12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева29140
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Подготовка к изложению "Суворов" по упражнению 413.

Подготовка к изложению по упр №413 Суворов 8 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Изложение – это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста Виды изложений Подробное изложение Сжатое изложение Воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста, сохраняя Особенности авторского стиля Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Инструкция «Как писать изложение» Прочитайте (прослушайте) текст. Выделите в тексте существенные (важные, необходимые) мысли. Найдите среди них главную мысль. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы. Озаглавьте каждую часть и составьте план. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Обдумайте средства связи между частями. Переведите отобранную информацию на «свой» язык (используйте приемы сжатия) Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Работа с учебником Страница 194 Упражнение 413

Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. Лицо его отличалось чрезвычайной выразительностью. Лоб - высокий, глаза - большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. Вся фигура, взгляд, слова, движения - все отличалось живостью и проворством; не было солидности и важности, которые его современники привыкли считать, обязательным признаком крупного деятеля.     Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. Не говоря уже о предметах роскоши - картинах, дорогих сервизах, нарядах, - он лишал себя даже элементарного комфорта. Спал на покрытой простынёй охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. Вставал в 4 часа утра, причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. Шубы, перчаток никогда не носил. Ездил он всегда в самой простой таратайке, пользовался самой простой мебелью. Пуще всего боялся изнеженности. «Чем больше удобств, тем меньше храбрости», говаривал Суворов. Он считал необходимым поддерживать физическую и духовную стороны человека в постоянной готовности к лишениям и опасности.     Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. Он изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким, и финским языками; был основательно с древней и новой литературой. Военная эрудиция его была изумительна. Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. Ум Суворова не знал отдыха. Страстная любознательность сочеталась в нем с огромной жаждой деятельности. "Истинно не могу утолить пожара в душе моей!" - воскликнул однажды Суворов.      Военное дарование - та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. Суворов ещё при жизни стал легендой. Он со своими "чудо-богатырями" не знал поражений. Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека. Прочитайте текст о великом русском полководце А.В. Суворове. Проанализируйте содержание текста. Напишите изложение.

Стили Художественный стиль Публицистический стиль Официально – деловой стиль Разговорный стиль Научный стиль Повторим!!! Какие стили текста вы знаете?

Определите стиль текста публицистический Собственно – публицистический подстиль характеризуется актуальностью тематики, использованием общественно – политической лексики, терминологии и фразеологии, использованием заимствованных слов (научно-технические явления) Художественно – публицистический подстиль сближается со стилем художественной литературы, характеризуется функцией убеждения и воздействия при помощи изобразительно -выразительных средств языка В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование, рассуждение

Повторим!!! Какие типы текста вы знаете? Повествование (что делает?) Рассуждение (почему?) Описание (какой?) Композиция Завязка Развязка Тезис Доказательство Вывод Описание, повествование, рассуждение могут объединяться в одном тексте Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека

Сфера применения (где?) Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта Основные языковые средства Сочетание книжной и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.) Жанры Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)

Определите тип речи текста описание Можно ли считать текст о Суворове портретным очерком? Докажите. Жанр Портретный очерк Портретный очерк - публицистический жанр, героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.

Портрет – это изображение внешности человека: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Внешний портрет – это описание лица, его черт, глаз, волос, прически, фигуры, рук, одежды, походки, жестов, мимики, манер, особенностей голоса и т.д. Внутренний портрет – это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания. Повторим!!!!

Почти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части: описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи; эпизод, раскрывающий в герое главное. А.В. Суворов

Вопросы по тексту: 1. Какова тема текста? 2. Какова основная мысль? 3. На сколько частей можно разделить текст? Очерк об А.В. Суворове Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени Текст состоит из 4-х частей

Александр Васильевич Суворов Русский полководец, ставший основоположником российской военной теории, генералиссимус. Награжден всеми известными российскими орденами того времени и семью иностранными. Принимал участие в шестидесяти боях, все они закончились безоговорочной победой. Ему удалось укрепить границы России так, что ни один из агрессоров не рисковал их нарушить. Помимо воинского таланта, он обладал высокими моральными качествами. Он чувствовал ответственность за своих солдат, поэтому старался сделать их жизнь немного легче и комфортней. Он был ярким человеком во всех отношениях и остался в памяти потомков не только как победитель, но и как неординарный человек.

Работа с 1 частью текста О чём говорится в 1 – й части? (1 – часть текста – описание внешности Суворова: фигура, лицо, глаза, лоб). -Какие черты подчеркивают индивидуальность героя?  (Глаза, искрившиеся умом и энергией; живость и проворство в движениях, словах и взглядах, отсутствие солидности и важности во всей фигуре. Фигура – сухощав, немного сутуловат)

- Прочитайте 2 часть. В чём нас убеждает автор? - Прочитайте 2 часть. В чём нас убеждает автор? (Во 2-м абзаце раскрывается спартанский образ жизни великого полководца: покрытая простыней охапка сена, укрываясь вместо одеяла плащом; простая таратайка; ) Как строится это рассуждение? Где находится тезис? (Тезис: «в привычках был необыкновенно скромен», «лишал себя элементарного комфорта»). - Приведите аргументы (доказательства), объясняющие почему он вёл такой образ жизни. Работа со 2 частью текста («Боялся изнеженности; поддерживать физическую и духовную стороны человека в готовности к лишениям и опасности»).

- Прочитайте 3 часть. Определите тип речи (докажите). - Прочитайте 3 часть. Определите тип речи (докажите). (Третья часть – по типу рассуждение). Есть тезис, доказательство, вывод. Тезис: Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. Доказательства: Он изучил математику, историю, географию Владел немецким, французским, итальянским, польским , турецким… Был основательно знаком с древней и русской литературой; Проштудировал все военные книги. Доказательства его необычайной образованности заканчиваются высокой оценкой его ума, любознательности, эрудиции, жажды деятельности. Вывод: страстная любознательность сочеталась в нем с огромной жаждой деятельности. Работа с 3 частью текста

- О чем говорится в последней части? - О чем говорится в последней части? (оценка, вывод) - О чем этот вывод? (военное дарование; интеллектуальная и волевая мощь, легенда, «чудо-богатыри», не знал поражений, хранится в памяти каждого русского человека). Работа с 4 частью текста

Комфорт – эрудиция(военная) – таратайка – изнеженность – интеллектуальный – проштудировал- любознательность – Словарная работа бытовые удобства начитанность, глубокие знания в военной науке, широкий кругозор лёгкая двухколёсная повозка неспособности переносить неудобства с высоко развитым интеллектом, умный тщательно изучил тяга к знаниям

Выразительные средства Примеры Какие изобразительные средства использует автор в тексте? эпитеты Противопоставления Повторы Возвышенная лексика Просторечия 1. чрезвычайная, высокий, один из самых образованных, эрудиция изумительна, страстная любознательность, волевая мощь 2.живость и проворство – солидность и важность; скромность - роскошь; изнеженность – храбрость; военное дарование – поражение 3. простая таратайка, простая мебель 4. деятель, жажда, дарование, мощь, легенда, чудо-богатыри, душа 5. охапка сена, таратайка, тащить, пуще, говаривал

Читаем микротемы (абзацы), составляем план к изложению Внешность Суворова Скромность и аскетизм образа жизни полководца. Широкая эрудиция, любознательность, жажда деятельности. Военное дарование Суворова.