12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Некрасова Анжелика Ивановна80
Россия, Челябинская обл., Миасс

Умственное развитие дошкольника с ОВЗ

Умственное развитие дошкольника с ОВЗ Презентацию подготовила Некрасова А.И.

Умственное развитие дошкольников с ОВЗ Речь Сенсорное развитие Внимание, память, воображение Мышление

В обучении детей развитию речи выделяются три направления: формирование звуковой, грамматической стороны речи Структурное формирование диалогической монологической речи, речевого общения Функциональное развитие элементарного познания явлений языка, речи Когнитивное или познавательное

Развитие грамматического строя речи у дошкольников Грамматическая система речи Морфологический уровень Синтаксический уровень Приемы словоизменения и словообразования Составление предложений, сочетание слов в предложении

Особенности развития речи у дошкольников с ОВЗ Речь у детей формируется с большим запозданием. В младшем возрасте с трудом понимает чужую речь, улавливает тон, интонацию, мимику и опорные слова относящиеся к его потребностям. Бедный словарный запас. Дефект в произношении (недоразвитие языка и голосовых связок, неправильное расположение зубов и пр.). В некоторых случаях эхолаличноя речь. Особенности развития речи у дошкольников с ОВЗ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. зрение слух осязание обоняние вкус Сенсорные системы познания мира: От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Именно значительная часть трудностей, возникающая перед ребенком на начальном этапе обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Возникают сложности воспроизведения различных образцов движений на занятиях по физической культуре.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения, развивает внимание; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Особенности сенсорного развития дошкольников с ОВЗ Сенсомоторное развитие отстает и проходит неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности мышления. Узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти. Нарушение функций поиска и замедление процесса переработки информации приводит к неправильному узнаванию материала. Развитие и формирование сенсорной деятельности опирается на сохраненные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.

Мышление - психический процесс отражения реальности, познания связей и отношений между предметами, высочайшая форма творческой активности человека У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.

Наглядно-образное мышление Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Наглядно-образное мышление – основной вид мышления ребенка-дошкольника – это совокупность и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Образное преобразование ситуации возникает лишь на определенном уровне развития ориентировочной деятельности ребенка,  этот уровень готовится внутри наглядно-действенного мышления, возникает на его основе.

Особенности развития мышления дошкольника с ОВЗ 1. нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования); 2. снижение активности мыслительных процессов; 3. наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный; 4. неосознанность и хаотичность действий в процессе решения; 5. некритичность мышления; 6. слабая регулирующая роль мышления; 7. низкая мотивация мыслительной деятельности.

Внимание, память, воображение Носят непроизвольный характер Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, новых требований, которые ставятся перед ребенком взрослым сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом воспроизвести, построить замысел игры, рисунка Задачи начинают формироваться специальные действия внимания, памяти воображения, благодаря которым последние приобретают произвольного характер

Особенности внимания дошкольников с ОВЗ Невозможность длительно сосредоточиться на выполняемых заданиях; С большим трудом подчиняются словесной инструкции и могут без отвлечения выполнять работу; Быстро утомляются, перестают понимать обращенные к ним вопросы; Могут проявлять беспокойство, ерзают, шумят, отвлекаются посторонними разговорами или становятся вялыми, безразличными, почти совсем перестают отвечать на обращенные к ним вопросы; Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

Особенности памяти дошкольников с ОВЗ Запоминание – воспринимают материал, не стараясь запомнить; это связано не только с недостатками восприятия, но главным образом с тем, что они еще не владеют приемами осмысленного запоминания; Зрительные представления – значительно менее отчетливы и расчленены. Чрезвычайно интенсивно изменяются, при забывании их своеобразие сглаживается; образы сходных объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются; «Сохранение» – очень интенсивно забываются и уподобляются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме; следствием забывания и уподобления является упрощение приобретенных знаний в сознании этих детей (это сказывается на мыслительной деятельности, для выполнения которой необходима актуализация полноценного прошлого опыта); Воспроизведение – имеет беспорядочный характер (нет логической последовательности), много привнесений (основная причина нарушения целенаправленности деятельности).