12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Княгинина Татьяна Викторовна55

Одежда говорит о человеке

Урок Изобразительного искусства в 5 классе

Отгадайте загадку У меня они все разные Ситцевые и атласные. И для дома и для сада Для театра и парада, Для зимы есть и для лета Так во что же я одета?.. Неразлучные подружки По тропинке друг за дружкой, Кто быстрее прыг да скок, Но куда б они без ног!?

Если хочешь модной быть, Если хочешь модной быть, Успевай за ней следить! Даже цвет твоих перчаток Должен подходить под… Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

Из всех предметов одежда более других связана с человеком. Это как бы его вторая «кожа». С одной стороны, одежда служит практическим целям – греет, защищает; а с другой – оформляя, украшая фигуру человека, она создаёт его образ, его стиль. А ещё одежда – особый знак, знак положения человека в обществе, его намерений, то есть его роли в этом обществе.

Одежда говорит о человеке Первое что мы оцениваем в человеке - это внешность, первое что мы оцениваем во внешности - это одежда. Народная мудрость говорит: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Иными словами, оценка по одежде не всегда может быть верной. И всё же, многое мы можем узнать о человеке по тому, как он одет.

Одежда, предназначенная для покрытия тела человека; возникла как средство защиты от воздействия внешней среды, зависит от географических и климатических условий. Костюм, воплощая в себе все черты, характер, особенности и стиль каждой эпохи и страны, изменяется вместе с ними. Какой бы художественный стиль ни господствовал, костюм всегда отражает его характерные особенности.

Давайте постараемся в этом разобраться. А для этого совершим путешествие в разные эпохи, разные страны, где складывались свои формы одежды, декора, свои представления о красоте. Знатная китаянка в вышитом костюме.

Древний Китай В Древнем Китае для каждого сословия были установлены определённые виды одежды, цвета и сорта тканей. Символами императора были жёлтый цвет – цвет золота и дракон.

ОДЕЖДА ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ Огромную роль в культуре Китая играл желтый цвет, он был цветом золота и являлся символом императора. Высшие слои знати носили шелковые халаты с широкими рукавами свисающими до пола. Все остальные слои населения не имели права носить такие одеяния. Император в жёлтом халате с драконом. Золотая пластина с драгоценными камнями и драконом. Отличительный знак министра или князя. Фрагмент.

Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением хищного животного – барса, тигра, льва соответственно тому или иному рангу. У высших чиновников, помогавших императору управлять страной, также были свои знаки отличия. Первый, высший ранг имел свой отличительный знак - квадратную вышивку на груди халата с изображением журавля, который символизировал долголетие. Верх шапочки чиновника был украшен шариком, который мог быть хрустальным, бронзовым, каменным и т.д., также в зависимости от ранга. Шарики отличались не только материалом, но и размером, цветом. В головных уборах верховных правителей шарик, находившийся на верхушке шапки, был рубиновый. Шапочка китайского чиновника Костюм чиновника

Белый журавль. Нашивка на костюм чиновника

Членам императорской фамилии, высшим чиновникам, учёным, знатным дамам полагалось носить шёлковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Цвета в костюме подбирались в соответствии с чинами: жёлтый – императорский, белый и красный – для воинов, голубой – для молодых воинов, коричневый – для сановников. Знатная китаянка в вышитом костюме. Женщины в аристократических костюмах.

Все наряды расписывались и выполнялись вышивкой вручную, каждая деталь узора связана с благожелательной символикой. Так, например, халат знатной китаянки щедро украшен, расшит изящными бабочками, пионами, которые напоминают о весне. Бабочка символизирует радость, а пион – знатность, богатство. Халат знатной китаянки. Нарукавная вышивка с изображением бабочек, персиков.

