12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28712
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. 8 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Повторим вводные слова!!! Какие слова мы называем вводными? Назовите группы вводных слов по их значению. Как можно отличить вводное слово от члена предложения? Как выделяются вводные слова на письме? Значение Указывают на источник сообщения чувства говорящего степень уверенности или достоверности дают оценку способа высказывания порядок следования мыслей ограничение , уточнение служат для привлечения внимания слушателя Интонация - паузы - ускоренный темп - понижение тона Мы, к сожалению, не успели к поезду (в начале предложения голос может и повышаться) Синтаксич. функция - не являются членами предложения не связаны с другими словами ни сочинительной, ни подчинительной связью Вводные предложения имеют такие же признаки

ВВОДНЫЕ СЛОВА УКАЗЫВАЮТ НА вводные слова 1. Источник сообщения По-моему, по-твоему, по его словам, на наш взгляд, по слухам, по убеждениям писателя, по сообщению газет, по преданию… 2. Чувства говорящего К счастью, к сожалению, к несчастью, на горе, на беду, к нашему огорчению, грешным делом, чего доброго… 3. Степень уверенности или достоверности Конечно, действительно, безусловно, бесспорно, без сомнения, само собой разумеется, в самом деле, наверное, очевидно, видимо, по-видимому, во всей вероятности, видно, право, знать, кажется, должно быть, может быть, возможно… 4. Оценку способа высказывания Так сказать, точнее сказать, мягко говоря, грубо говоря, фигурально выражаясь, по правде говоря, по справедливости, по правде. по чести, честно говоря, кроме шуток ,между нами говоря, в общем говоря, в общем, лучше сказать, одним словом 5. Порядок следования мыслей Во-первых, во-вторых…, итак, итого, значит, следовательно, стало быть, наконец, в конечном счете, таким образом, с одной стороны…, наоборот, напротив, кстати… 6. Ограничение, уточнение По крайней мере, по меньшей мере, сверх того, помимо того, кроме того, главным образом, по сути, по существу, в частности, к примеру, например, впрочем… 7. Привлечение внимания Видите ли, знаете ли, понимаете ли, представьте, согласитесь, не поверите, послушайте, вообразите …

Задание 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, земли, воды. И (2) видимо (3) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность возможной в будущем экологической катастрофы. 1)1 2)2, 3 3)3 4)1, 2, 3 Задание 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима (2) по-моему (3) лучшее время года. 1)2 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1, 3 Задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Норд – ост (1) по словам моряков (2) быстро слабеет и теряет разрушительную силу. Я думаю, что судить о приближающемся шторме только (3) по словам местных жителей (4) нельзя. 1) 1, 2 2)1,2, 3, 4, 3)3,4 4) 1, 3

ТЕСТ № 4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? ТЕСТ № 4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив (2) очень устал. В купе я сидел (3)напротив (4) пожилого пассажира. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1,3 ТЕСТ № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Народ и культура народа (1) по существу (2) своему миролюбивы. Необдуманные действия руководителей этой организации (3) по существу (4) свели к нулю усилия строителей. 1)1, 2 2)1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1,3 ТЕСТ № 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением одиноких вечеров… О приближающемся приезде гостей все поняли (3) по словам (4) и действиям. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3

ТЕСТ №7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? У Плюшкина (1) по словам Собакевича (2) люди мрут как мухи. О хозяйственности и богатстве помещика судить только (3) по словам Собакевича (4) не стоило. 1) 1, 2 2)1, 2, 3, 4 3)3, 4 4) 1, 3 ТЕСТ № 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3 ТЕСТ № 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда – то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3)3, 4 4)1,3

Проверьте!!! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 2 1 1 3 1 1 2 1 Запомните!!! Вводные слова НЕ ЧЛЕНЫ предложения : к ним нельзя поставить вопрос. Вводные слова ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ (кажется = видимо = наверное). Вводные слова МОЖНО ОПУСТИТЬ – смысл предложения не изменится. Сравните: Он, кажется, устал. – Он кажется усталым. Вы, верно, часто здесь бывали? – Вы верно перевели текст.

Сравните пары предложений. Чем они отличаются? Впереди, кажется, дорога должна быть лучше. Впереди, мне кажется, дорога должна быть лучше. Мы, несомненно, наверстаем упущенное. Мы, я не сомневаюсь, наверстаем упущенное. I. II. Какое предложение мы называем вводным? Это предложение, при помощи которого говорящий выражает свое отношение к высказыванию. Например: Клубника, я уверен, уже поспела.

