12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мехедова Светлана Алексеевна26
Работаю педагогом-психологом в службе сопровождения замещающих семей. Имею частную практику.
Россия, Мурманская обл., Апатиты

Проект на тему «Моменты счастья»

Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (Служба сопровождения замещающих семей) ПРОЕКТ «Моменты счастья» педагог-психолог Мехедова Светлана Алексеевна город Апатиты

Актуальность проблемы Чем больше внутренние ресурсы замещающей семьи, тем выше её способность восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше её сопротивляемость неблагоприятной среде, эффективность, стрессоустойчивость. Семейный ресурс порой складывается из простых вещей. Жизнь каждого человека состоит из множества приятных и вызывающих другие разные эмоции воспоминаний. Особую ценность имеют хорошие и приятные воспоминания.  Это резервуары, где «хранятся запасы счастья». Возвращаясь мыслями в счастливое время, мы можем противостоять разрушительным чувствам — тревоге, одиночеству, потере смысла жизни и при этом переживать вновь и вновь радостные моменты бытия. Воспоминания, которые ассоциируются с ощущением счастья дарят приятные эмоции и радость, воодушевляют, помогают двигаться вперед, придают уверенность и жизненные силы на новые свершения. Учеными доказано, что воспоминания несут в себе массу преимуществ, поэтому их нужно проецировать как можно чаще. Есть масса способов сделать это, но самый действенный – фотографии. Моменты счастья можно запечатлевать на фото, чтобы в сложные жизненные ситуации пересматривать их и заряжаться позитивными эмоциями. И важно научиться в нужный момент обращаться к этому хранилищу и наполнять свой ресурс из запасов.  Однако, не стоит ждать, когда воспоминания сами нас посетят, необходимо их вызывать. Для этого есть несколько способов. Один из них – это совместный досуг в семье, важный фактор для укрепления семейных отношений. Проводя время вместе, семья может укрепить связи, создать незабываемые воспоминания и развивать взаимопонимание между опекунами и детьми, наслаждаться взаимным общением, создавая яркие и радостные моменты вместе. Совместные прогулки на свежем воздухе, пикники, поездки на природу или просто игры в настольные игры в домашней обстановке, еженедельный семейный ужин, совместное чтение книги перед сном или поездка в кино - все это отличные способы провести время вместе и оторваться от повседневной рутины. Такие мероприятия не только помогают расслабиться и насладиться взаимным общением, но и способствуют развитию коммуникационных навыков и укреплению доверия друг к другу. Организация семейных традиций или ритуалов также способствует развитию близости и сближению семьи. Такие моменты помогают создать ощущение единства и принадлежности приемного ребенка к семейному кругу. Современные технологии позволяют запечатлеть памятные моменты, поэтому этим нужно пользоваться в своих целях. Необязательно фотографироваться только тогда, когда выглядишь безупречно и специально к этому готовишься. Можно делать спонтанные кадры, снимать в «моменте», сохранять искренние эмоции, смех и улыбки. Когда захочется, просто открыть альбом «Моменты счастья» и насладиться теми событиями снова. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский.

Постановка проблемы: Постановка проблемы: - Недостаточность компетенций замещающего родителя в укреплении семейных ресурсов замещающей семьи. - Трудности удовлетворения потребности в эмоциональной близости в отношениях между опекуном и подопечным ребенком. - Низкая способность опекунов к расширению форм совместной деятельности. Цель: Содействие успешной социализации детей в замещающей семье, профилактика вторичного отказа. Задачи проекта: - Укрепление ресурсности замещающей семьи и ее жизнеспособности. - Привлечение замещающих родителей и приемных детей к размышлению о ценности хороших воспоминаний. - Расширение форм совместной деятельности в замещающей семье. Целевая группа: замещающие семьи. Срок реализации проекта: 6 месяцев.

Этапы проекта «Хорошие воспоминания – это наш личный запас счастья» Патрик Эстрад Подготовительный - Выбор и обоснование проекта, выявление актуальности проекта; - постановка задачи. Обсуждение с опекунами необходимости поддержания о семейных ценностей; - планирование работы; - Проведение с участниками проекта мониторинга благополучия ребенка в семье. Основной - Сбор материала (фотографий, историй, в которых запечатлены счастливые семейные моменты); - выбор композиционного и колоритного решения для создания книги; - практическая работа (оформление книги). Включение в книгу притч, пословиц, поговорок о семье, матери, отце и семейном счастье. Заключительный - Подведение итогов (презентация семьям результатов проекта); - соотнесение ожидаемых результатов по проекту и действительных результатов по результатам итогового мониторинга благополучия ребенка в семье.

Ожидаемые результаты - Оказание психолого-педагогической поддержки семье и ребенку. - Вовлечение замещающих семей в активную деятельность (поиск информации, творчество, совместный досуг). - Снижение эмоционального напряжения, повышение способности к эмоциональной саморегуляции. - Уверенность замещающего родителя в будущем своей семьи.

Диагностические методики Для проведения мониторинга благополучия ребенка в семье и определения эффективности реализации проекта подобраны следующие методики: Для родителей: - «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); - Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин); - Тест «PARI» – «Родительско-детские отношения» (Е.С. Шефер и Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет); - Методика «стратегии семейного воспитания» (С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной); - Проективная методика «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Для детей:  - Шкала привязанности к членам своей семьи (А.И. Баркан); - опросник «Подростки о родителях» Е.Шафер; - рисунок семьи; - цветовой тест отношений А.М.Эткинда.  

Книга «Моменты счастья» службы сопровождения замещающих семей города Апатиты