Придворные дамы носили сложные, изысканные причёски, в которые закалывали шпильки из золота и серебра. Украшением наряда были и маленькие, вышитые шёлком башмачки на высоком каблуке. и шёлковые подвязки богатой дамы. туфелька, Шпильки,

. Вышитые шелком башмачки на высоком каблуке, могли войти только крошечные ножки. Для этого девочкам из знатных семей с раннего возраста бинтовали ноги, чтобы они выглядели миниатюрными . Вышитые шелком башмачки на высоком каблуке, могли войти только крошечные ножки. Для этого девочкам из знатных семей с раннего возраста бинтовали ноги, чтобы они выглядели миниатюрными

Важной частью костюма был пояс, цвет, материал, украшения которого также служили знаком отличия аристократов и чиновников.

Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы. Дровосек. Старый рыбак. Старинные рисунки. Китай.

Девушка из семьи рыбака. Девушка простолюдинка в характерной одежде – шляпе, сплетённой из бамбука, куртке с широкими нарядными рукавами и удлинённой юбке. Нарядная, украшенная одежда свидетельствует о достатке в семье.

Западная Европа Декоративно – прикладное искусство ΧVІІ в. совершенно непохоже на китайское своими формами, орнаментом, цветом, но суть декора (украшения) остаётся та же: выявлять и подчёркивать роль людей, их отношения и место в обществе. Костюм этого времени был необычайно пышным, с огромным количеством украшений, что вполне соответствовало праздному образу жизни и вкусам аристократии. Он гармонировал с парадными интерьерами дворца и был с ними един по стилю. А. Босс. БАЛ ВО ДВОРЦЕ. ΧVΙΙ в.

Одежду из парчи, отделанную золотом, носили только король и члены его семьи. Посмотрите, как выглядит костюм короля. Пышные рукава его белоснежной рубашки украшены кружевными манжетами, цветными бантами. На ногах шёлковые чулки и изящной формы туфли с крупным бантом – бабочкой. Банты, кружева буквально унизывают парадный костюм короля. Дополняли костюм короля роскошный парик и широкополая шляпа с огромными страусовыми перьями. Король Людовик ΧІV.

Король и придворные. Одеты в жюстокор, под ним камзол, парадный парик, большая шляпа с полями. Франция. ΧVІІ в. ЖЮСТОКОР – «точно по телу». Длинный, чуть выше колен, приталенный кафтан с широкими манжетами-обшлагами на рукавах и низкими карманами опоясывался по талии широким кушаком, который сбоку завязывался на бант.

Светский костюм. Франция. ΧVІІ в. Первоначально это был офицерский мундир, который затем превратился в модную дворянскую одежду. Жюстокор считался одеждой «по привилегии». Появляться в дорогом жюстокоре можно было только с позволения короля. Этой привилегией пользовалась лишь избранная часть дворян. Дополняла костюм –широкая шляпа-треуголка с пышными перьями.

А. Ван Дейк. ЛОРДЫ ДЖОН И БЕРНАРД СТЮАРТЫ. 1630–е гг. (Одеты в дублет). Представители высшего сословия стремились одеваться так, чтобы костюмом подчеркнуть свое привилегированное положение. Костюм английских аристократов. Короткая приталенная курточка-дублет с декоративными разрезами на груди и рукавах украшает большой воротник с изящными кружевми. На плечах накинут короткий шелковый плащ с нарядной вышитой каймой. Боковые швы нешироких штанов также отделаны дорогой вышивкой. На ногах изящные сапоги из мягкой кожи с отворотами.

Костюмы офицеров. Германия, ΧVΙΙ в. Франция, ΧVІІ в.

Разграничение в одежде существовали и у военных. Отличались по крою, цвету ткани, опознавательным знакам и формой головных уборов Костюм генерала- огромные перья на шляпе, обилие кружев, оборок и лент, театрально-пышные формы Костюм низших чинов был намного проще- куртка, удобные широкие штаны, сапоги- ботфорды..

