12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евстратова Лариса Викторовна229
Учитель, закончила ТГУ им. Державина в г. Тамбове, имею высшую категорию, стаж 28 лет.
Россия, Тамбовская обл., с. Екатеринино

Педагогический проект "Повышение познавательной активности обучающихся путем интеграции истории и литературы"

Педагогический проект Автор проекта: Евстратова Л.В. , учитель истории и обществознания Екатерининского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1 им. Героя Российской Федерации А.С. Досягаева,» ,

Тема «Повышение уровня познавательной активности обучающихся путем интеграции истории и литературы» Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно заполнить. Франсуа Рабле.

Актуальность темы Актуальность избранной темы определяется следующими факторами: возросший интерес к истории в современном обществе художественные произведения на историческую тему являются значительной частью содержания образовательного стандарта по литературе изучение художественных произведений неотрывно от истории способствует развитию эстетической культуры школьников, расширению их кругозора, познавательного интереса к прошлому, более глубокого понимания ими настоящего

Ведущая идея (цель) Повышение уровня познавательной активности обучающихся за счет создания системы интегрированных уроков истории и литературы

Основные задачи Определить уровень знаний обучающихся по истории и литературе Изучить уровень осмысления интегрированного урока в методической науке Обосновать содержание, методы и приемы формирования представлений обучающихся о литературно-исторических явлениях и фактах Определить результативность работы по формированию у школьников целостных представлений о литературно-исторических явлениях и фактах в системе интегрированных уроков.

Гипотеза Если в школе создана система интегрированных уроков истории и литературы, а изучение исторических событий сочетается и дополняется историческими источниками и историческими произведениями , то формирование представлений обучающихся об истории и литературе в их взаимосвязи будет более успешным.

Аннотация Данный проект посвящен теме интеграции истории и литературы в целях формирования мотивационной сферы деятельности обучающихся, привития им интереса к предмету, расширению кругозора и повышения уровня познавательной активности школьников. Интегрированный урок – это поиск новых эффективных форм обучения, основанных на гуманистическом и личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию школьников

Этапы работы Три стадии проекта Организационный Основной Аналитический

Литература Дорожкина Н., Нехорошева Т. Как готовить интегрированные уроки: история +литература. –М.: Чистые пруды, 2006 Кочергина Л.Л.,Тропкина Л.А. История – литература. Интегрированные уроки. Волгоград,2003 Петренко Н.А. Интегрированный урок, как форма учебного занятия – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004

Диагностика входного контроля определение уровня познавательной активности обучающихся на уроках истории (по методике Н.Г. Лускановой ) выявление представлений обучающихся о связи истории и литературы проведение контрольных и проверочных работ по истории

Формы обучения Круглый стол Спектакль Урок -исследование Урок-диалог Традиционный урок Защита проектов Урок

Приёмы и методы: Групповые дискуссии Проблемное изложение Частично – поисковая деятельность Ролевое моделирование Учебный проект Мультимедиа Кейс-технологии

Применение кейс-технологий Результаты кейсов презентации Защита проектов эссе

Темы эссе на историческую тему «Столкновение между регулярными частями Красной и Белой армий являлось лишь фасадом гражданской войны…Победа той или иной стороны зависела прежде всего от сочувствия и поддержки …крестьянства (А.Данилов) «…Дворцовые перевороты в России…можно считать платой за реформы Петра». (И.Курукин) «…для славы мертвых нет.» (А.Ахматова)

Задания к урокам Составить кроссворд Подобрать стихи к датам Написать рецензию Составить карту путешествия Создать сценарий

Система интегрированных уроков в 6 - 8 классе 6 класс Урок-диспут «Вещий Олег» Пушкина и летопись – правда и вымысел Урок – исследование «Опричнина в истории и произведении Толстова «Князь Серебряный»» 7 класс Урок-спектакль «Тарас Бульба- богатырь земли Русской» Урок-исследование «Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи» Урок- защита проектов «Преемники Петра глазами писателей» 8 класс Урок – защита проектов «Герои Отечественной войны 1812 года» Круглый стол «Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина» Урок - презентация стихов собственного сочинения на тему «Отечественная война 1812 г. в наших сердцах»

Система интегрированных уроков в 10 и 11 классах 10 класс Урок - защита проектов «Великая Орда двинулась на запад» Урок - диспут «Заговор. Трагедия Павла 1 – злой рок или случайность» (А.Г. Брикнер. «Смерть Павла 1») 11 класс Урок – исследование «Я помню! Я горжусь!» (Екатеринино в годы Великой Отечественной войны) Урок-дискуссия «Человек на войне»

Внеклассная деятельность Круглый стол «Встреча с интересным человеком» Экскурсия в Тарханы Выступление со стихами собственного сочинения в творческой лаборатории В. Дорожкиной. Вечер «Русского романса» Посещение Тамбовского краеведческого музея

Итоговый контроль Анкетирование обучающихся «Знаю ли я»» Динамика качества обучения по истории Творческие работы обучающихся Результаты контрольных и проверочных работ по истории Определение уровня познавательной активности

Результаты работы Результаты работы учащихся на уроках можно представить в виде диаграммы:

Выводы Интегрированные уроки призваны содействовать формированию мотивационной сферы деятельности обучающихся, т.е. прививать им интерес к предмету, расширять их кругозор, повышать общий уровень образованности. Они стимулируют активную познавательную деятельность обучающихся, помогают решить задачу воспитания активного читателя. Такие уроки требуют большой подготовительной работы, но они несут позитивный заряд на дальнейшую творческую деятельность

Гипотеза подтвердилась Формирование историко-литературных представлений обучающихся происходит более успешно, а уровень познавательной активности школьников растет, если изучение истории сочетается с художественной литературой. Результатом осуществления проектов является рост числа обучающихся, занимающих призовые места на муниципальных и региональных конкурсах и олимпиадах.