12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ларионова Юлия Александровна304
Образование: 1990-1995 г. Омский государственный педагогический университет, учитель географии, методист по воспитательной работе; доп. специализация учитель биологии с углубленным изучением предмета Квалификационная категория: высшая -27.06.2017
Россия, Омская обл., Омск

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии (9 класс)

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии Ларионова Юлия Александровна БОУ г. Омска «ОСОШ № 13» учитель биологии

Особенности работы с биологическими рисунками Внимательно рассмотрите рисунок. Установите, что (или кто) изображено на рисунке (целый организм или его часть (что за части, процесс…..) Дайте название рисунку.

Особенности работы с биологическими рисунками 4. Прочитайте задание к рисунку. На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет органоид клетки, обозначенный буквой А? 5. Внимательно рассмотрите рисунок с учетом задания. 6. Дайте ответ на поставленный вопрос, не прибегая к помощи вариантов.

Особенности работы с биологическими рисунками 7. Прочитайте варианты ответов и выберите правильный ответ (в случае затруднения: вычеркните варианты которые вы точно знаете, что не являются правильными, из оставшихся вариантов ответа выберите один). производит питательные вещества 2) контролирует жизнедеятельность поглощает энергию солнечного света 4 ) запасает воду

Особенности работы с графиками задание № 20 Не читая задания, изучите график: - прочитайте надписи по осям -установите единицы измерения -определите шкалу деления

Особенности работы с графиками задание № 20 2. Прочитайте задание к графику: читаем медленно, понимая каждое слово (до первого знака препинания, осмысливаем прочитанное, сопоставляем с графиком – читаем дальше). Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. (По оси х отложена температура организма, а по оси у – относительная скорость химической реакции.) При какой температуре тела живого организма (из перечисленных ниже значений) относительная скорость химических реакций составляет 25 усл. ед.?

Особенности работы с графиками задание № 20 3. Подчеркиваем предложение в котором прописано задание, осмысливаем задание, своими словами формулируем, что необходимо определить. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. (По оси х отложена температура организма, а по оси у – относительная скорость химической реакции.) При какой температуре тела живого организма (из перечисленных ниже значений) относительная скорость химических реакций составляет 25 усл. ед.?

Особенности работы с графиками задание № 20 4. Находим указанные в задании значения на осях графика, отмечаем их точками. 5. При помощи линейки и карандаша, проводим через отмеченные точки прямые параллельные противоположной оси; отмечаем точку пересечения проведённых прямых. 6. Устанавливаем значение точки пересечения по указанной оси. При какой температуре тела живого организма (из перечисленных ниже значений) относительная скорость химических реакций составляет 25 усл. ед.?

Особенности работы с графиками задание № 20 7. Сравниваем установленное значение с вариантами ответом. 8. Находим нужное нам значение (может быть приближенным), номер значения фиксируем как правильный ответ.  1)  35 °С     2)  36 °С     3)  37 °С     4)  38 °С При какой температуре тела живого организма (из перечисленных ниже значений) относительная скорость химических реакций составляет 25 усл. ед.?

Особенности работы с биологическими текстами задание № 29 «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи. Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально. Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.   Прочитайте название текста. Знакомы ли вам слова, указанные в названии? Понятно ли вам, о чем пойдет речь в тексте? Если слова вам не знакомы, не расстраивайтесь, есть возможность пополнить свой багаж знаний.

«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи. Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально. Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.   2. Посмотрите на тест. Установите сколько в нем абзацев.

3. Прочтите вопросы к тексту (их должно быть три). Если вопросы не пронумерованы, сформулируйте три вопроса по написанному заданию и запишите их в черновик. Вариант 0. 1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.? 2) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.? 3) Каков результат события, произошедшего в замке герцога Моро? Вариант 1. Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы. 1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.? 2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.? 3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога? Вариант 2. Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы. 1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.? 2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

4. В каждом вопросе подчеркните главное (ключевое слово). (Слова – биологические понятия, или те слова, которые вы не употребляете в обычной речи) 1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.? 2) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.? 3) Каков результат события, произошедшего в замке герцога Моро? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Комната с благоприятной температурой воздуха. Один испытуемый был в эксперименте 24 часа, другой – 8 часов. Смерть ребенка.

4. В каждом вопросе подчеркните главное (ключевое слово). (Слова – биологические понятия, или те слова, которые вы не употребляете в обычной речи) Вопросы сайта ФИПИ Вариант 1. Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы. 1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.? 2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.? 3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога? Вариант 2. Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы. 1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.? 2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

5. Приступайте к прочтению текста. Читаем по одному предложению. -Устанавливаем есть ли в каждом прочитанном предложении информация необходимая для ответа на вопросы к тексту. Предложения, в которых не содержится информация необходимая для ответа на вопросы –вычеркиваем. Предложения в которых содержаться информация необходимая для ответа на поставленные вопросы нумеруем согласно номерам вопросов и подчеркиваем ключевые слова. 6. Из выделенных предложений формулируем ответы. Для более точного ответа следует использовать слова вопроса. (Почему – потому-что…; Какой характер – характер ….). Свой ответ на каждый вопрос постарайтесь сформулировать в одно-два предложения. Будьте внимательны и постарайтесь не копировать текст целиком.

Особенности работы с таблицами задание № 30 Не читая задания: изучите таблицу - прочитайте название таблице, определите, что может быть в таблице; - определите сколько колонок в таблице; - прочитайте название каждой колонки; -прочитайте элементы, перечисленные в каждой колонке; -установите единицы измерения цифровых значений; -сравните цифровые значения и определите самое маленькое и самое большое (по вертикали и горизонтали в каждой строке) Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

Особенности работы с таблицами задание № 30 2. Прочитайте задание. Обратите внимание на сколько вопросов следует ответить. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха 1) Чем отличается состав альвеолярного воздуха от состава атмосферного воздуха? 2) Почему в выдыхаемом воздухе кислорода содержится больше, чем в альвеолярном? 3) Почему пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание? Изучите таблицу «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Ответьте на вопросы.

Особенности работы с таблицами задание № 30 3. Прочитайте первый вопрос, ответьте на него кратко (одним-двумя предложением) письменно, укажите цифровые значения, подтверждающие ответ. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха 1) Чем отличается состав альвеолярного воздуха от состава атмосферного воздуха?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота и инертных газов практически одинаково, так как они не принимают участия вдыхании. 4. Прочитайте написанный ответ, соотнесите свой ответ с поставленным вопросом, убедитесь в правильности ответа. 1) Чем отличается состав альвеолярного воздуха от состава атмосферного воздуха?

Особенности работы с таблицами задание № 30 5. Прочитайте второй (третий) вопрос, ответьте на него кратко (одним-двумя предложением) письменно, укажите цифровые значения, подтверждающие ответ. 2) Почему в выдыхаемом воздухе кислорода содержится больше, чем в альвеолярном? 3) Почему пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание?

Особенности работы с таблицами задание № 30 6. Прочитайте ответ на второй (третий) вопрос, соотнесите его с вопросом, убедитесь в правильности ответа.  2) Почему в выдыхаемом воздухе кислорода содержится больше, чем в альвеолярном? 3) Почему пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание? 2) При выдохе к альвеолярному воздуху примешивается воздух, который находится в органах дыхания и воздухоносных путях. 3) Пребывание людей в закрытых помещениях приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. Человек при дыхании выделяет углекислый газ, воду, тепло (летучие продукты жизнедеятельности), которые накапливаются и вызывают перечисленные нарушения.