12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лукьянова Надежда Геннадьевна248
Россия, Кемеровская обл., Кемерово

Выступление «Формирование социальных навыков учащихся со сложной структурой дефекта на уроках технологии»

Формирование социальных навыков учащихся со сложной структурой дефекта на уроках технологии

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» – так говорит Апостол. Это значит, что педагогически мыслит тот, для кого на первом месте стоят дети. Нам, педагогам, нужно увидеть сквозь цепь событий в жизни человека ту последнюю глубину, в которой раскрывается суть человека, и трудность в том, что искать придется и в дурной наследственности, и в неправильной социальной жизни, и в физических недостатках, и в особенностях интеллектуального развития, и в сиротстве, и в нищете духовной жизни. Какими бы вы хотели видеть наших детей? И какими методами их лучше воспитывать? И почему наши выпускники остаются не у дел? А о конкурентоспособности и речи не идет…

Цели и задачи воспитания обучающихся с ограниченными возможностями определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование самостоятельности, труда и культуры поведения, гражданских качеств, умения жить и работать в коллективе

Важно воспитать в ребенке оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудность, стимулировать их компенсаторные возможности, вместе с тем, развивать способность критической оценки своих действий и поступков. Важно воспитать в ребенке оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудность, стимулировать их компенсаторные возможности, вместе с тем, развивать способность критической оценки своих действий и поступков. Учащиеся с нарушением интеллекта смогут оценить результаты своей деятельности, если будут решать задачи им доступные.

Особенности развития Характеризуются стойкими нарушениями всех психических процессов, это четко обнаруживается в сфере познавательной деятельности. Мыслительные операции протекают своеобразно: наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнивают предметы по несущественным признакам, чрезмерно расширяют или ограничивают основания для обобщения. Их мышлению свойственна тугоподвижность. Характер протекания мыслительной деятельности зависит от личных особенностей, например – от умения оценить свой результат, а критичность мышления – важная характеристика ума.

Воспитание требует деликатного, тактичного, толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте ребенка. Воспитание требует деликатного, тактичного, толерантного отношения окружающих к психическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте ребенка.

Ученики коррекционных школ недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не стремятся проверить этот результат. Они удовлетворяются достигнутым. В этом немалую роль играет ограниченность знаний, интересов, интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушие. Снижение всех видов мышления приводит к тому, что только лишь его, т.е. подростка, интересы оказываются на первом месте, а низкая толерантность заставляет бояться новизны и изменений. Ученики коррекционных школ недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не стремятся проверить этот результат. Они удовлетворяются достигнутым. В этом немалую роль играет ограниченность знаний, интересов, интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушие. Снижение всех видов мышления приводит к тому, что только лишь его, т.е. подростка, интересы оказываются на первом месте, а низкая толерантность заставляет бояться новизны и изменений.

Мы используем в работе как основу принципы дидактики общей педагогики, но процесс обучения носит коррекционный характер, т.е. на коррекцию познавательной деятельности. Мы используем в работе как основу принципы дидактики общей педагогики, но процесс обучения носит коррекционный характер, т.е. на коррекцию познавательной деятельности.

Организация обучения учащихся с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации требуют комплекса взаимосвязанных условий: учет психофизических возможностей, индивидуальных особенностей и интересов обучающихся; ориентация на формирование социально-нравственного поведения; охрана и укрепление здоровья, предупреждение эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, благоприятной образовательной среды, которая обеспечит стимуляцию их познавательной деятельности, профессионально важных умений и навыков.

Серьезное внимание уделяется стимулированию и мотивации. Отбор методов определяется факторами: 1. У детей сужены возможности восприятия – здесь отдается предпочтение методам помогающим полно представить, воспринимать, удерживать и передавать информацию в доступном виде (метод словесной передачи является лишь дополнением к практическим и наглядным). 2. У детей нарушено развитие речи. Здесь особые требования предъявляется к речи педагога, словесным объяснениям. 3. Нарушение развития и затруднения в формировании словесно-логического мышления приводят к преобладанию наглядных видов мышления – это ограничивает использование логических и гностических методов, но можно отдать предпочтение индуктивному методу, а также объяснительно- иллюстративным, наглядным. 4. При олигофрении страдает наглядно-образное мышление – оптимально в данном случае подключать как можно больше источников информации разных модальностей, это значит, задействуется зрение + осязание и т.д.

Особенность учебно-воспитательного процесса не пассивное приспособление педагога к слабым сторонам психики ребенка, а принцип активного воздействия на его умственное развитие и поведение. Особенность учебно-воспитательного процесса не пассивное приспособление педагога к слабым сторонам психики ребенка, а принцип активного воздействия на его умственное развитие и поведение.

Для улучшения запоминания особая роль принадлежит многократному повторению – испытанному средству закрепления знаний. Умственно отсталые медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, а главное, не умеют воспользоваться приобретенными знаниями, умениями на практике. Без многократного повторения материала учащиеся быстро его забудут, т.к. у них угасают приобретенные условные связи. Отсутствие произвольности, целеустремленности, мотивации, любознательности требует постоянного побуждения к деятельности Для улучшения запоминания особая роль принадлежит многократному повторению – испытанному средству закрепления знаний. Умственно отсталые медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, а главное, не умеют воспользоваться приобретенными знаниями, умениями на практике. Без многократного повторения материала учащиеся быстро его забудут, т.к. у них угасают приобретенные условные связи. Отсутствие произвольности, целеустремленности, мотивации, любознательности требует постоянного побуждения к деятельности

Исходя из индивидуальных возможностей, детям следует давать задания, которые лежат в зоне умеренной трудности, но являются доступными. Конечно, необходима дополнительная стимуляция (похвала, соревновательные моменты). Исходя из индивидуальных возможностей, детям следует давать задания, которые лежат в зоне умеренной трудности, но являются доступными. Конечно, необходима дополнительная стимуляция (похвала, соревновательные моменты).