12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Зоя Михайловна112

Презентация к заседанию дискуссионного клуба "ДИСК" ( Думаем, ищем, спорим, комментируем) на тему "Человек на войне".

Заседание дискуссионного клуба «ДИСК» (ДУМАЕМ, ИЩЕМ, СПОРИМ, КОММЕНТИРУЕМ) в рамках Фестиваля Наук. Участники: кадеты 10 - 11 классов. Подготовила и провела Смирнова З.М. Человек на ВОЙНЕ. ЧЕЛОВЕК на войне. ГКОУ «Казачий кадетский корпус» города Буденновска Ставропольского края Война решительно не дает мне покоя… В.М. Гаршин

Дискуссия -помогает школьникам ориентироваться на широкое гуманитарное образование, -позволяет сочетать национальные и общечеловеческие ценности; -формирует у школьников целостное и эмоционально-образное восприятия мира; -обращает к тем проблемам. которые являются личностно значимыми для ребят и недостаточно представлены в основном образовании; - развивает познавательную, социальную, творческую активность школьников, их нравственные качества.

Участники дискуссии – кадеты 10-11 классов, будущие защитники нашей Родины. Многие из них видят себя офицерами российской армии. Это к ним из своего далекого времени обращается И.А. Ильин: «Дело воина требует не только преданности, чувства чести, самообладания и храбрости, но еще и способности к убийству, к воинскому коварству и беспощадности. Плохо, если у…воина не окажется необходимых отрицательных свойств, но гораздо хуже, если в его душе исчезнут необходимые положительные качества, если начнется идеализация отрицательных свойств, их господство, если он начнет принимать дурное за хорошее, культивировать исключительно дурное и строить на нем свою деятельность… Воин с заглушенной совестью не нужен никому: ни делу, ни людям, ни Богу. Такой воин уже не воин, а мародер и разбойник».  

Человек на войне. Всегда ли человек, движимый лучшими качествами спасти и защитить от зла людей, готов убивать? Участники дискуссии при подготовке и проведении ее проявили активность, заинтересованность темой. Для обсуждения ребятам был предложен рассказ В.М. Гаршина «Четыре дня», который есть в списке для внеклассного чтения. Все хорошо знали содержание рассказа, а также - отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» «Ранение князя Андрея Болконского во время Аустерлицкого сражения». Многие открыли для себя Гаршина – человека, Гаршина – писателя. Имели возможность высказать свою точку зрения на проблему, поднятую В.М. Гаршиным в рассказе.

Толковый словарь С.И.Ожегова: война- 1. вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства . 2. - борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь. .

Война — жесточе нету слова. Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет. А.Т. Твардовский, выдающийся советский поэт

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

Всеволод Михайлович Гаршин 1855-1888г.г.

ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН (1855-1888 г.г.) Гаршин, если бы не погиб, стал бы замечательным писателем. И.А. Бунин

«У него особый талант - человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьем к боли вообще». А.П. Чехов, великий русский писатель

«Гаршин пишет кровью». В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца». По свидетельству современников, с этим шекспировским героем писателя сближало болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческих взаимоотношений, которое вызывало у него постоянные, почти физические муки совести и сострадания. «Каждая буква стоила мне капли крови».

«С первого же знакомства я затеялся особенной нежностью к нему. Мне хотелось его и усадить поудобнее, чтобы он не зашибся, и чтобы его как-нибудь не задели. Гаршин был симпатичен и красив, как милая добрая девица-красавица… В лице Гаршина меня поразила обреченность. У него было лицо, обреченного погибнуть». И. Репин, великий русский художник «Это были – если можно так выразиться – мировые глаза. Они редко встречаются в жизни; по крайней мере, я больше ни у кого таких глаз не встречал. Они являются спутником великой, глубокой души. В этом взоре столько любви, столько снисходительности, скромности! Мне они показались как бы подчеркнутыми слезой» Д. Гарин, русский актер

«Гибель ждала Гаршина в черном пролете петербургской лестницы. Но погибал он в каждом своем творении, предельно сжатом, обнаженно нервном, казалось, багрово-пульсирующем».

«…И недаром у него над головою безумца, пошедшего в Крестовый поход против зла, сияют ласковые тихие звезды. А самое помешательство его, этого Гамлета сердца, -не что иное, как благородное безумие великой совести, т.е. настоящая человеческая мудрость». Ю. И. Айхенвальд, русский литературный критик

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. «Я не рассуждаю о войне, - писал В.М. Гаршин, - и отношусь к ней непосредственным чувством, возмущаемым массою пролитой крови».

