12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Незговорова Надежда Владимировна2550
Всем доброго времени суток! Я работаю музыкальным руководителем в детском саду, человек творческий, каждый раз ищу разнообразный, интересный материал. Работая с детьми постоянно находишься в поиске новых идей и решений.
Россия, Мурманская обл., Мончегорск

Народные праздники как форма духовного развития детей дошкольного возраста

Народные праздники как форма духовного развития детей дошкольного возраста

Решению проблемы духовного воспитания детей дошкольного возраста может содействовать приобщение воспитанников к культуре своего народа посредством проведения фольклорных праздников. Для формирования личности дошкольника  народный праздник имеет значение в нескольких аспектах: -народные  праздники  знакомят  детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; -народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.; -методически грамотное проведение  народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.  

Главной целью духовного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского  народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.  Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая)  обуславливают  целесообразность широкого использования этой формы духовного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Народные праздники  всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества,  в котором бы не существовало праздника. В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий  «не занятый»,  а  «праздное время» - период, когда не нужно работать.

Структура  каждого праздника подчинена установленным правилам и традициям: Целеполагание. Цель проведения праздника, как правило, направлена на создание праздничного радостного настроения, формирование основ православной культуры, духовных и нравственных ценностей.

Формулировка задач определяется в зависимости от содержания праздника, возрастных особенностей детей, возникших интересов, накопленных знаний, запросов и потребностей участников образовательного процесса.

Структура праздника зависит от места проведения (групповая, зал, участки детского сада), степени активизации участников (в основе активное участие детей, либо детей и родителей). На мой взгляд, православные праздники по своему содержанию являются нетрадиционными, поэтому каждый из них по-своему уникален.

Начинается православный праздник с благословения духовного наставника. Участниками праздника являются все воспитанники старших групп (по согласию родителей) и желающие родители.

Методы и приемы, используемые педагогами, соответствуют возрасту детей, а содержание опирается на православные традиции.

Предполагаемый результат соответствует поставленным выше задачам. О подготовке и проведении праздника освящается в собственной газете детского сада.

Народный  праздник - это синтез практически всех видов искусств:  литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей  дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме  праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Технология подготовки народных праздников: • Подбор литературы и информационное обеспечение, разработка сценария • Подготовка наглядных материалов - творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, оформление зала • Заучивание стихотворений, рассматривание икон, знакомство с их историей, разговор на библейские темы • Подготовка педагогического коллектива, родителей.

Виды народных праздников Фольклорные - Святки, Масленица, Праздник русской березки, Осенины, Проводы зимы. Православные – Покров, Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Троица Семейные- Семейные посиделки, День семьи.

Осенины Колядки

Масленица Пасха

На мой взгляд, результатом работы можно считать возросшую активность педагогов, детей и родителей в организации и проведении православных праздников. Педагоги всегда первые помощники в подборе материалов к празднику, оформлении зала, изготовлении костюмов, а дети и родители – активные исполнители ролей, участники выставок и конкурсов.

Приятно отметить, что в нашем детском саду с большим вниманием относятся к фольклору и к русским народным праздникам. На музыкальных занятиях дети с удовольствием поют мелодичные русские народные песни, озорные частушки, водят хороводы. Я, как музыкальный руководитель, изучила запросы родителей, воспитателей, детей и поняла, что общение с русским народным творчеством обогащает, развивает эмоциональную сферу, делает ее духовно богаче.