Судьи, ученые, медики, чиновники и другие должностные лица носили длинные широкие платья, наподобие мантии с широкими пышными рукавами. Их называли «людьми мантии»

Женский костюм выглядел необычайно красочно, декоративно, форма его держалась на жёстком каркасе. Торжественные придворные платья шились из тяжёлых дорогих тканей: бархата, атласа, парчи, богато украшались отделкой . Обратите внимание на вытянутую заострённую форму узкого лифа платья, на пышные рукава, украшенные бесчисленными оборками, кружевами, бантами, на богатый декор нижней колоколообразной юбки. Широкая верхняя юбка из ткани другого цвета с разрезом спереди переходила в шлейф, искусно подбиралась с боков с помощью лент и шнуров. Знатная дама в платье со шлейфом. Франция. ΧVΙІ в.

Светская дама в платье с фартучком. Франция. ΧVΙΙ в. Дамские платья со шлейфом. Франция. ΧVІІ в. Воротники.

Прелестные женские головки украшали высокие сооружения из цветов, драгоценностей и густо собранных, вспененных кружев, крепившихся при помощи каркасов. Дополнением к костюму служили изящные бархатные туфельки, великолепные веера, а также длинные кружевные перчатки, которые считались предметом роскоши.

Одежда буржуазии, которая жила за счёт наёмных рабочих, отличалось от пышного блеска аристократических туалетов. Она была более однообразной, лишённой богатой орнаментальной отделки, шили её из добротных, дорогих тканей яркой расцветки. Посмотрите, с каким неподражаемым мастерством запечатлел голландский художник представителей буржуазии. Ян Вермеер. БОКАЛ ВИНА. Около 1660 г.

Одежда крестьян была проста и мало подвержена моде. Мужчины поверх рубахи надевали куртку, на голову – войлочную шляпу, носили широкие удобные штаны, чулки – гетры и обувь из толстой кожи. Простых горожанок – прислугу, разносчиц, уличных торговок – тоже можно было сразу отличить по внешнему виду: они носили одежду с узкими лифам, широкую юбку с фартуком, аккуратный чепчик, белые отложной воротничок, косынку на плечах, на ногах туфли из грубой кожи. Л. Ленен. СЕМЕЙСТВО МОЛОЧНИЦЫ. 1640 г. Крестьянин. Франция. ΧVΙΙ в.

Национальный японский костюм – кимоно, отражает особенности материальной и культурной жизни народа. Кимоно – это не только одежда, но и стиль жизни. Японцы, облачившиеся в кимоно, меняют не только манеру поведения, но и образ мысли. Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной грации, мягкой женственности и скромности. Традиционные мужские кимоно, строгие, тёмных расцветок, теряются на фоне необычайно богатых декоративными эффектами женских образцов. Правильно надевать и носить наряд, на шитьё которого уходит от 12 до 18 метров шёлка, необходим целый год «тренировки». А для того, чтобы научиться самому шить такой наряд, - 10 лет.

Свадебное кимоно - самый праздничный наряд японцев, который надевают лишь один раз в жизни.

Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие рукава и пояс, подобный корсету, полностью меняют движения. Они становятся неторопливыми и мягкими. Национальный костюм подчеркивает мужественность и достоинство мужчины, и женственность и хрупкость женщины.  Руки и ноги не должны быть видны из-под костюма, это считается неприличным. Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие рукава и пояс, подобный корсету, полностью меняют движения. Они становятся неторопливыми и мягкими. Национальный костюм подчеркивает мужественность и достоинство мужчины, и женственность и хрупкость женщины.  Руки и ноги не должны быть видны из-под костюма, это считается неприличным. Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие рукава и пояс, подобный корсету, полностью меняют движения. Они становятся неторопливыми и мягкими. Национальный костюм подчеркивает мужественность и достоинство мужчины, и женственность и хрупкость женщины.  Руки и ноги не должны быть видны из-под костюма, это считается неприличным. Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие рукава и пояс, подобный корсету, полностью меняют движения. Они становятся неторопливыми и мягкими. Национальный костюм подчеркивает мужественность и достоинство мужчины, и женственность и хрупкость женщины.  Руки и ноги не должны быть видны из-под костюма, это считается неприличным. Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Японский традиционный костюм считается одним из самых красивых в мире. Не одна страна не может похвастаться таким волшебным национальным костюмом, как Япония.  Основой философии костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет   Кимоно плотно обвертывает тело с ног до головы, - это воспитывает в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие рукава и пояс, подобный корсету, полностью меняют движения. Они становятся неторопливыми и мягкими. Национальный костюм подчеркивает мужественность и достоинство мужчины, и женственность и хрупкость женщины.  Руки и ноги не должны быть видны из-под костюма, это считается неприличным

