12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадыкова Алсу Гилемхановна2266
Педагог-психолог высшей категории, специалист школы приемных родителей, учитель английского языка.15 лет работаю в общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Россия, Кировская обл., Сосновка

Занятие для кандидатов в замещающие родители «Адаптация ребенка в приемной семье»

Адаптация ребенка в приемной семье Педагог-психолог: Бадыкова Алсу Гилемхановна

как определиться с возрастом ребенка; как правильно организовать знакомство с ребенком; что представляет собой процесс адаптации ребенка к новой семье Мы поговорим :

Возрастная Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая, особенности развития человека на разных возрастных этапах его развития.

Ребенок - это Человеческое существо в возрасте о т рождения до18 лет

1) младенчество (от 0 до 1 года); 2) ранний возраст (от 1 до 3 лет); 3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет); 4) младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет); 5) подростковый возраст (от 10-11 – 15,5-16,5 лет); 6) ранний юношеский возраст (16,5 – 18 лет)

новообразования ведущая деятельность социальная ситуация развития Основные параметры возраста

Работа в группах: Разделиться на 5 групп  дать краткую характеристику возраста;  описать социальную ситуацию развития;  описать ведущий вид деятельности; назвать новообразования возраста; описать возрастной кризис

Адаптация ребенка в приемной семье Педагог-психолог: Бадыкова Алсу Гилемхановна

Как определится с возрастом ребенка? нужно реально оценивать свои силы; нужно знать особенности каждого возрастного этапа и потребности ребенка на этом этапе

Младенчество + возможность формировать личность ребенка с «нуля»; + легче сохранить тайну усыновления; + легче возникает привязанность между младенцем и приемными родителями; - у ребенка сложно определить отставание в физическом и психическом развитии (некоторые болезни и родовые травмы дают о себе знать после первого года жизни ребенка)

Раннее детство + видны особенности внешности и характера – приемным родителям проще подобрать ребенка похожего на себя; + есть возможность объективно оценить состояние здоровья ребенка и уровень его развития; + есть возможности для развития ребенка и компенсации имеющихся у него проблем; уход за ребенком в этом возрасте требует много внимания и сил; в этом возрасте дети очень часто болеют; в 2,5 – 3 года начинается возрастной кризис «Я сам»

Дошкольный возраст + уже сформированы основные черты характера, привычки, навыки самообслуживания, ребенок многое знает и умеет; ребенок помнит своих родственников; у него уже есть негативный прошлый опыт; возможно отставание в развитии и хронические заболевания

Младший школьный возраст + хорошо видны особенности характера, легко оценить возможности ребенка и уровень его интеллекта; + ребенок хочет иметь хорошую семью и позитивно смотрит на усыновление; - родителям бывает трудно приспособиться к особенностям поведения ребенка, принять ребенка таким, какой он есть; - родителям труднее справиться с последствиями воспитания ребенка в неблагополучной семье

Подростковый возраст + ребенок практически самостоятелен; + ребенок способен сравнивать и понимает, приемные родители, желают ему добра; + с ребенком можно общаться на равных; подростковый кризис; длительный период установления доверительных отношений

1) подготовка; 2) первая встреча; 3) последующие встречи (приглашение ребенка в гости, на выходные, на каникулы) Знакомство с ребенком

Подумайте, каким бы вы хотели видеть вашего будущего ребенка. Постарайтесь продумать все до мелочей. Самое главное подумайте о том, что для вас является совершенно неприемлемым. Договоритесь о встрече, поговорите с директором, социальным, педагогом или психологом, расспросите о ребенке. Перед встречей с ребенком составьте для себя список вопросов: о чем вам нужно обязательно спросить у работников школы-интерната или детского дома Для того, чтобы встретиться с ребенком, его сначала надо найти в базе данных, четко определиться с полом и возрастом ребенка.

Адаптация достаточно сложный процесс взаимной притирки приемной семьи и ребенка-сироты который предполагает возникновение «новой семьи», освоение новых социальных ролей и выстраивание новых отношений

Адаптация – это процесс активного приспособления индивида к новым условиям среды Адаптация – это процесс активного приспособления индивида к новым условиям среды

Психологическая адаптация ребенка в семье это включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли ребенка, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми членами семьи

Психологическая адаптация родителей – это принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), формирование адекватного образа ребенка, становление родительской позиции, формирование привязанности

Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к новой семье 1) возраст приемных детей и имеющийся у них жизненный опыт; 2) мотивация замещающих родителей; 3) возраст и жизненный опыт замещающих родителей; 4) ожидания потенциальных родителей и реальность

Жизненный путь ребенка: 1) ребенок до помещения в семью воспитывался в сиротском учреждении; 2) ребенок до замещающей семьи жил с родителями (например, в случае лишения родительских прав, их смерти); 3) ребенок попадает в замещающую семью в период новорожденности (1-2 месяца) из родильного отделения или дома малютки.

Мотивы замещающих родителей -  мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода; -  мотив обретения «смысла жизни»; -  мотив преодоления одиночества; -  мотив улучшения материального и жилищного положения и т.п. Мотивы могут способствовать или препятствовать нормальному воспитанию ребенка в замещающей семье

Жизненный опыт замещающих родителей - играет большую роль в адаптации приемного ребенка в новой семье. Главное, чтобы этот опыт не мешал установлению конструктивных взаимоотношений с ребенком (здесь очень важна гибкость «родительских установок»).

Ожидания кандидатов и реальность Многие будущие родители предъявляют завышенные требования к будущему ребенку. Очень часто это приводит к разочарованиям. Поэтому замещающие родители не должны предъявлять непосильных требований к ребенку, не ждать, что он в одночасье воплотит все планы и надежды, связанные с ним.

