12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева29602
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.

Вводные слова Знаки препинания при них. 8 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

1. Устная орфоэпическая разминка Поставьте ударение в словах Диспансер Договор Донельзя Доску Исчерпать Проверьте!!! Диспансер Договор Донельзя Доску Исчерпать

Земля родная о тебе и сны и думы наши. Земля родная о тебе и сны и думы наши. Здравствуй красавица Волга! Ой ты Волга родимая Волга, кто не любит твоих берегов! Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? О муза ты была мне другом! Нет дорогой ты не прав. Говори, что хочешь Михаил я знаю, что ты скажешь . Унылая пора очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса. Спишите предложения, выделяя графически обращения

Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении - Вот, (1) папа, (2) мы с тобой не можем заснуть, (3) и оба мы несчастливы. Отец заморгал своими добрыми глазами, (4) посмотрел на меня, (5) вроде бы ничего не понимая. -Что ты, (6) милая! О чём ты, (7) Надежда?.. Все живы, (8) нет войны, (9) все в сборе в моем доме – я счастлив! Я всхлипнула, (10) а он обнял меня, (11) как маленькую. Ему всего и нужно было, чтобы мы были все вместе. 1,2,6,7

Внимательно прочитайте пары предложений. Объясните, какую функцию выполняют в каждом из предложений выделенные слова Решение должно быть найдено. Ты, должно быть, меня не расслышал. Благородный труд ведет человека к счастью. Погода, к счастью, не помешала нам. Постарайся все выполнить по-моему. По-моему, мы заблудились.

Словарная работа Категория вводности Вводить – это значит внедрять в структуру предложения какие-либо слова или обороты с определённой целью. Русский ученый - лингвист Пешковский А.М. считал, что вводные конструкции – это «… инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению» А.М. Пешковский

Вводные слова - слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий: 1) выражает отношение к сообщению; 2) они не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью; 3) они не являются членами предложения; 4) в устной речи выделяются интонацией, а на письме запятыми. Например: Он, самое главное, всегда слово держит; По-твоему, я не права? Вы, к счастью, легко отделались.

Запомни! Выделяют три группы слов: Водные слова, вводные предложения, выделяются на письме запятыми, вставные конструкции-тире, скобками, но не являются никаким членом предложения! Вводные слова Вставные конструкции Вводные предложения

конечно без сомнения очевидно пожалуй разумеется вероятно наверное по словам таким образом итак следовательно бесспорно одним словом по мнению во-первых к счастью может быть к удивлению кстати кроме того Какие вводные слова мы чаще всего употребляем в своей речи?

Отличие вводных слов от других слов в предложении Члены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому к каждому из них можно поставить вопрос от другого члена предложения. что делает? Она кажется утомленной. Вводные слова (конструкции) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ членами предложения, поэтому к ним НЕЛЬЗЯ поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения. Я, кажется, вас поняла.

Употребление вводных конструкций возможно в начале предложения, в середине или в конце предложения 1. Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией, а на письме знаками препинания. 2. Вводные слова не являются членами предложения. Запомни!!! Например: Мы, по крайней мере, так думаем (с вводным словосочетанием). По крайней мере, мы так думаем. Мы так думаем, по крайней мере.

Знаки препинания при вводных словах и предложениях схема пример [ ВВОДН. СЛОВО,….] К счастью, нам повезло с погодой. [..,ВОДН.СЛОВО,…] Завтра, наверное, будет холодно. [...,ВВОДН. СЛОВО.] Я был неправ, конечно. [...,ВВОДН.ПРЕДЛОЖЕНИЕ,….] Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала. [...-ВВОДН.ПРЕДЛОЖЕНИЕ-…] Мой приход - это я мог заметить - сначала несколько смутил гостей. [...(ВВОДН.ПРЕДЛОЖЕНИЕ)…] Птенец упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА УКАЗЫВАЮТ НА вводные слова 1. Источник сообщения По-моему, по-твоему, по его словам, на наш взгляд, по слухам, по убеждениям писателя, по сообщению газет, по преданию… 2. Чувства говорящего К счастью, к сожалению, к несчастью, на горе, на беду, к нашему огорчению, грешным делом, чего доброго… 3. Степень уверенности или достоверности Конечно, действительно, безусловно, бесспорно, без сомнения, само собой разумеется, в самом деле, наверное, очевидно, видимо, по-видимому, во всей вероятности, видно, право, знать, кажется, должно быть, может быть, возможно… 4. Оценку способа высказывания Так сказать, точнее сказать, мягко говоря, грубо говоря, фигурально выражаясь, по правде говоря, по справедливости, по правде. по чести, честно говоря, кроме шуток ,между нами говоря, в общем говоря, в общем, лучше сказать, одним словом 5. Порядок следования мыслей Во-первых, во-вторых…, итак, итого, значит, следовательно, стало быть, наконец, в конечном счете, таким образом, с одной стороны…, наоборот, напротив, кстати… 6. Ограничение, уточнение По крайней мере, по меньшей мере, сверх того, помимо того, кроме того, главным образом, по сути, по существу, в частности, к примеру, например, впрочем… 7. Привлечение внимания Видите ли, знаете ли, понимаете ли, представьте, согласитесь, не поверите, послушайте, вообразите …

Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Определите значение вводных слов На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. Может быть, к обеду пойдет дождь. Стоит, наверное, позвонить родителям. По всей вероятности, ученым предстоит разгадать еще много загадок Вселенной. Ты, пожалуй, езжай первым. действительно без всякого сомнения, Может быть, наверное, По всей вероятности, пожалуй, Различная степень уверенности

Различные чувства (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.) Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Определите значение вводных слов Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло. К сожалению, я вынужден вам отказать. Праздник, к общей радости, получился ярким и запоминающимся. Коля, к удивлению, сдал зачеты вовремя. как на беду, к страшной моей досаде, К сожалению, к общей радости, к удивлению,

Порядок оформления мыслей Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Определите значение вводных слов Итак, наше выступление подошло к завершению. Во-первых, хочу предупредить вас об изменении расписания, во-вторых, справиться о вашем самочувствии. Мы, например, очень любим ходить в лес, а вы, наоборот, все время сидите дома. С одной стороны, темнота была спасительной, с другой стороны, она скрывала и врага от нас.  Итак, Во-первых, во-вторых, например, С одной стороны с другой стороны,

Не являются вводными и не выделяются знаками препинания слова: Например: Авось он образумится. Он как будто ждал этого. А ведь я предупреждал. Вдруг, авось, только, будто, как будто, вряд ли, якобы, ведь, именно, даже, едва ли, якобы, почти, непременно, как раз, обязательно, вот, все-таки и др.

Проверим!!! Составьте предложение, используя данные слова в качестве вводных Конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, кажется, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. К счастью, папы и мамы нет дома. Значит, можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, несомненно, интересно бывать у девочки. У нее, очевидно, много книг, которые очень интересны. Понимаете, Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, по слухам, уже побывала в Италии и в Африке. Одним словом, у Любочки очень интересно.

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора. Выпишите цифры, где нужно поставить запятые при вводных словах 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3 1,2 Многие слова в русском языке могут быть или не быть вводными, то есть имеют двойное значение

Трудности отличия Пути преодоления 1. Отличие вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения Запомните слова, которые никогда не употребляются в роли вводных слов 2. Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения Определите синтаксическую роль слов (конструкций) 3. Определение синтаксической роли слов: однако, наконец, вообще, значит и др. Определите лексическое значение слова путем подбора синонима

Однако: слово является вводным, если стоит в середине предложения: Петр, однако, решил поступить по-своему. слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но): Однако Петр решил поступить по-своему. Значит: ЗНАЧИТ = следовательно ЗНАЧИТ = стало быть ЗНАЧИТ находится между придаточным и главным предложениями ЗНАЧИТ находится между частями бессоюзного сложного предложения. Значит, вы не можете сегодня прийти? Если наступит весна, значит, будет тепло. Прозвенел звонок, значит, урок кончился.

Введите в текст вводные слова …Байкал – самое уникальное озеро в мире. Но…в погоне за прибылями человек стал забывать об этом. …Сегодня из байкальских вод стали исчезать ценные и редкие породы рыб. Это …оттого, что человек не думает о будущем…всем нам надо встать на защиту Байкала. (Для справок: значит, на мой взгляд, несомненно, к сожалению, кажется).

Расставьте знаки препинания при вводных словах Для того чтобы быть здоровым человек должен (во)первых ежедневно делать утреннюю зарядку (во)вторых заниматься спортом (в)третьих правильно питаться и (на)конец избавиться от вредных привычек. Проверьте!!! Для того чтобы быть здоровым человек должен, во-первых, ежедневно делать утреннюю зарядку, во-вторых, заниматься спортом, в-третьих, правильно питаться и, наконец, избавиться от вредных привычек.

Мини-контроль. Тест. 1. В какой строчке все слова могут быть вводными? а) разумеется, ура, согласен, к вам; б)таким образом, дружок, шабаш, к сожалению; в) к удивлению, вероятно, завтра, послушайте; г) во-первых, может быть, к счастью, итак. 2. В каком предложении есть вводное слово и должны стоять запятые? а) Они вероятно не ждали такой развязки. б) Дождь долго не прекращался. в) Спой светик не стыдись. г) Не оставь меня кум милый дай ты мне собраться с силой.

3.В каком предложении вводное слово занимает неправильное место? 3.В каком предложении вводное слово занимает неправильное место? а) Наш народ всегда вставал на защиту Родины, безусловно. б) Говоря откровенно, наши победы – это заслуга наших дедов) в)В.В. Путин, по мнению большинства граждан России, умело руководит страной и принимает правильные решения. г)Таким образом, терроризм несёт угрозу всему миру. 4. Какое утверждение неверное? а) Вводные слова выражают отношение говорящего к сообщению. б) Вводные слова являются членом предложения. в) Вводные слова всегда выделяются запятыми.

Тестовый тренинг. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4 2

Тестовый тренинг. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно. 1) 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 2

Тестовый тренинг. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2 4

Тестовый тренинг. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 5, 6 4) 3, 4, 5, 6 3

Тестовый тренинг. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться — он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания. 1) 1, 2, 4,5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 3 2

Тестовый тренинг. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила. 1) 1, 2 2) 4, 5 3) 3 4) 1, 2, 3, 4, 5 2

Тестовый тренинг. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

Тестовый тренинг. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской. 1) 1,2 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,4 4) 1,5 1

Работа с учебником 1. параграф 37, страница 202 Таблица, страница 203 Упражнение 432

Домашнее задание Упражнение 438 на странице 206