В женском костюме пояс оби вообще является главным украшением.   Он выполняется  из  дорогих шелковых тканей светлых ярких тонов  и нередко может стоить  в несколько раз дороже самого кимоно. Пояс  многократно оборачивается вокруг талии и завязывается узлом.  

Рисунок на кимоно мог рассказать целую историю:  изображение танцующих или летящих журавлей - это послание удачи и долгой жизни.  Рисуя на ткани бабочек японцы желали счастья.  Опадающие весной цветы вишни  символизируют недолговечность и изменчивость нашей жизни, а долго   цветущие хризантемы - долголетие.  В начале XVII в. особенно популярным  был мотив цветущих  пионов  - символ человека знатного, благородного, знаменитого. Стилизованный цветок хризантемы с расправленными лепестками   в круге -  символ императорской власти в Японии - олицетворяет собой солнце, озаряющими своими лучами  Страну восходящего солнца.

Украшением считается красивая высокая прическа или шикарная копна волос. Японские прически – это целое искусство, по-другому оно называется вязание узлов. Уложенные красиво волосы, завязанные в замысловатые узлы, еще и украшались разными гребнями, цветами, либо палочками.

Выводы: Костюм – это знак, символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию или группе людей в обществе. Роль декора ничуть не уменьшилась и сегодня. Люди одеваются по разному: в торжественных случаях надевают одни одежды, а в будни или в скорбные моменты – другие. Декор помогает выявлять роли людей в обществе, понимать , кто они. Также он вносит порядок в жизнь человеческого общества, строит общение людей. Так повелось в любом обществе – с древнейших времен и до наших дней.

Выполнить тестовое задание: 1. Что являлось символами императора в Древнем Китае? А. Желтый цвет, дракон. Б. Красный цвет, бык. В. Желтый цвет, журавль. 2. Какие животные украшали халат военного чиновника? А. Лось, медведь, заяц. Б. Барс, тигр, лев. В. Лиса, волк, хомяк.

3. Какой шарик украшал головной убор верховного правителя? А. Стеклянный. Б. Деревянный. В. Рубиновый. 4. Что символизировала бабочка в халатах чиновников? А. Счастье. Б. Радость. В. Любовь. 5. Кто имел отличительный знак квадратную вышивку на груди халата, с изображением журавля? А. Военный чиновник Б. Император В. Высший чиновник

6. Что служило дополнением к костюму короля Западной Европы? А. Шапочка с хрустальным шариком Б. Роскошный парик и широкополая шляпа В. Круглая шляпа 7. Чья одежда была более однообразной, лишенной богатой орнаментальной отделки, шили ее из дорогих тканей яркой расцветки? А. Крестьяне. Б. Буржуазия. В. Король. 8. Чья одежда была более однообразной, лишенной богатой орнаментальной отделки, шили ее из дорогих тканей яркой расцветки? А. Крестьяне. Б. Буржуазия. В. Король.

9. Чем отличалась одежда высших сословий от крестьянских? А. Тканью, цветом, фасоном. Б. Ничем, особых различий нет.