12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клещенко Анастасия Михайловна813
От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - это большой труд!
Россия, Челябинская обл., Миасс

Влияние локализации и тяжести поражения головного мозга на состояние речи дошкольников с ДЦП

Влияние локализации и тяжести поражения головного мозга на состояние речи дошкольников с ДЦП

«Детский церебральный паралич — непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». Известно, что у детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно, органическим поражением ЦНС (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная алалии и т.д.).

Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартри. специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. нарушения грамматического строя речи, которые неразрыв­но связаны с лексическими и фонетико-фонематическими рас­стройствами, их формирование осуществляется как единый нераз­рывный процесс. нарушения формирования связной речи и понимания рече­вого сообщения, которые имеют некоторую специфику при раз­ных формах церебрального паралича. все формы дисграфии и дислексии.

Речевые расстройства Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата. Особенностью дизартрии при ДЦП, отражающей общность нарушений скелетной и речевой мускулатуры является недоста­точность кинестетического восприятия. Ребенок не только с тру­дом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов ар­тикуляции, что затрудняет выполнение целенаправленных дейст­вий и усиливает нарушения звукопроизношения.

Дизатрия Спастическая форма Гиперкинетической форме При других формах ДЦП

Дизартрия при спастической форме Особенностью дизартрии при ДЦП является общность нару­шений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными формами ДЦП. Наиболее частой формой явля­ется спастическая диплегия, при которой имеет место двусторон­нее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие цент­рального двигательного нейрона. При этой форме поражаются и верхние и нижние конечности, причем ноги в большей степени.

У детей со средней степенью спастической дизартрии в экс­прессивной речи искажено произношение 1/3 звуков. Даже изоли­рованно эти звуки не могут быть произнесены правильно. Спастичность наблюдается во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимической мускулатуре. При легкой степени спастической дизартрии экспрессивная речь внятная, лишь с нечетким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затруднения при переключении в артикуляторном аппарате и отдельные элементы спастичности в различных его отделах. При тяжелой степени поражения экспрессивная речь невнят­ная, носит не фразовый характер, а состоит из отдельных слов. Произношение большинства звуков искажено. В процессе речево­го акта наблюдаются синкинезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечностей увеличивается спастичность. Отмечается высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата.

Дизартрия при гиперкинетической форме Среди церебральных параличей у детей особо сложный харак­тер имеют гиперкинетические формы. Их отличают большая рас­пространенность поражения двигательной сферы и лучшая со­хранность интеллекта. Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкор­ковых отделов мозга. Нарушения общей и артикуляционной мото­рики определяются: меняющимся характером мышечного тонуса (дистонией), наличием непроизвольных насильственных движе­ний, отсутствием эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта.

При гиперкинетческой форме дизартрии ведущим расстрой­ством является асинхронность между подачей дыхательной струи, включением голоса, сокращением мягкого неба и нужными дви­жениями губ и языка. Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхатель­ными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Локализация гиперкинезов в артикуляторном аппара­те определяет особенности экспрессивной речи.

У больных с легкой степенью гиперкинетической формы дизартрии наблюдаются элементы гиперкинезов в мягком небе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затрудне­но переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изолированном их произнесении. У больных с тяжелой степенью гиперкинетической дизартрии интенсивность гиперкинезов резко возрастает, речь невнятная, ис­кажены почти все звуки. При попытке к речи возникают гиперки­незы мимической мускулатуры, а также мускулатуры конечностей и туловища. При средней степени гиперкинетической дизартрии количе­ство гиперкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы артикуляционного аппарата и на мимическую мускулатуру. У этих больных искажено произношение примерно одной трети звуков, что делает их речь трудной для понимания.

Дизартрия при других формах ДЦП Самой тяжелой формой ДЦП является двойная гемиплегия, возникающая при наиболее распространенном поражении мозга, прежде всего его больших полушарий. При этом поражены все конечности, причем руки в большей степени, чем ноги. Дети не ов­ладевают статическими и локомоторными функциями. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой псевдобульбарной дизарт­рии, иногда анартрии, в некоторых случаях в сочетании с проявле­ниями бульбарных расстройств.

При атоническо-атактической форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка и его связей с другими структу­рами мозга, прежде всего с лобными отделами коры больших полушарий. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. Речь атетозного ребёнка, для которого характерно преоблада­ние непроизвольных движений, достаточно многообразна. В лег­ких случаях наблюдаются лишь несущественные нарушения в об­ласти артикуляции в отличие от детей с серьезными кинетичес­кими расстройствами, у которых речь отсутствует.

Кроме речевых расстройств по типу дизартрии у детей с цереб­ральным параличом могут появляться алалии. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга во внутри­утробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия является весьма сложной для диагностики и коррек­ции, так как недоразвитие символической языковой системы соче­тается со специфическими особенностями мыслительной деятель­ности детей. При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов. Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патоло­гический процесс и верхних конечностей.

Патогенез связан с двумя факторами повреждением корковых механизмов речи под влиянием раз­личных экзогенных вредностей, являющихся также и причиной детского церебрального паралича вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации или патоло­гической афферентации с периферических отделов речевой сис­темы в связи с поражением речевой моторики, а также в связи с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых ДЦП осложняется нарушениями слуха