12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28663
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Обращение. Знаки препинания при обращении. Речевой этикет.

Обращение. Речевой этикет. Урок №2 8 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Повторим !!! Составьте схемы предложений. 1. Я вернусь к тебе, Россия. 2.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 3. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая. 4.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! [ …, О]. [О, … ]! [ …, О]. [ …, О, … ]! Схемы: Проверим!

Объясните схемы! Какой схеме соответствует каждое предложение? 1. [О, ]. 4. [ ,О]. 2. [О! ]. 3. [ ,О, ]. Графический диктант: 1) Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. 2) Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами, с твоей великою рекой и неоглядными полями. 3) Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. 4) Пылай, камин, в моей пустынной келье. 5) Ты вразумил меня, герой. 6) Поздравляю вас, друзья, с благополучным прибытием. 7) Слышите, Дмитрий Петрович. Проверим!!! 1-1 2-3 3-3 4-3 5-4 6-3 7-4

Выпишите предложения с обращениями, обозначьте обращение (знаки препинания не расставлены) 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Сравните два предложения и определите, какую синтаксическую функцию выполняет имя Татьяна в каждом из них !!! Обращение не путай с подлежащим. ( К обращению нельзя задать вопрос от сказуемого) 1. Татьяна в темноте не спит И тихо с няней говорит. («Евгений Онегин» А.С. Пушкин) 2. Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью… («Евгений Онегин» А.С. Пушкин)

Урок № 2. «Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость» Мигель де Сервантес испанский писатель Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как связать нашу тему урока «Обращение» и вежливость?

Вспомним, что такое обращение? Вежливость? Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Вежливость – это учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. (С. И. Ожегов). Существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать речевым этикетом.

Речевой этикет - это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить. Он требует соблюдения некоторых негласных правил. Одной из форм речевого этикета является обращение.

Обращения бывают: Официальные: гражданин, товарищ, по ФИО Доверительные: уважаемый коллега, друзья Шуточные: прозвище человека Личные: дорогой, милая

Выбор конкретного обращения зависит, прежде всего от того, к кому мы обращаемся Обращения «ты» и «Вы» В русском языке мы можем обратиться к человеку на «ты» или на «Вы». На «Вы» обращаются друг к другу : 1) незнакомые и малознакомые взрослые люди; 2) в официальной обстановке (например, ученик к учителю); 3) младший к старшему по возрасту.

1) при обращении к родственникам мы упоминаем вместе с именем их семейный статус: папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя. 2) при обращении к друзьям мы упрощаем их имена: Михаил – Миша, Михан; Елена – Лена, Ленусик. 3) в официальной обстановке принято обращение по «имени–отчеству». — женщина/девушка, — мужчина/молодой человек — господин, госпожа  — сударыня, барышня  — гражданин, гражданка  — мать, отец, брат, земляк  — уважаемый, милейший, почтеннейший, милочка Обращения друг к другу в современном языке

солнышко, сыночек, бабуля, Любушка, Павлик, брюзга, дармоед, пустомеля, баламут, лапоть, лох , мужлан, грубиян Напишите десять обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тётечка, мальчугашка. Напишите все возможные варианты вашего имени, распределив их на две группы: используемые в официальной речи и в неофициальной. Задание солнышко, сыночек, бабуля, Любушка, Павлик, брюзга, дармоед, пустомеля, баламут, лапоть, лох , мужлан, грубиян Эмоционально окрашенные слова Эмоционально окрашенные слова – это выражения, позволяющие выразить личное отношение человека к поступкам людей, действиям или вещам. Могут давать положительную и отрицательную характеристику

В русском языке есть несколько форм обращения к человеку по имени: 1. Полное имя: Ирина, Татьяна, Александр. Это отстраненно-официальное обращение к человеку. 2. Краткое: Ира, Таня, Саша. Оно используется в дружеской беседе. 3. Уменьшительно-ласкательное: Ирочка, Танюша, Сашенька. Идеально при общении между очень близко знакомыми людьми. 4. Грубое и фамильярное: Ирка, Танька, Сашка. Как правило, звучит такое обращение в диалоге между детьми в школе. 5. Для русского речевого этикета свойственно обращение к людям по имени и отчеству – это традиционная формула, которая применяется по отношению к лицам старшего возраста, коллегам, к начальнику, учителям, докторам. 6. Используется и обращение только по фамилии. Оно применяется в учебных и медицинских заведениях, в армии. Это является нормой и считается нейтральной и вежливой формой Это интересно!!!

