12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Вадия927
Учитель высшей категории, руководитель РМО учителей математики
Россия, Пермский край, п. Октябрьский

Выступление «Современный урок: метапредметный подход»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД и метапредметные технологии В ОБРАЗОВАНИИ Васильева В.Ф.., учитель математики МБОУ «Октябрьская СОШ №2»

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

Метапредметный подход Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Основные понятия метапредметного подхода "Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (универсальные знания и способы или мыследеятельность) Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.

Основные понятия метапредметного подхода Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. - навыки переработки информации - критическое мышление - творческое мышление

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.

ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ «Знание» «Знак» «Проблема» «Задача» «Смысл» «Ситуация» «Схема» «Идеализа-ция»

«ПРОБЛЕМА» Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.

«ЗАДАЧА» На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

«ЗНАК» В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

«ЗНАНИЕ» В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)

Цель метапредметного подхода Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе. Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

Как подготовить метапредметный урок: -что я делаю? (Предмет деятельности), -для чего я это делаю? (Какова цель, задачи, пути достижения цели), -как я это делаю? (Алгоритмы, формы, методы), -какой это дает результат? (В чем смысл работы над данной темой; что должны знать, уметь обучающиеся на данном уроке) -за счет чего этот результат достигнут? (Построить урок на принципах деятельностного обучения и включить практическую работу, работу в парах и группах, самостоятельную работу с использованием приемов само- и взаимопроверки или сверки с образцом, с учебником, с обязательным контролем со стороны учителя, продумать на каком этапе урока применить ИКТ с целью соблюдения здоровье сберегающей технологии, выполнение проекта)

Различия между традиционным и метапредметным подходами к уроку Традиционный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. Метапредметный подход 1. Осмысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Открытие процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Использование способа открытия знания на разном учебном материале.

Особенности метапредметного урока. Это интегрированный урок Деятельность или практическая работа учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. Системная работа со способом деятельности под постоянным контролем со стороны учителя. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Структурные элементы урока 1.Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. 2.Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. 3.Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. 4.Взаимопроверка и взаимоконтроль. 5.Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на метапредметном уроке Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыслительной деятельности.

Рекомендации учителю Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации.

«…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» «…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» Блонский П.П.