12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурцева Ирина Николаевна20

Презентация "Основы смыслового чтения и работа с текстом в начальной школе как условие успешной реализации ФГОС"

«Основы смыслового чтения и работа с текстом в начальной школе как условие успешной реализации ФГОС» МО «Начальные классы» Методический семинар

Подходы к обучению смысловому чтению Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни. Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Сформированность навыков чтения учащихся начальных классов: Класс Всего уч-ся в классе Писало работу Оптимальный уровень (22-25 баллов) Допустимый уровень (17-21 баллов) Недопустимый уровень (16 и ниже) 2 «А» 30 29 13 15 1 2 «Б» 29 29 4 25 0 3 «А» 24 23 1 7 15 3  «Б» 26 23 1 13 9 3 «В» 26 25 0 0 25 4 «А» 26 25 16 8 1 4 «Б» 22 20 5 8 7 Работу выполняли 174 учащихся (из 183): оптимальный уровень – 40 человек (22,9 %), допустимый уровень - 76 человек (43,6 %), недопустимый уровень - 58 человек (33,3 %). Вывод: из 174 учащихся справились с работой – 66 % учащихся. Навык смыслового чтения на низком уровне.

Смысловое чтение в структуре УУД: Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:   в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Стратегии смыслового чтения Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения; приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, справочной, научно-познавательной); знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью в духовной потребности к книге как средстве познания мира и самопознания. Поэтому, работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Поэтапное внедрение при работе с текстом 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Поэтапное внедрение при работе с текстом 2 класс - обучение детей работать с текстом: смысловое чтение; владение пересказом разного вида; деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); выделение опорных слов (словосочетаний); характеристика героев и их поступков; подбор антонимов и синонимов к словам; нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Поэтапное внедрение при работе с текстом 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; выделение главной и второстепенной информации; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения? Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем? Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание». Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

При выполнении работы можно: Подчеркнуть главные слова задания. Составить алгоритм выполнения задания. Тетрадь для к/р по русскому языку 4 класс Учебник «Русский язык 4 класс»

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту. Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения. Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Приёмы работы с текстом 1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Тонкие вопросы: вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы: вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Пример: Текст «Два товарища». Составьте по три «тонких» и « толстых» вопроса. -Что сказал медведь мальчику? Мог ли первый мальчик поступить по-другому? Согласны ли вы, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают? - Почему мальчик бросил друга? Можно ли считать этих мальчиков настоящими друзьями? Почему вы считаете, что мальчик поступил плохо?

Приёмы работы с текстом 2. Приём «Составление краткой  записи  задачи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

Приёмы работы с текстом 3. Приём  «Составление вопросов к задаче». Позволяет научить анализировать информацию, представленную в объёмном тексте  математической задачи, формулировать   вопросы к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные. 1. На каком расстоянии от клуба живет Коля? 2. С какой скоростью бежал Коля в клуб без телефона? 3.С какой скоростью бежал Коля с телефоном, т.е. во вторую попытку? 4. В какое время Коля выскочил из дома в первый раз? 5. На каком расстоянии от клуба живет Миша? 6. Сколько всего километров намотал Коля на своем тяжком пути в клуб? 7. В какое время должен был выйти Коля, чтобы не спеша, со скоростью 5 км/ч добраться до клуба?

4.  Приём  «Учимся задавать вопросы разных типов» Приём «Ромашка Блума» Формирует готовность к разрешению проблемы, позволяет формировать умение самостоятельно        работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Пример: Простые вопросы. Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию. Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал. Объясняющие вопросы. Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Приёмы работы с текстом

Приёмы работы с текстом Пример: текст «Как растет сосулька» Простые вопросы: Как растет сосулька? Уточняющие вопросы: Если я правильно поняла, сосульки образуются в результате того, что одна капля намерзает на другую? Интерпретационные (объясняющие) вопросы: Почему капля не может сразу оторваться и полететь вниз? Творческие вопросы: Что было бы, если капля не встретила бы препятствия? Практические вопросы: Где мы можем наблюдать как растет сосулька?

Приёмы работы с текстом 5. Прием «Инсерт». Чтение с пометками. Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: v Знакомая информация. + Новая информация. -- Я думал (думала) иначе. ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Пример 1 : Текст «Первая рыбка», русский язык, 2 класс. -Прочитайте текст. Подчеркивайте новые незнакомые слова. Пометьте начало каждого абзаца. - Найдите и объясните значения новых слов в толковом словаре. В каком абзаце говорится какую рыбку поймал Юра? Сколько частей в тексте? Сколько абзацев в первой части? Во 2? В3? В 4? - Подчеркни в тексте слова, которые описывают ерша.

Приёмы работы с текстом 6. Прием «Синквейн». Структура синквейна. Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). Пример: Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица". Ворона Лисица 1.Глупая, доверчивая. 1. Хитрая, коварная. 2.Верит, слушает, каркает. 2. Обманывает, льстит, лукавит. 3.Вороне нравятся льстивые слова. 3. Лисица всегда добивается своего. 4.Простофиля. 4. Плутовка.

Приёмы работы с текстом Приём «Человечек». В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения. Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их, т.е. составляют план.

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков. Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков. Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом. Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Шаги: Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями. Советы родителям "Как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению».  1.     Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию. 2.     Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок. 3.     Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами. 4.     Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. 5.     Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. 6.     Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы. 7.     Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов. 8.     Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому–нибудь из домашних. 9.     Поощряйте чтение. 10.   Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение. 11.  В доме должна быть детская библиотечка. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту. Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту. Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.

Межпредметные связи При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»). Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения. На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения. На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающие – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире. На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающие – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.