12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козуб Александра14

Приемы и технологии реализации активных методов обучения в СДО

Приемы и технологии реализации активных методов обучения в СДО Выполнила: учитель информатики, Козуб Александра Денисовна

Система дистанционного обучения Система Дистанционного Обучения (СДО) – это система из информационных компонентов и процессов, которая помогает качественно обучать и обучаться на расстоянии и без очных занятий. Рисунок 1. – Система ДО

Способы дистанционного обучения Синхронный способ предполагает выстраивание учебного процесса на расстоянии в режиме on-line. В режиме реального времени преподаватель и ученик общаются посредством web-чата, web-телефонии, интерактивного TV, телеконференций. Асинхронный способ исключает непосредственный контакт учителя и ученика. Обучение происходит на основе полученных печатных материалов, видео- и аудиозаписей, через web-страницы, форумы. Смешанный способ предполагает использование синхронного и асинхронного способов одновременно, по мере необходимости.

Электронная система дистанционного обучения Электронные СДО – это набор информационных и технических компонентов, который создан для простой передачи знаний преподавателя ученику без необходимости очных встреч.

СДО предоставляет следующие возможности: Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное) Проверка знаний и навыков Анализ обучения и оценка результатов Предоставление контента и программ Архив учебных материалов

6 задач, которые должна решать современная СДО 1. Организация учебного процесса: К ней относится систематизация процессов, формирование уроков, открытие к ним доступа для обучающегося в удобное для него время, планирование разных видов занятий, возможность вносить изменения и улучшения в учебные модули и другие.

6 задач, которые должна решать современная СДО 2. Контакт преподавателя и студента Он достигается через интеграцию мессенджеров в систему или с помощью встроенных видов связи: чатов, звонков, аудиосообщений, видеозвонков, конференций и других. Также он включает в себя и обратную связь, которую получает студент после выполнения и ошибок в домашнем задании.

6 задач, которые должна решать современная СДО 3. Автоматический контроль знаний Проще говоря, проверка домашних заданий. Самый простой и быстрый способ, который предоставляют СДО – это тестирование с автоматической проверкой. Если же нужен более глубокий контроль, хорошие системы дают возможность вручную проверять задание, давать подробную обратную связь или проводить экзамен в режиме реального времени.

6 задач, которые должна решать современная СДО 4. Анализ усвоения материала Сбор статистики и ее анализ помогают понять, какой модуль курса самый сложный, где нужно переработать материал для его упрощения, отслеживать промежуточные результаты обучения отдельных учеников и групп.

6 задач, которые должна решать современная СДО 5. Удобный доступ к базе знаний – архиву учебных материалов Систематизация и редактирование уже существующих уроков, добавление новых учебных материалов в разных форматах, простая работа с информацией на сервере или облаке.

6 задач, которые должна решать современная СДО 6. Автоматизация доступа к курсу СДО помогают решить трудоемкую и важную задачу – открытие доступа к курсу. Они допускают студента к занятиям в зависимости от выполнения им каких-то условий в автоматическом режиме: оплата, прохождение предыдущего урока, его должности, если это корпоративное обучение.

Минусы дистанционного обучения Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом. Еще один очень важный момент в ДО – это вред от компьютера. Компьютер ребенку вреден, но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, необходимо найти возможности сократить вред, причиняемый ребенку компьютером, и попытаться научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу.

Эффективность обучения 10 % 20 % 30 % 50-70 % 80 % 90 %

Деловая игра Использование деловой игры в процессе обучения максимально приближает его к реальной практической деятельности. Данный метод осуществляется посредством моделирования всевозможных ситуаций деятельности, относящихся к изучаемой теме или дисциплине, и создает значимый эмоциональный настрой, способствующий активизации учебного процесса. Рисунок 2. – Деловые игры

Ролевая игра Ролевая игра определяется как условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности, которая способна перерасти из обучения в творчество и модель человеческих отношений. Суть метода сводится к закреплению за студентами конкретных ролей, отвечающих задачам игры в рамках исследуемой темы. Рисунок 3. – Ролевые игры

Метод case-study Метод кейсстади является эффективным средством организации учебного процесса и легко сочетается с другими активными методами обучения. Метод кейсстади основывается на детальном изучении ситуаций, имеющих место в изучаемой области знаний и деятельности. Рисунок 4. – Кейс-стадии

Метод case-study Различают три вида кейсов, удобных для онлайн формата: - кейсы, предписывающие содействие преподавателя в проверке заданий студента, поскольку ответ на вопрос является неоднозначным; - кейсы, имеющие автоматизированные решения, так как ответы являются однозначными; - кейсы, решение которых влияет на входные параметры следующего кейса. Данный кейс позволяет проследить алгоритм решения.

