12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слугина Ольга Владимировна877
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Формы и методы работы на уроках биологии

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г.Ангарска» Тема: «Методы и приёмы работы на разных этапах урока биологии» учитель биологии: Слугина ольга Владимировна Ангарск - 2022

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский Задачи урока: Повышение качества образования. Создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Активизация познавательной деятельности, внимания учащихся, формирование и развитие устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет желания», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Вот поэтому основной целью моей педагогической деятельности является активизация познавательной активности учащихся на уроках биологии. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет желания», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Вот поэтому основной целью моей педагогической деятельности является активизация познавательной активности учащихся на уроках биологии. Для того чтобы «пробудить» у ученика желание узнавать новое, вовлечь в познавательную деятельность, есть замечательные средства: использование разнообразных методов и приёмов на разных этапах урока; интерес через необычные формы уроков; через содержание учебного материала; через приближение изучаемого материала к реальной жизни ученика; через внеклассные мероприятия;

Д.И. Трайтак: «В практике преподавания биологии ведущее место занимают беседа, рассказ, объяснение и лекция, которые в сочетании с наглядными и практическими методами дают возможность педагогу решать самые сложные вопросы обучения школьников на уроках биологии».

Методы обучения: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы; г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия; д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.  

При работе со старшеклассниками применяю технологию интеллектуального творчества, через активное применение развивающих и познавательных упражнений, через самостоятельную творческую работу (написание рефератов, докладов), проектную деятельность, внеклассные мероприятия. При работе со старшеклассниками применяю технологию интеллектуального творчества, через активное применение развивающих и познавательных упражнений, через самостоятельную творческую работу (написание рефератов, докладов), проектную деятельность, внеклассные мероприятия. Все вышеизложенные методы позволяют активизировать детей, пробудить их познавательный интерес. Кроме этого, в достижении поставленной цели немалая роль отводится оснащенности учебного процесса.

Информационно-коммуникативные методы и технологии Информационно-коммуникативные методы и технологии С этой целью готовятся компьютерные презентации, используются готовые информационные ресурсы и электронные модули. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения; отразить существенные стороны различных объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы. ИКТ-технологии применяются мною на различных этапах урока: 1)при объяснении нового материала (рисунки, фото, слайды, видеофрагменты) 2)при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента (рабочие листы, тестирование) 3)при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. 4)при повторении, закрепления (задания с выбором ответов, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео, вспомогательный материал) и контроле заданий (тестовые задания с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты).

Мультимедийные презентации Слайды, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, видеоматериалы. Мультимедийные презентации Слайды, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, видеоматериалы. Ресурсы сети интернет Использование интернета на уроках при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. Задача учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь её структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное.

Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий. Здесь для урока можно найти: справочные таблицы, схемы классификации живых существ и растений, мультимедийные панорамы («эволюция жизни», «экосистемы Земли»), видеоприложения, фонотеку («голоса животных»), фотоальбомы («природа России», «хищные звери»), Красную книгу Российской Федерации и другое. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий. Здесь для урока можно найти: справочные таблицы, схемы классификации живых существ и растений, мультимедийные панорамы («эволюция жизни», «экосистемы Земли»), видеоприложения, фонотеку («голоса животных»), фотоальбомы («природа России», «хищные звери»), Красную книгу Российской Федерации и другое. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Так, например, при изучении курса «Растения» в 7 классе можно использовать мультимедийное пособие, которое содержит большое количество тестов, заданий типа «закончи предложение», «правильно сопоставь» и др. Блок видеофильмов по биологии 6-8 классов имеют колоссальный набор видеофрагментов, в которых рассказывается о жизни рептилий, амфибий, млекопитающих, рыб, птиц и растений. Компьютерные методы и технологии повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

Метод проектов Метод проектов Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. В 5-7 классах есть темы, по которым дети создают проекты «Полезные ископаемые» 5 класс, «Бактерии» 7 класс, учащиеся работают по таким темам, как «Экологическая проблема города Ангарска и пути её решения», «Чистые берега», «Чистые леса».

Научно-исследовательский метод Научно-исследовательский метод Главная задача научно-исследовательской работы – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей. Такая работа знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность. Научно-исследовательские проекты созданы Краснер Анной «Минералы Иркутской области», Распутиной Марией «Бактерии – польза или вред», Тулиновой Василисой «Эндемики Байкала», «Коренные народы Прибайкалья» – Сутыриной Людой. Это далеко не весь перечень исследовательских работ, дети принимают участие в конкурсах и занимают призовые места.

Технология и методы проблемного обучения Технология и методы проблемного обучения Технология и методы проблемного обучения на уроках биологии является объективной необходимостью. С помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы, или путем записи на доске плана урока можно показать учащимся новизну темы урока. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач – пути активизации обучения на уроках биологии. Например, в начале урока в 9 классе «Виды кровотечений» ставлю перед учащимися ряд связанных с жизнью вопросов: При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь? Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая способствует росту познавательной активности в усвоении новых знаний.

