12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зайцева Светлана Дмитриевна55

Способы активизации учебной деятельности учащихся на уроках географии

Способы активизации учебной деятельности учащихся на уроках географии Презентацию подготовила Зайцева Светлана Дмитриевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ ВСШ № 27

«Активность личности – деятельное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта» (Педагогическая энциклопедия) «… Активность является условием самостоятельности …Ученик самостоятелен в том случае, когда он при выполнении заданий педагога использует свое личное творчество и при этом он не только но и создает, но нечто воспроизводит, пусть новое» немного, Исаак Яковлевич Лернер «Активизация который усиленную – процесс, направлен на учебно- познавательную деятельность совместную педагога и учеников, на побуждение к ее энергичному целеустремленному развитию, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения» Г.И.Щукина АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в географическом образовании

Пассивное обучение Активное обучение Учащийся должен усвоить и воспроизвести материал Используется монолог, чтение учебника, демонстрация Обучающиеся не взаимодействуют друг с другом, не выполняют поисковые, проблемные задания Учащиеся вступают в диалог с учителем, выполняет творческие, поисковые, проблемные задания Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе парной или групповой работы Интерактивное обучение Способ познания, который организуется в формах совместной деятельности учащихся (взаимодействие друг с другом, обмен информацией, совместное решение проблем в атмосфере делового сотрудничества , моделирование ситуаций, оценка и самооценка деятельности) Смена режимов деятельности в ходе образовательного процесса Взаимодействие посредством ИКТ «Погружение в реальную географическую среду» АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в географическом образовании

Источники активизации ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВА МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА УМК ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ЯРКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ средствами УМК Творческая деятельность с аппаратом учебника Составление ЛОК (ЛОС) Моделирован ие на контурной карте Решение ситуационных задач Подбор аргументов и контраргумен тов Написание эссе, сочинений Разработка маршрутов, путеводителе й Составление коллажей, презентаций

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С УМК Разработайте свой маршрут путешествия по Южной Америке, который позволил бы увидеть как можно больше интересных объектов материка. Учтите, что на большей части материка почти нет дорог. Составьте свод правил поведения для человека, оказавшегося вблизи извергающегося вулкана. Пользуясь любыми источниками информации, установите причины снижения продолжительности жизни в нашей стране и предложите свои меры для решения этой проблемы. Сравните климатограммы Москвы, Алжира, Бомбея, объясните причину различий климата Проанализируйте. Какую машиностроительную продукцию производят предприятия вашего населённого пункта или региона. На основании собственных наблюдений и материалов, опубликованных в средствах массовой информации, сделайте выводы об экологической обстановке в вашем городе.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Остров, на котором оказался капитан Грант, имел координаты 37 ю.ш. и 150 в.д. Бутылка с письмом, которую он бросил в море, обнаружена у берегов Британских островов. С помощью карты морских течений (рис. 144) опишите путь, который прошла эта бутылка, прежде чем попала в руки Галенарвана. Тема : Мировой океан - основная часть гидросферы

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С УМК (рабочая тетрадь)

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ средствами игровых технологий «Подбери пару» Необходимо подобрать и определить лишнее слово. Реки: Материки: Амазонка Австралия Муррей Евразия Конго Антарктида Амур Африка Маккензи Ю. Америка С. Америка «Буквы заблудились» - (Географическая разминка в начале урока) На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?». ТУРСАН (Сатурн) НЕГУРУК (кенгуру) ТЕРЕВ (ветер) РАМИНЕЛ (минерал) РАГОВ (овраг) ЯРИВАЗЕ (Евразия)

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ средствами игровых технологий Топографический диктант «Поход»

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ средствами игровых технологий Игра «Узнай контур» Контурная карта разрезается на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки раздаются учащимся, которые должны узнать указанные на них объекты. Игра «Знаешь ли ты эту страну?» Учитель называет какую-либо страну, ученики на специальных листочках должны ответить на ряд вопросов. Страна__________________________________________ Столица_________________________________________ Река(и)__________________________________________ Представители растительности_____________________ Представители животного мира____________________ Параметры ответов могут изменяться и составляться заранее учителем, а также учениками.   «Угадай» Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например: «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа»

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ при организации групповой работы Формирование групп учащихся, объяснение задания и хода работы Алгоритм организации учебной деятельности (работа в группах 4-5 чел.) Осмысление содержания ситуации по вопросам учителя, уточнение Анализ ситуации в группе, поиск решения с использованием дополнительного материала Формулирование в группе общего решения Презентация решения ситуации другим группам Принятие общего решения в классе, рефлексия

Работа в группах по теме «горные породы» План описания горных пород 1. Плотная или рыхлая горная порода? 2. Кристаллическая или землистая? 3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен): крупнозернистая – более 2 мм; среднезернистая – 1-2 мм; мелкозернистая – менее 1 мм. 4. Текстура (строение породы) массивная; слоистая; со следами течения; волокнистая. 5. Твёрдость – твёрдая или мягкая? 6. Масса – лёгкая или тяжёлая? 7. Наблюдаются ли остатки организмов? 8. Где используется горная порода?  9. К группе каких относится по происхождению?  

№ п/п Ф. И. Оценка за тест Оценка за работу в группе Итог 1 Иванов Сергей Критерии оценивания работы в группе (по 1 баллу за критерий, если не работал – 0 баллов) Ф. И. Сотрудничал с другими Работал над выполнением задания Высказывал свое мнение, вносил предложения Помогал разобраться в материале Слушал товарищей, делал записи Итог Иванов Сергей Оценочный лист за работу на уроке (самооценка)

В аспекте реализации деятельностного подхода ключевым понятием новой модели учения становится «активная учебная деятельность школьника» Активная учебная деятельность связана не только с и проявлением интеллектуальных способностей познавательных действий, но и с индивидуальностью, личностной позицией Понятие «активность ученика» связана с его субъектной в учебном позицией и ставит процессе необходимость применения технологий, направленных на развитие его и самостоятельности, проявление становление личностной позиции индивидуальности ВЫВОДЫ