Готовясь к отъезду на театр военных действий, он написал проникновенное лирическое стихотворение «Друзья, мы собрались перед разлукой» (1876), в котором отразил настроение уезжавших добровольцев: Мы не идем по прихоти владыки Страдать и умирать; Свободны наши боевые клики, Могуча наша рать, И не числом солдат, коней, орудий, Не знанием войны, А тем, что в каждой честной русской груди Завет родной страны! Она на смерть за братьев нас послала...

Отправляясь на фронт, Гаршин был движим двумя чувствами: желанием содействовать национальному освобождению славян и, что не менее важно, стремлением разделить участь русского народа, на который обрушились все тяготы войны. Он считал безнравственным оставаться в тылу, «сидеть сложа руки» в то время, как русские солдаты умирали на полях сражений. Писать правду о войне – это не только нравственное требование, но и трудная художественная задача.

В 1877 году в журнале «Отечественные записки» был опубликован рассказ «Четыре дня». В нем отразилось отношение самого Гаршина к войне, которая, по мнению автора, противоестественна и враждебна человеку. Однако, несмотря на то, что герой рассказа не в состоянии объяснить, для чего люди ведут войны и убивают друг друга, он снова и снова идет в бой, повинуясь долгу, естественному чувству справедливости.

«Неужели я бросил всё милое, дорогое, шёл сюда тысячевёрстным походом, голодал... мучился от зноя; неужели, наконец, я лежу теперь в этих муках – только ради того, чтобы этот несчастный перестал жить?» “Это сделал я. Я не хотел этого. Я не хотел зла никому, когда шёл драться. Мысль о том, что и мне придётся убивать людей, как-то уходила от меня. Я представлял себе только, как я буду подставлять свою грудь под пули. Чем я виноват?.. Убийство, убийца... И кто же? Я!”

«Наши кричали «ура!», падали, стреляли… »

«Я помню, как мы бежали по лесу, как жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы продирались сквозь кусты боярышника…»

«..Скоро конец. Только в газетах останется несколько строк, что, мол, потери наши незначительны: ранено столько-то; убит рядовой... Иванов, нет, и фамилии не напишут; просто скажут убит один».

В рассказе «Четыре дня» изображён один конкретный человек перед лицом смерти. Протест Гаршина против войны носит не абстрактный, общий характер . Писатель утверждает непреходящую ценность каждой человеческой жизни.

Главное противоречие и ужас войны не в том, что человек может погибнуть, а то, что он против своей воли становится убийцей.

«Передо мною лежит убитый мною человек. За что я его убил? Он лежит здесь мёртвый, окровавленный. Кто он? Быть может, и у него, как у меня, есть старая мать. Долго она будет по вечерам сидеть у дверей своей убогой мазанки да поглядывать на далёкий север: не идёт ли ее ненаглядный сын, её работник и кормилец? … А я? И я также… Я бы даже поменялся с ним.. Как он счастлив: он не слышит ничего, не чувствует ни боли от ран, ни смертельной тоски, ни жажды».

«Я не хотел зла никому, когда шёл драться. Мысль о том, что придётся убивать людей, как-то уходила от меня. Я представлял себе только, как я буду подставлять свою грудь под пули. И я пошёл и подставил. Ну и что же? Глупец, глупец!»

  В рассказе «Четыре дня», написанном в госпитале и отразившем собственные впечатления писателя, герой ранен в бою и ждет смерти, рядом же разлагается труп убитого им турка. Эту сцену часто сравнивали со сценой из "Войны и мира", где раненный в Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский смотрит на небо. Герой Гаршина тоже смотрит на небо, но вопросы его волнуют не отвлечённо философские, а вполне земные: зачем война? почему он вынужден был убить этого человека, к которому не испытывал враждебных чувств и, по сути, ни в чём не виновного? В этом произведении ярко выражен протест против войны как таковой, против истребления человека человеком.

Звездное небо: вместо единого просторного свода или бесконечно восходящих небес — «видел только что-то синее; должно быть, это было небо. Потом и оно исчезло» . Мир не обладает цельностью, что вполне соответствует идее произведения в целом — война есть хаос, зло, нечто бессмысленное, бессвязное, бесчеловечное, война есть распад живой жизни.