- Тепло ли тебе девица? - Да ты что старый очумел что ли? Видишь, у меня руки и ноги замёрзли! - И теперь тебе тепло красна девица? - Тепло Морозушко. Тепло батюшка. Расставьте знаки препинания при обращениях, найдите эмоционально окрашенные слова

Неуместные обращения Тётенька, дяденька Мужики, девчонки Дядя Коля, тётя Клава Александр ( к 50-летнему мужчине в присутствии посторонних людей ) Официальные и неофициальные обращения (ситуации) 1. ДАМА В КРАСНОЙ ШЛЯПЕ, передайте за проезд. 2. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, возьмите, пожалуйста, сдачи. 3. ЖЕНЩИНА, вы не видели: маршрутка номер 197 не проезжала? 4. МУЖЧИНА, вы уронили кошелек! Найдите неуместные обращения

Что еще надо знать про обращения? Друг ты мой, скажи мне правду. Милый вы мой, выручите меня. О сад мой, как ты зелен. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих …… Эй, в круглой шляпе, как мне пройти на станцию? 1. Личные местоимения ты, вы, как правило, не являются обращением, но могут входить в состав обращения, или сами по себе могут выполнять функцию обращения. 2. Обращения ты, вы могут встретиться в поэтической речи. Если перед обращением стоит частица О, то она не отделяется от обращения запятой. 3. В роли обращения выступают слова, называющие какой-нибудь признак лица, к которому обращаются с речью. Эй, кто там покрепче, давай сюда, к воротам!

1. Частицы о, ах, а и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы... 2. Если же перед обращением оказывается междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком: Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. 3. В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств.

Знаете ли вы, что в русском языке обращение считалось таким важным, что существовал даже 7-й, звательный падеж. Пример существительного в звательном падеже – слово “старче”. Именно так обращалась к старику рыбка в сказке А.С.Пушкина. Это интересно!!! Из истории обращения в русском языке Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Пойди, княже, с нами в дань! («Повесть временных лет»). Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея Петру) Устаревший звательный падеж: боже, отче, сынку, друже, человече

В культуре европейских стран в официальной обстановке принято называть друг друга по должности (господин профессор, господин президент) или социальному статусу (сэр, мадмуазель, мистер, мадам). Сложились особые устойчивые формы языковых оборотов, например «господин доктор», «фрау булочница», «миссис профессор». Это интересно!!! Обращения к незнакомому человеку В России для обращения используются такие формы, как «девушка», «женщина», «молодой человек» и так далее. Но под влиянием культуры западных стран используется форма «господин», «доктор», «профессор», «клиент», «соучредитель». В настоящее время появились новые официальные обращения, которые объединяют представителей всех сословий и партий: «соотечественники», «сограждане», «россияне». Они используются для привлечения внимания публики и только во множественном числе

В социальных сетях принята неофициальная форма общения. После нее, как правило, переходят сразу к теме разговора. Например, «Привет! Что делаешь вечером?» Наиболее распространенная форма - «ты», которая используется и в беседе с лицами старшего возраста, например «Выйдешь сегодня в Сеть?" Это интересно!!! Обращения к незнакомому человеку Отсутствие стандартов вежливого обращения - это недостаток нашего языка или его достоинство?

В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа. Не шуми ты, рожь, спелым колосом (Кольцов). Использование обращений в поэтической речи 1) До свиданья, друг мой, до свиданья. 2) Гой ты, Русь, моя родная, Хаты-в ризах образа ... 3) Шаганэ ты моя, Шаганэ! 4) Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. 5) Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! 6) Ты жива еще, моя старушка?

Тренировочные предложения. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Пой во мраке тихой ночи нежный кроткий соловей! Река священнейшая в мире кристальных вод царица мать! Дерзну ли я на слабой лире тебя о Волга вел..чать? Теки Россию укр..шая шуми свяще..ая река. (Н. Карамзин) Проверьте! Пой во мраке тихой ночи, нежный, кроткий соловей! Река, священнейшая в мире, кристальных вод царица мать! Дерзну ли я на слабой лире тебя, о Волга, величать? Теки, Россию украшая, шуми, священная река.

Собственное имя Название лица по родству Название лица по профессии Название лица по возрасту Название лица по обществ. положению Сергей Сергеевич, это вы ли? Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною. Пошёл, кучер! Я и не отговариваюсь, тётушка. Ты что же, молодчик, оброка не платишь? Задание 1. Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:

Собственное имя Название лица по родству Название лица по профессии Название лица по возрасту Название лица по обществ. положению Сергей Сергеевич, это вы ли? Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною. Пошёл, кучер! Я и не отговариваюсь, тётушка. Ты что же, молодчик, оброка не платишь? Задание 1. Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них: 1 4 3 5 2

Куда б_жишь тр_пинка милая куда з_вешь куда в_дешь? Сл_ти к нам тихий вечер на мирные поля! Мои пытливые вопросы оч_видно смутили дядю. На наше счастье буран зад_ржался. К сож_лению в сосняке скрывались люди. Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Куда б_жишь тр_пинка милая куда з_вешь куда в_дешь? Сл_ти к нам тихий вечер на мирные поля! Мои пытливые вопросы оч_видно смутили дядю. На наше счастье буран зад_ржался. К сож_лению в сосняке скрывались люди. Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Задание 2. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения

Задание 3. Выпишите древние формы обращений Народная разбойничья песня: Не шуми, мати, зелёная дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. Молитва: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Работа с учебником Параграф 36 Упр. 426

Задание на дом Параграф 36 Упр. 427