Вводные слова Вводные предложения Не являются членами предложения. Выражают чувства говорящего, оценку степени достоверности, указывают на связь мыслей и способы их оформления; на источник сообщения Выделяются запятыми. Выделяются тире, запятыми, скобками Содержат грамматическую основу Чем отличаются вводные слова от вводных предложений?

Вводные слова и предложения Об этом, я полагаю, нужно спросить приказчика. (Н.В. Гоголь) Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как вам сказать, не солгать - лет пятнадцать. (И.С. Тургенев) 3. Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. (А.С. Пушкин) 4. Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала. 5. Как сообщают газеты, снегопады прекратятся в ближайшее время. 1. вводные предложения выделяются запятыми (можно выделить грамматическую основу) 2. они имеют небольшой объём 3. начинаются с союзов КАК, ЕСЛИ, СКОЛЬКО

Обособление вводных предложений Запятая Скобки Тире Если вводное предложение сходно по значению с вводным словом Если вводное предложение дополняет по смыслу основное Если вводное предложение поясняет основное Буран, мне казалось, все еще свирепствовал. В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) нас разбудили ранее обыкновенного. Мой приход – я это мог заметить – сначала смутил гостей.

Возвращаясь в свою комнату (она находилась во флигеле) Гаврила подсел к окну и задумался. Возвращаясь в свою комнату (она находилась во флигеле) Гаврила подсел к окну и задумался. Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей. Будешь ли ты вспоминать меня (я надеялся на это)? Объясните знаки препинания при вводных предложениях 1. Вводное предложение дополняет по смыслу основное. 2. Вводное предложение поясняет основное 3. Вводное предложение дополняет по смыслу основное.

Выпишите в один столбик предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения, а в другой – предложения, в которых они являются вводными словами. Расставьте знаки препинания. Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. Мы кажется многого (не) предусмотрели. Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно быть забыли закрыть на ночь. Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.

Найдите в тексте вводные слова и предложения, определите их значение По мнению младшего брата, Пушкин, будучи мальчиком, иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирая» все книги, попадающие ему под руку. Обладая необыкновенной памятью, Пушкин, к удивлению многих, в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты, он поражал всех своей начитанностью. Даже уезжая в путешествия, он непременно брал с собой книги и относился к ним бережно.

Замените вводные слова вводными предложениями. Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. Пожар в лесу, как говорят очевидцы, страшное зрелище. Дождь, казалось, никогда не утихнет. Дождь, как мне кажется, никогда не утихнет. Соревнование, безусловно, состоится. Соревнование, я уверен, состоится. С этим разговором, по-моему, медлить нельзя. С этим разговором, я думаю, медлить нельзя.

В5 1. Вот сегодня выскочил из режима,1 опоздал на завтрак. И,2 видно,3 уже забыли про толстяков. Ох,4 уж эти детки! 2, 3 Готовимся к ОГЭ В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове и вводном предложении. 2. Естественно, (1) среди любимых мною книг был Жюль Верн: сначала я прочитал «Таинственный остров», (2) а потом всё, (3) что мог найти из других его произведений. Конечно, (4) прочёл я и «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, (5) но особенно потряс меня Дюма – его «Трёх мушкетеров» я люблю до сих пор. 1, 4

3. Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек, (1) несчастные, (2) облезлые, (3) грязные. У одного кота, (4) по-видимому, (5) в драке был выдран клок шерсти, (6) у другого на лапе кровоточила рана. 4, 5 Готовимся к ОГЭ В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове и вводном предложении. 4. В неудачах, (1) как говорил мой отец, (2) тоже бывают хорошие стороны. 1, 2

5. Я вспомнил,(1) как он прыгал с крыши,(2) и подумал: колено,(3) наверное,(4) разбил или,(5) может быть ,(6) позвоночник повредил. 3, 4, 5, 6 Готовимся к ОГЭ В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове и вводном предложении. 6. Вот у меня, (1) я думаю, (2) получше глаза. 1, 2

Вставьте в текст вводные слова и предложения. Расставьте знаки препинания. Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолёт проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что летит быстро и успевает (во)время выскочить из ямы. В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде, которая не менее подвижна, (не)бывает их. Воздушные ямы – вымысел. Почему(же) самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадает в тёплую струю, он поднимается (в)верх. Попадая в холодную, нисходящую, струю, он проваливается, словно в яму. Слова для справок: как вы знаете, следовательно, как вы понимаете, говорят, конечно, все это знают, разумеется.

Работа с учебником. 1. Упражнение 441 на странице 208 Закрепление