Проблемное обучение Основывается на трудовой деятельности, в то время как традиционное обучение строится на учебных планах. Метод ориентируется на создании и разрешении проблемных ситуаций, способствующих поиску новых знаний. Данный метод предполагает организацию активного взаимодействия студентов для поиска возможных способов решения проблемной ситуации. Рисунок 5. – Проблемное обучение

Мозговой штурм Мозговой штурм — это метод решения проблемы путём стимулирования творческой активности, при котором участниками выдвигаются разные способы решения проблемы. Мозговой штурм не требует много времени и специально организованной пространственной среды, что предоставляет её универсальность применения. Рисунок 6. – Мозговой штурм

Вывод На основе российского и зарубежного опыта, большинство экспертов констатируют, что активные методы обучения позволяют последовательно корректировать некоторые недостатки ДО, поскольку обладают: - свойством стимуляции, активирующим самостоятельную учебную деятельность студентов; - направляющей составляющей, ориентирующей студентов на позицию активного участия в занятиях с целью повышения уровня самоорганизации в условиях ДО; - развивающим принципом, адаптирующим творческое мышление к решению конкретных практикоориентированных задач; условиями для формирования информационно-коммуникационной грамотности обучаемых.

Вывод В завершение следует отметить лидирующую позицию ДО в образовательных организациях в последнее время. Отсюда – необходимость регулярного совершенствования и экспериментов по внедрению инновационных технологии в образовательное пространство РФ. Отсутствие социального взаимодействия в ДО предлагается компенсировать интенсивным применением активных методов обучения. Результаты подобного внедрения обеспечат не только возможность ведения дискуссий и бесед, но и облегчат формирование единой образовательной сети, обеспечивающей плодотворное взаимодействие между студентами, а также преподавателем и студентом.

Вопросы 1) Что представляет собой дистанционное обучение? а) процесс, который осуществляется исключительно на базе информационных и телекоммуникационных технологий; б) комплекс образовательных услуг, предоставляемых широкому слою населения на любом расстоянии от образовательных учреждений; в) процесс обучения, не предполагающий обратную связь от педагога; г) всё вышеперечисленное Б Ответ:

Вопросы 2) Что не относится к преимуществам системы дистанционного обучения? а) возможность обучаться без отрыва от основной деятельности; б) гибкость в выборе места и времени обучения; в) отсутствие очного общения; г) обеспечение доступа ко многим источникам данных. В Ответ:

Вопросы 3) В процессе дистанционного обучения роль обучающегося: а) увеличивается, в большей степени усиливается уровень самоконтроля, самоорганизации; б) сокращается; в) нет существенных изменений; г) увеличивается непосредственно в процессе усвоения знаний. А Ответ:

Вопросы 4) В чем заключается основное отличие СДО от традиционной системы? а) использование только телекоммуникационных и интернет-ресурсов; б) сокращение значимости роли педагога в образовательном процессе; в) коренное изменение вида коммуникаций между обучающимися и педагогами; г) уменьшение качества предоставляемой услуги. В Ответ:

Вопросы 5) Какую глобальную цель преследует СДО? а) предоставление широким кругам населения, проживающим в любых регионах, равных образовательных возможностей б) замена системы традиционного образования; в) повышение компьютерной грамотности населения. А Ответ:

Вопросы 6) Назовите способы дистанционного обучения а) Синхронный способ; б) Асинхронный способ; в) Смешанный способ; г) Все вышеперечисленное. Г Ответ:

Вопросы 7) К активным методам обучения относится технология, в основе которой лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Как она называется? а) проблемное обучение; б) мозговой штурм; в) кейс-метод; А Ответ:

Вопросы 8) На что, прежде всего, направлены активные методы обучения? а) на усиление и углубление существующих знаний; б) на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся; в) на установление доверительных отношений между учителем и учеником; Б Ответ:

Вопросы 9. Что такое «мозговой штурм»? а) метод решения проблемы путём стимулирования творческой активности, при котором участниками выдвигаются разные способы решения проблемы б) одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию в) про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем А Ответ:

Вопросы 10. Активные методы помогают: а) развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика б) развивать интерес к предмету в) учить учащихся самостоятельно добывать знания г) все ответы верны Г Ответ: