12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28712
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Обращение и знаки препинания при нем. Урок №1 8 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, в жизни.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. ОБРАЩЕНИЯМИ СЛУЖАТ: Собственные имена людей географические наименования и т. д. названия или клички животных названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д. названия предметов, явлений неживой природы

Обращения могут быть выражены именами существительными в форме именительного падежа (собственными и нарицательными) субстантивированными словами: Жизнью пользуйся, живущий. Рабочий прошел мимо. Субстантивация – переход разных частей речи в существительные

Основные функции обращения - привлечение внимания, призыв собеседника. Отсюда у обращения звательная форма  У обращения есть 4 основные функции: 1) привлечение внимания собеседника; 2) адресация речи; 3) номинация предмета речи; 4) характеристика предмета речи. То есть обращения могут не только называть лицо, но и демонстрировать оттенки значения: испуг, радость, побуждение к действию, снисходительное отношение.

Распространенное обращение Нераспространенное обращение Братик, вот мы и встретились! Пешеходы, соблюдайте правила дорожного движения! Девочка, ты обронила шарфик. Сыпь ты, черёмуха, снегом пойте вы, птахи, в лесу. Летите прочь, воспоминанья Там, в шляпе, вы оплатили проезд? Мой милый брат, я так скучала! Уважаемые пешеходы, пожалуйста, переходите улицу на зеленый свет! Девочка в зеленой беретке, подберите шарфик. Откуда, умная, бредёшь ты, голова? Дедушка, миленький, где ты был?

Обращение не является членом предложения, не связано с другими словами никакой связью, поэтому отделяется от членов предложения запятыми или восклицательным знаком. Может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Обращение всегда выделяется на письме запятыми 1. Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой (Пушкин).  [ ,О, ]. 2. Откройся, мысль! [ ,О]. 3. Нина, поди сюда. [О, ]. Если обращение произносится с особой интонацией, то после него ставится восклицательный знак Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов). [О! ]. Между двумя обращениями, соединенными союзами И, ДА=И, запятая не ставится Здравствуй, солнце да утро весёлое! (Никитин). [ ,О да О].

Упражнение № 1. Упражнение № 1. Выпишите те предложения, в которых есть обращения. Поставьте знаки препинания. Начертите схему. Березы белоствольные растите веселей. Шумит земля привольная ветвями тополей. Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. Здравствуй солнце здравствуй лес. Тренировочные упражнения

Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели. 3. Бабушка рассказывает сказку на ночь. 4. Ребята пошли на речку. 5. Мама купила мне книгу. 6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять. Тренировочные упражнения

Упражнение 3. Упражнение 3. Составьте предложения так, чтобы в одних слова были подлежащими, а в других – обращениями. Елена Александровна, мама, хозяин, друзья, Кирилл, товарищ. Тренировочные упражнения

Упражнение 4. Упражнение 4. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания в предложениях с обращениями. Начертите схемы предложений. Тренировочные упражнения 1. А что это ты Людочка называешь меня на «Вы»? 2. Добрая бабушка спокойной ночи! 3. Игорь как ты сможешь мне помочь? 4. Расскажи мне милая мамочка сказку. 5. Молчи Старцев ничего не говори. 6. Валентин Яковлевич вы опять к нам вернулись? 7. Постойте Галина Тимофеевна сначала выслушайте нас. 8. Скорее Лёва мы должны освободить пленников! 9. Спасибо тебе добрая девочка. 10. Здравствуй дружок мы давно не виделись.

1. Добро пожаловать скворцы! 1. Добро пожаловать скворцы! 2. Не твоя ли Пушкин радость окрыляла нас тогда? 3. За то друзья мы так Отчизну любим. 4. Люблю тебя моя Россия за твой характер боевой. 5. Разбуди эту землю весна. 6. А зачем ты Мороз Иванович зимою по улицам ходишь да в окошки стучишь? 7. Какая ты Чернушка смешная! 8. Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте? 9. Здравствуй князь ты мой прекрасный! 10. Поди-ка сюда верный мой работник Балда. Тренировочные упражнения Упражнение 5. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений.

Вариант 1. Вариант 1. Спиши, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем. Проверочная работа Вариант 2. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении. Вот, (1) папа,(2) мы с тобой не можем заснуть, (3) и оба мы несчастливы. Отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5) вроде бы ничего не понимая. -Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моем доме – я счастлив! Я всхлипнула, (10) а он обнял меня, (11) как маленькую. Ему всего и нужно было, чтобы мы были все вместе. 1,2,6,7

Работа с учебником Параграф 36 Упр. 423

Задание на дом Параграф 36 Упр. 425