12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Таранова Татьяна Анатольевна1512
Россия, Приморский край, Уссурийск

Выступление «Взаимооценка как приём критериального оценивания на уроках русского языка и литературы»

Приемы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС (взаимооценка)

С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что четко обозначено в нормативных документах: «….Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования». С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что четко обозначено в нормативных документах: «….Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования». В новом Стандарте прописаны три вида оценивания стартовое текущее итоговое

Взаимооценка - важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. Взаимооценка - важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. Значит, учащийся должен:

иметь представление о цели учебной деятельности; иметь представление о познавательных результатах своей учебной деятельности; представлять способы достижения поставленных целей, решения задач; планировать свою деятельность, предвидеть ее результат;

Такая оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Такая оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются: -оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать других; -краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания;  -развернутый ответ у доски по какому-либо вопросу; ученик по желанию вызывается к доске, класс получает задание по окончании ответа дать рецензию ответа по заданному алгоритму.

Определите: • излагается ли материал последовательно; • достаточно ли полным был ответ; • доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод; • какие были допущены ошибки при ответе; • была ли грамотной и выразительной речь отвечающего. Определите: • излагается ли материал последовательно; • достаточно ли полным был ответ; • доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод; • какие были допущены ошибки при ответе; • была ли грамотной и выразительной речь отвечающего.

-Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал. -Дайте общую оценку ответу.  Значение рецензии и её задачи. Аргументация выставленной отметки: «Ученик должен всегда знать свои ошибки и успехи, так быстрее будет происходить контакт (взаимопонимание)»; «Каждому учащемуся приятно понимать (!), почему ему поставили именно эту отметку и какие недочёты были»; «Рецензии помогают ученикам объективно оценить результаты работы других». -Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал. -Дайте общую оценку ответу.  Значение рецензии и её задачи. Аргументация выставленной отметки: «Ученик должен всегда знать свои ошибки и успехи, так быстрее будет происходить контакт (взаимопонимание)»; «Каждому учащемуся приятно понимать (!), почему ему поставили именно эту отметку и какие недочёты были»; «Рецензии помогают ученикам объективно оценить результаты работы других».

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний и знаний других, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть, выявив у других. Нагляднее увидеть прогресс и достижение ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний и знаний других, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть, выявив у других. Нагляднее увидеть прогресс и достижение ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Приведу примеры приёмов взаимооценки, которые применяю на уроках русского языка и литературы.

Орфографический диктант

Взаимопроверка

Критерии

1.Индивидуальное задание «Создание афиши театральной постановки по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5класс). Использовала прием взаимооценки. Учащимися были предложены следующие критерии и баллы: 1.Индивидуальное задание «Создание афиши театральной постановки по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5класс). Использовала прием взаимооценки. Учащимися были предложены следующие критерии и баллы: 1.Яркость, красочность изображения-3 балла. 2.Правильное оформление афиши-4 балла. 3.Творческий подход-5 баллов.

2.На уроке литературы в форме суда над барыней по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (5 класс) учащиеся выступали в определенных ролях (адвокаты, судья, прокуроры, обвиняемая, свидетели). Свою деятельность учащиеся оценивали по следующим критериям: 2.На уроке литературы в форме суда над барыней по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (5 класс) учащиеся выступали в определенных ролях (адвокаты, судья, прокуроры, обвиняемая, свидетели). Свою деятельность учащиеся оценивали по следующим критериям: 1.Содержание выступления-5 баллов. 2.Убедительность (доказательность)-5 баллов. 3.Умение публично выступать-5 баллов.

3.Выполнение домашнего задания по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс): Ставилась самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Обучающимися были предложены следующие критерии при оценке данной работы: 3.Выполнение домашнего задания по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс): Ставилась самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Обучающимися были предложены следующие критерии при оценке данной работы: 1.Соответствие заданию-5 баллов. 2.Эстетичность-5 баллов. 3.Глубина содержания-5 баллов.

4.Создание презентации «Цитированные иллюстрации к произведению А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Учащиеся оценивали друг друга по предложенным ими критериям: 4.Создание презентации «Цитированные иллюстрации к произведению А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Учащиеся оценивали друг друга по предложенным ими критериям: 1.Эстетичность оформления-5 баллов. 2.Соответствие цитатного материала и иллюстративного-5 баллов. 3.Количество слайдов-5 баллов.

Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании образовательных результатов – сложный процесс, требующий систематичности и конкретики. Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании образовательных результатов – сложный процесс, требующий систематичности и конкретики. Подводя итог, необходимо отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, но в рамках реализации ФГОС оценивание действительно становится необходимым элементом обеспечения качества образования.