Игровые методы и технологии Игровые методы и технологии Игра способствует развитию творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление к победе и к новым знаниям, развивает мышление, внимание, фантазию. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский. Учебная игра выполняет ряд функций: оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор; учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи; мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Поэтому в своей работе я часто использую игры и игровые моменты: Поэтому в своей работе я часто использую игры и игровые моменты: «Кто лишний?» (Крокодил, лягушка, черепаха, ящерица) «Найди ошибку» – даны предложения, относящиеся к одной теме, но в них допущены ошибки, которые надо найти. «Цепочка» – хорошо применять при изучении тем систематики растений или животных. Один игрок называет вид, второй – род, следующий называет семейство и т.д. Тот, кто не может назвать следующее звено цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Использование занимательного материала (интересные сведения из жизни ученых, об изучаемых объектах, шарады, игровые задания, викторины, анаграммы, ребусы, головоломки). Использовать игровые моменты можно на всех стадиях урока. Например, при изучении условий прорастания семян в 7 классе класс превращается в студию «Вопросов и ответов». На столах лежат стопки конвертов с вопросами об условиях прорастания семян. Дети в роли агрономов дают исчерпывающие ответы.

Очень нравится ребятам отгадывать загадки. Например, в 9 классе перед рассмотрением строения уха активизирую внимание учащихся загадкой: «Плоская досочка, по краям обивочка, а в серёдке – дырочка» (Ухо). В процессе размышления над загадкой, после глубокого анализа ребятам хочется подробнее изучить не только строение уха, но и выяснить его значение. Очень нравится ребятам отгадывать загадки. Например, в 9 классе перед рассмотрением строения уха активизирую внимание учащихся загадкой: «Плоская досочка, по краям обивочка, а в серёдке – дырочка» (Ухо). В процессе размышления над загадкой, после глубокого анализа ребятам хочется подробнее изучить не только строение уха, но и выяснить его значение. Сюжетно-ролевая игра характеризуется тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. На уроках целесообразнее использовать фрагменты ролевых игр. Например, при закреплении темы «Витамины» в 9 классе провожу ролевую игру «Доктор». Ученики делятся на две группы. Одна группа выступает в роли доктора, а другая в роли пациента. «Пациенты» грамотно рассказывают о проявлении заболевания, а «доктора» с комментариями назначают витамины.

Портфолио Портфолио В своей педагогической деятельности я использую метод «портфолио». Например, при изучении темы «Класс земноводные» (8 класс), учащиеся составляют портфолио по плану: среда обитания; строение (внешнее и внутреннее); размножение и развитие; значение в природе и жизни человека; охрана земноводных;

Лэпбук Лэпбук  В своей работе я использую лэпбуки (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знания; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут быть как широкие («Строение тела человека», «Времена года»,), так и узкие («Органы чувств»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.

Лэпбук обеспечивает: Лэпбук обеспечивает: возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); разнообразие игровых заданий; интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую); возможность структурировать сложную информацию; возможность разнообразить самую скучную тему; научить простому способу запоминания; компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке); вариативность использования заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Лэпбук формирует у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.  По своей структуре и содержанию он доступен и детям младшего возраста и ученикам старших классов. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности ребенка.

Предметные недели Предметные недели Еще одной формой работы, позволяющим ученикам проявить свои способности, является проведение ежегодных предметных недель. Во время предметной недели проходит большое количество игр, праздников, конкурсов и КВН, что позволяет ребятам продемонстрировать эрудицию, находчивость, сценические, художественные и литературные способности, а также сплотиться в единый коллектив.

Виды коллективных дел: В своей работе применяю разнообразные виды коллективных дел, такие как: Трудовые (например, «Субботник», посвященный дню Земли); Интеллектуальные (“КВН”, «Поле чудес», «Занимательные путешествия по…..») Экологические («Чистый город», акция по очистке берега реки Китой и др.)

Сложившаяся система работы дает положительный результат. Учащиеся постепенно овладевают умениями сознательно делать выбор при выполнении заданий самостоятельной работы, ориентируясь на собственные возможности, приобретают способность учиться на собственном опыте. Результатом достижений учащихся является ежегодное участие в олимпиадах по биологии. Сложившаяся система работы дает положительный результат. Учащиеся постепенно овладевают умениями сознательно делать выбор при выполнении заданий самостоятельной работы, ориентируясь на собственные возможности, приобретают способность учиться на собственном опыте. Результатом достижений учащихся является ежегодное участие в олимпиадах по биологии. В своей работе я использую разнообразные методы, приемы, методики, технологии, которые актуальны и дают хорошие результаты. Хороший учитель всегда учится сам. Это залог успеха в преподавательской деятельности.

Все описанные методы, приемы работы способствуют реализации идеи, наиболее эффективным является использование их в единой системе. Все описанные методы, приемы работы способствуют реализации идеи, наиболее эффективным является использование их в единой системе. Именно такой подход обеспечивает развитие интереса учащихся на основе интеллектуального, эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира. Хороший учитель всегда учится сам. Это залог успеха в преподавательской деятельности.

Литература: Литература: 1.Кукушкина, О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. – 1994.-№6.-С.162. 2.Подвальная Е.В., К вопросу об использовании компьютерных технологий на уроках географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Библиотека дефектолога ШишковойМ.И. 3. Сагман С. Эффективная работа с Power Point 97. СПб., 1997.