12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прудова Наталья Владимировна1249
Учитель-олигофренопедагог. Стаж работы по специальности - 13 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Архангельская обл., Новодвинск

Презентация к уроку природоведения «Почва – верхний слой земли. Состав почвы»

Природоведение. Наш дом - Земля Презентация к уроку природоведения «Почва – верхний слой земли. Состав почвы» 5 класс Автор: Прудова Наталья Владимировна, учитель ГБОУ АО «СКОШ №5» г. Новодвинска

Повторим, что знаем Сравните между собой горы и холмы. Заполните таблицу. Что сравниваем Горы Холмы Состоит из подошвы, склонов и вершины. Более 200 метров в высоту. Всегда имеют почву, на которой растёт трава.

2. Почему в горах живёт меньше людей, чем на равнинах? 2. Почему в горах живёт меньше людей, чем на равнинах? А) Горы неудобны для жизни человека. Б) Трудно прокладывать дороги и стоить дома. В) Часто происходят обвалы и землетрясения. Г) Все ответы верны. 3. Каким цветом на карте обозначаются горы?

4. Что нужно растениям для хорошего роста? 4. Что нужно растениям для хорошего роста? Свет Тепло Воздух Вода Питание

5. Отгадайте загадку. 5. Отгадайте загадку. Рыхлый слой и плодородный, Не оставит всех голодным, Лишь с посадкой поспешишь, И работу совершишь. Прокопаешь и польёшь, Сорную траву найдёшь, Выкопаешь урожай — Им соседей поражай! 6. Какие животные живут в почве?

7. Учёные называют науку о почве почвоведением. Как вы думаете, кто такой почвовед? 7. Учёные называют науку о почве почвоведением. Как вы думаете, кто такой почвовед? Почвовед - специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли.

Почва – верхний слой земли. Состав почвы Вопросы для обсуждения: Что такое почва? Что входит в состав почвы?

1. Что такое почва? Рассмотрите рисунок. Чем различаются между собой верхние слои земли? ГЛИНА ПЕСОК ПОЧВА

На земле растут самые разнообразные растения – деревья, кустарники, травы. Многочисленными корнями они пронизывают верхний слой земли и закрепляются в нём. Кроме того, при помощи корней они всасывают из этого слоя воду с растворёнными веществами, которые необходимы для их жизни. На земле растут самые разнообразные растения – деревья, кустарники, травы. Многочисленными корнями они пронизывают верхний слой земли и закрепляются в нём. Кроме того, при помощи корней они всасывают из этого слоя воду с растворёнными веществами, которые необходимы для их жизни. Выделите в тексте словосочетание, которое является ключевым в определении понятия «ПОЧВА».

Работа в тетради с. 87

Толщина почвы в разных районах неодинакова. Она может быть и несколько сантиметров и несколько метров. Толщина почвы в разных районах неодинакова. Она может быть и несколько сантиметров и несколько метров. Задание: рассмотрите рисунок. В какой природной зоне толщина почвы самая большая? В какой природной зоне толщина почвы маленькая?

В верхнем слое земли живут дождевые черви, муравьи, осы, жуки, мыши, кроты. Одни живут там постоянно, другие прячутся в почве от холода, откладывают личинки или выводят потомство. В верхнем слое земли живут дождевые черви, муравьи, осы, жуки, мыши, кроты. Одни живут там постоянно, другие прячутся в почве от холода, откладывают личинки или выводят потомство.

Работа в тетради с. 87 Червяк Муравьи Крот

2. Из чего состоит почва? Для того, чтобы узнать, какие вещества входят в состав почвы, проделаем такие опыты. Опыт 1. Бросим в стеклянную банку с водой комочек почвы. Мы видим, что из почвы сразу начнут выходить пузырьки воздуха. Вывод: в почве есть воздух. Он необходим для жизни растений и животных. Пузырьки воздуха

Опыт 2. Положим в почву железную банку и нагреем её на огне. Над почвой подержим стекло. Вскоре стекло запотеет, и на нём появятся капельки воды. Опыт 2. Положим в почву железную банку и нагреем её на огне. Над почвой подержим стекло. Вскоре стекло запотеет, и на нём появятся капельки воды. Вывод: в почве есть вода. Вода и воздух необходимы для жизни растений. При недостатке воды и воздуха в почве растения засыхают. Капельки воды

Опыт 3. Продолжим нагревать почву. Через некоторое время мы почувствуем неприятный запах и увидим дым. Это горит перегной – остатки сгнивших растений. После того как перегной сгорит, почва станет светлее. Опыт 3. Продолжим нагревать почву. Через некоторое время мы почувствуем неприятный запах и увидим дым. Это горит перегной – остатки сгнивших растений. После того как перегной сгорит, почва станет светлее. Вывод: в почве есть перегной. Перегной составляют органические вещества, которые состоят из остатков растений и животных. Они хорошо горят.

Опыт 4. Насыплем прокалённую почву в стеклянную банку с водой и размешаем. Дадим воде отстояться. На дно банки осядет песок, а поверх него частицы глины. Опыт 4. Насыплем прокалённую почву в стеклянную банку с водой и размешаем. Дадим воде отстояться. На дно банки осядет песок, а поверх него частицы глины. Вывод: в почве есть песок и глина. Это нерастворимые минеральные вещества. Почвы, в которых много песка, хорошо пропускают воду. А почвы, в которых много глины, хорошо удерживают воду и плохо её пропускают. Песок Глина

Опыт 5. Снова размешаем содержимое банки. Дадим воде отстояться в течение суток. Затем размешаем и сольём воду из банки через бумажный фильтр. Поместим несколько капель фильтрованной воды на стекло. Нагреем его на огне. Вода испарится, а на стекле останется налёт. Опыт 5. Снова размешаем содержимое банки. Дадим воде отстояться в течение суток. Затем размешаем и сольём воду из банки через бумажный фильтр. Поместим несколько капель фильтрованной воды на стекло. Нагреем его на огне. Вода испарится, а на стекле останется налёт. Вывод: в почве есть минеральные соли. Это растворимые минеральные вещества. Корни растений поглощают из почвы растворённые минеральные соли, поэтому минеральные соли называют питательными веществами. Минеральные соли образуются из перегноя. Чем богаче почва перегноем, тем больше в ней минеральных солей.

Работа в тетради с. 87 Перегной Минеральные соли Песок Глина Вода Воздух

Повторим, что узнали Прочитайте вывод в рамке на с. 121. Ответьте на вопросы в учебнике. Прочитайте рубрику «Для любознательных».

Домашнее задание В учебнике: с. 119-121, повторить. В тетради: задание №5 с. 88.