Вы должны понимать, что дети-сироты: - могут иметь недостатки в интеллектуальном и физическом развитии; - могут обладать негативным прошлым опытом воспитания в кровной семье; могут иметь отрицательный опыт, связанный с жестоким обращением и т.д.; могут иметь опыт асоциального поведения

Ваша задача: помочь ребенку «переработать» свой негативный опыт, помочь раскрыть ребенку все свои внутренние ресурсы и способности, дать ему позитивный опыт взаимодействия в семье. Только тогда вы сможете рассчитывать и на любовь ребенка, и на благодарность, и на воплощение собственных ожиданий в отношении малыша.

Этапы адаптация ребенка в замещающей семье «Знакомство» или «Медовый месяц». 2. «Возврат в прошлое» или «Уже не гость». 3. «Медленное Привыкание» или «Стабилизация отношений»

«Знакомство» или «Медовый месяц» ● Опережающая привязанность друг к другу: родители стараются отдать ребенку всю накопившуюся любовь, заботятся и опекают; ребенок изо всех сил старается понравиться и выполняет все, что предлагают взрослые, называет мамой и папой. Чувство вины ребенка перед кровной семьей; Чрезмерная возбудимость, тревога, нарушения аппетита и сна, резкие перепады настроения.

«Возврат в прошлое» или «Уже не гость» - кризис взаимоотношений между родителями и приемным ребенком: ребенок перестает слушаться и начинает вести себя совершенно неприемлемо; - родители начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, взяв ребенка.

Причины кризиса взаимоотношений Принцип «сжатой пружины» в поведении ребенка Ошибки родителей: нетерпеливость, желанием эмоционально сблизиться с ребенком, ожидание от него взаимности и благодарности; завышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возможностям, сравнение его со сверстниками; недостаточное вниманием по отношению к ребенку; - непонимание ребенком своей роли и места в новой семье.

Наблюдайте за ребенком: Если ребенок ведет себя неприемлемо, постарайтесь спокойно подойти к решению этой проблемы. Не спрашивайте ребенка, почему он так себя ведет, он будет либо защищаться, либо не сможет ничего объяснить, либо будет говорить, что угодно, чтобы к нему не приставали. Наблюдайте за ребенком: на что он способен и как ведет себя в разных ситуациях. Это поможет вам оценить, как идет развитие ребенка, вовремя заметить те или иные сбои, проблемы в его поведении.

Разделяйте личность ребенка и его поведение Помните: нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Оценивайте не личность, а поступок или поведение ребенка. Не критикуйте ребенка, говорите о своих эмоциях и ощущениях: «Ты хороший», «Ты неряха» «Спасибо, помог мне убраться», «Мне не понравилось, что ты разбросал свои вещи»

Устанавливайте понятные ребенку правила поведения Дисциплина и порядок нужны всем: но правила должны быть понятны, исполняемы и постоянны. Используйте контроль для поддержки, а не для наказания. Наказание дает временный эффект и не учит правильному поведению

Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми Каждый ребенок неповторимая личность У каждого - свой темп и планка развития. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать ребенка только с самим собой – «сегодня ты сделал лучше или хуже, чем вчера». Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не пытайтесь подогнать его ваши идеалы, это может быть ему не по силам.

Уделяйте постоянное внимание ребенку Общаясь с ребенком, старайтесь находиться с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх: чаще приседайте перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза»; держитесь ближе к ребенку, прикасайтесь к нему, старайтесь не повышать голос; внимательно слушайте ребенка, реагируйте на его слова.

Помогайте и поддерживайте в нужную минуту Если ребенок начинает новое дело, надо стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха Успех порождает уверенность и желание сделать что-то еще лучше. Неуспех часто отбивает охоту что-то делать Продумывайте, как будете действовать в случае неудачи ребенка: утешать, предлагать попробовать еще раз или отложить попытку на некоторое время

Старайтесь чаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения Этим вы будете развивать его самостоятельность и поднимать самооценку Сможете добиться того, чтобы ребенок сделал то, что делать сначала не хотел

Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить Всегда держите данное вами слово Скажите ребенку, что вы сделаете все возможное, чтобы его выполнить, но не обещайте ничего в категорической форме. Если же вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку почему, чтобы он понял, что взрослые тоже могут ошибаться.

«Медленное привыкание» или «Стабилизация отношений» Ребенок чувствует себя как дома и принимает правила поведения, принятые в семье. Ребенок реже вспоминает прошлое и мало отличается от кровных детей. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, самостоятельным и уверенным в себе. Семья становится единым целым, все члены семьи знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все удовлетворены своей жизнью.

Адаптация приемных родителей Не забывайте о себе! Вы также, как и ребенок, испытываете стресс от того, что ваша жизнь переменилась кардинальным образом

Адаптация приемных родителей Не стесняйтесь своих чувств – принять чужого ребенка и полюбить его как своего не каждому под силу! Не бойтесь делиться своими переживаниями и просить о помощи!

Адаптация в семье процесс приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей действительности; процесс привыкания людей друг к другу; это двусторонний процесс, который предполагает как привыкание ребенка к новой семье, так и семьи к ребенку; успешность адаптационного периода зависит от возраста ребенка, его характера, прошлого опыта и отношения членов семьи друг к другу

Домашнее задание «Правила нашего дома» Что ребенку можно делать Что ребенку нельзя делать ни при каких обстоятельствах Что не приветствуется в семье , но можно сделать в виде исключения

Домашнее задание Рисунок будущего ребенка. - Нарисуйте каким вы видите своего будущего ребенка. - Опишите его особенности.