата тетрадь посуда магазин улица лисица город берёза ворона собака облако морковь портфель машина одежда ягода Примеры заданий: Найди и покажи слово «берёза» Найди слова, оканчивающиеся на «а», прочитай их Найди слово в третьем столбце, второй строке Переверни карточку, какие слова запомнил

Чтение – спринт Памятка: Плотно сожми губы и зубы; Читай только глазами; Читай как можно быстрей; Ответь на вопросы к тексту.

Чтение – разведка Памятка: Плотно сожми губы и зубы; Поставь пальцы на начало и конец строки; Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Качества чтения Показатели Формирование и развитие Упражнения правильность фонематического слуха, грамматических навыков, работа со звукопроизношением, восстановление деформированных строк, текста беглость увеличение объема внимания, навыка антиципации восстановление деформированных слов, строк, текста