12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шабельский Дмитрий Валентинович504
Победитель I степени Краевого этапа Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России» в номинации «Педагогический дебют» в 2024 году.
Россия, Ставропольский край, Село Сенгилеевское

ТК Литература 10 класс. Поэтика абсурда человеческого бытия как структурообразующий элемент в произведении Н.В. Гоголя «Нос»

Поэтика абсурда человеческого бытия как структурообразующий элемент в произведении Н.В. Гоголя «Нос» Подготовил: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы г. Ставрополь, 2022 г.

Цель урока Дать определение понятию абсурд как литературоведческой категории; Познакомиться с фрагментами документа «Табель о рангах» для понимания социального устройства России XIX века, изображенного в произведении; Определить функции абсурда в формировании образа майора Ковалева, его характера; Выявить особенности идейно-художественного своеобразия в художественном мире повести «Нос».

Актуализация знаний Частью какого цикла являются художественные произведения «Шинель» и «Нос»? Что общего между этими произведениями?

Работа с понятием Абсурд Особый стиль написания текста, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, наличие парадоксальности, гротеска, обличение непонимания между отдельной личностью и обществом, бессмысленность человеческого бытия. Абсурдизм оформляется в европейской культуре и литературе в XX веке Альбер Камю ( 1913-1960)

Парадокс «остаться без носа» Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие <…> Цирюльник Иван Яковлевич, разрезавши хлеб на две половины, поглядел в середину и к удивлению своему увидел что-то белевшееся. Он был ни жив, ни мертв. Он узнал, что этот нос был ни чей другой, как коллежского асессора Ковалева, которого он брил каждую середу и воскресенье. Как начинается повесть? Как создаёт образ носа Н.В. Гоголь? (найти слова в тексте) Как вы считаете нос – это самоцельная личность или нет?

На пути абсурда Трагический конфликт человека с миропорядком Будь я без руки или без ноги — все бы это лучше; будь я без ушей — скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек — черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми да и вышвырни за окошко! И пусть бы уже на войне отрубили или на дуэли, или я сам был причиною; но ведь пропал ни за что ни про что, пропал даром, ни за грош!.. Что важно для Ковалева? Внешний вид; карьеризим

Трагический конфликт человека с миропорядком Встреча Ковалева с носом в Казанском соборе «Как подойти к нему? – думал Ковалёв. – По всему, по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник. Чёрт его знает, как это сделать!»… — Милостивый государь... — сказал Ковалев, внутренно принуждая себя ободриться, — милостивый государь...— Что вам угодно? — отвечал нос, оборотившись.— Мне странно, милостивый государь... мне кажется... вы должны знать свое место. И вдруг я вас нахожу, и где же? — в церкви. Согласитесь...— Извините меня, я не могу взять в толк, о чем вы изволите говорить... Объяснитесь... Занимает ли нос более высокий пост, нежели сам Ковалёв? Что испытал Ковалев при встрече с носом? Возникает ли у героя чувство страха и дискомфорта, в то время как «человек» заведомо стоит выше всего сущего? Человек сам творит свою жизнь и имеет власть над обстоятельствами ИЛИ нет? Вывод: Эти обстоятельства формируют и подавляют человека, утверждая тем самым своё превосходство.

Идейно-художественное своеобразие повести Автор придаёт своей повести фантастический характер потому, что только в таком городе как гоголевский Петербург, где вместо людей по улицам движутся маски, где выше всего ценятся вещи и чины, могло случиться такое происшествие как пропажа носа. Этим невероятным происшествием Гоголь как бы подчёркивает призрачность петербургской среды, её противоречие всем правилам и нормам человеческого существования. При помощи чего автор изображает пороки России XIX века ? Каким событием заканчивается повесть ? Какое значение скрыто за словами «остаться с носом»? С чем же остался Ковалев? Какую роль играет абсурд и фантастика в изображении нравов Петербурга? На фоне происходящих событий писатель хотел утвердить в своем произведении вечные ценности, такие как красоту, уважение к человеку?