12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туголукова Елена Николаевна4152
Победитель конкурса "Учитель года - 2005" (г. Братск) Председатель экспертной комиссии "Тотального диктанта" в городе Братске
Россия, Иркутская обл., Братск

Технологическая карта урока литературы и презентация к ней "Что ж... Каждому своя дорога..." (по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» в 6 классе)

«Что ж… Каждому своя дорога…» Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №32 города Братска Туголукова Елена Николаевна

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

«Опросик» Где встретились старые приятели? Чем пахло от толстого? Чем пахло от тонкого? Что мастерит для продажи тонкий? Как зовут тонкого? Как зовут толстого? Как зовут сына тонкого? Кто по вероисповеданию жена тонкого?

Самопроверка Вокзал Флёдоранжем и хересом Ветчиной и кофейной гущей Портсигары Порфирий Миша Нафанаил Лютеранка

Анализ текста Откуда появился толстый? Какими деталями рисует автор его портрет? 3. Чем от него пахнет?

Анализ текста «Толстый только что пообедал на вокзале» «…губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни» «Пахло от него хересом и флёрдоранжем»

Лексическая работа Флёрдоранж – напиток, настой или духи из цветков апельсина. Херес – лучшее вино Испании.

Анализ текста Херес и флёрдоранж могли позволить себе только богатые люди. Толстый – самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. От него веет достатком. Он – олицетворение успеха.

Анализ текста Как появляется тонкий? Какими деталями рисует автор его портрет? 3. Чем от него пахнет?

Анализ текста «Тонкий же только что вышел из вагона …» «… навьючен чемоданами, узлами и картонками» « Пахло от него ветчиной и кофейной гущей»

Анализ текста Навьючен, словно животное, ведь у него нет денег, чтобы оплатить услуги носильщика. Пахнет от него дешёвой колбасой и много раз заваренным кофе. Тонкий – бедный, загнанный жизнью человек, который боится признаться в этом даже саму себе. От него веет бедностью и неустроенностью. Он неудачник.

Анализ текста О каких успехах и достижениях рассказывает тонкий? Чем хвастается? С каким чувством об этом говорит? Оцените его достижения.

Анализ текста «Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как»

Лексическая работа Коллежский асессор –  гражданский чин (восьмого класса) Орден Станислава - это был низший российский орден.

Анализ текста Тонкий - неуверенный в себе человек. Достижения его сомнительны. Гордиться особо нечем. Однако ему кажется, что жизнь удалась.

Анализ текста О чем не очень охотно рассказывает толстый? Оцените его достижения.

Анализ текста «Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею»

Лексическая работа Тайный советник - гражданский чин (третьего класса) Две звезды имею - подразумевается, что толстый награжден высшими степенями орденов святого Станислава и святой Анны, состоящих из орденского креста и орденской звезды.

Анализ текста Толстому есть, чем гордиться. Он по-настоящему успешен. Однако не кичится этим, а воспринимает как нечто само собой разумеющееся.

Анализ текста Кто первый бросился к другу? Как меняется отношение тонкого, когда он узнает об успехах толстого?

Анализ текста «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...

Анализ текста Какова реакция тонкого на такое преображение? Почему? Разделяете ли вы его чувства? Почему?

Анализ текста «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»

Анализ текста 1. Почему герои не называются по именам, хотя мы с самого начала знаем, как их зовут?

Художественные средства Какой прием лежит в основе построения произведения?

Анализ текста Антитеза – противопоставление. Докажите это!

Анализ текста

Анализ текста

Рефлексия 1. По-вашему, возможна ли такая ситуация в наши дни? 2. Как думаете, как бы мог закончиться рассказ, если бы не зависть и чинопочитание? (письменная работа в тетради)