12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь2013
Россия, Нижегородская обл., д.Каменное

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ» на примере УМК «Школа России» 3 класс Капелина Любовь Леонидовна : МБОУ «Каменская основная школа»

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные Учебные Действия Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Сильнейшее средство воздействия на личность- художественная литература:

Личностные УУД: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Для чего писатель рассказал эту историю?

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Легким ли оказалось путешествие? Почему? Чем оно закончилось? Кто такие великие путешественники? Можно ли назвать героев «Великими»? Какой жизненный урок извлек главный герой произведения?

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали «Листопадничек» И.С. Соколов-Микитов

Виды заданий, формирующие личностные УУД: -Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке. (с. 124 – 125) (от слов У Вани была…до… Вот как – то раз…) Какой она вам представляется? Выберите эти слова из текста. Как Ваня относился к своей бабушке? Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили? Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили? Составь «словарь чувств»

Характеристика героев. План. Имя героя. Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою.

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: С чего все начиналось? Как, по твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся? Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу. Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок. Какие ошибки допустил одноклассник? Составь план рассказа (части). Постарайся не упустить ничего важного Составь картинный план

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: Найди и зачитай отрывок к каждой иллюстрации.

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: Загадки Злой и страшный серый зверь, Водится в лесу теперь, Всех зайчат перепугал, Также белок разогнал, Но он бедный и голодный, Хоть и страшный и проворный. Ушки вечно на макушке, Притаился на опушке. Чуть передохну с дороги, Подустали мои ноги. Волка нет, лисы не видно, Трусом все зовут, обидно, Ведь прыгуч я, словно мячик, Знамо дело, я ведь  — ………… Догадайтесь, о ком пойдет речь на уроке

Тема: Сказка про храброго зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост. Сформулируйте цели урока, используя слова: узнать учиться определять развивать оценивать поступки

Организационный момент урока. "Забавой он людей исправил, Сметал с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта - наша быль. И не забудут, этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский) -Как вы думаете, о ком идёт речь в этом стихотворении?

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Основные формы учебной коммуникации: Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта

Познавательные УУД : ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного) подробно пересказывать небольшие тексты.

Виды заданий, формирующие познавательные УУД: Тема: Детство Л.Н.Толстого (из воспоминания писателя) с. 150 – 151 -Что интересного вы узнали о детстве Толстого? -Какую тайну поведал Николенька своим братьям? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. - В чём была главная тайна муравейного братства? -Где была записана эта тайна? -Сохранил ли Л.Н.Толстой веру в существование зелёной палочки? Прочтите. -Ребята, а какие яркие моменты вашего детства сохранились в памяти у вас? Какие игры вам запомнились?

На этом тренажёре «затерялись» действующие лица из рассказа. Помогите их найти.

Спасибо Григорию Остеру!!! — Почему советы называются вредными? Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? (Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.) Сочини свои «вредные» советы Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Виды заданий, формирующие познавательные УУД: Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают. Подбери пословицу к тексту Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение и ли телеграмма , нужно определить, кто является автором) Пятый «лишний» Угадай по трем словам