12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Фролова Лариса Николаевна155
учитель химии и биологии
Россия, Пермский край, Лысьва

Открытый урок по биологии по теме «Витамины»

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу

Моряки, отправляясь в длительное путешествие, набивали трюмы вяленым мясом, копченой рыбой, крупами. То есть продуктами, которые могут долго храниться и давать силы для нелегкой битвы с волнами и пиратами. Но, несмотря на обилие продовольствия, люди гибли от загадочной болезни – цинги. Цинга долгое время была настоящей бедой для мореплавателей. От нее погибало моряков большее, чем, например в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гама, прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

Цинга уносила на судах до половины экипажа. Многие из пораженных страшным недугом , умирали голодной смертью: шатающиеся зубы и кровоточащие десны — следствия этой ужасной болезни, происходящей от недостатка в пище овощей и фруктов, — не позволяли несчастным есть жесткие морские сухари и солонину. И совершенно случайно было обнаружено, что если взять в путешествие лимоны или сухой шиповник, то смертельная болезнь отступает. Имя Кука золотыми буквами вписано в историю мореплавания и навеки останется в ней. Кук спас от смерти больше моряков, чем все врачи его времени вместе взятые, ибо против высокой смертности среди матросов тогдашняя медицина была бессильна. Кук перехитрил цингу, взяв на суда своей экспедиции большие запасы квашеной капусты и фруктовых соков

Что же за вещество, которого не было в сухом мясе, присутствовало в сухом шиповнике?

Цинга уносила на судах до половины экипажа. Многие из пораженных страшным недугом , умирали голодной смертью: шатающиеся зубы и кровоточащие десны — следствия этой ужасной болезни, происходящей от недостатка в пище овощей и фруктов, — не позволяли несчастным есть жесткие морские сухари и солонину. И совершенно случайно было обнаружено, что если взять в путешествие лимоны или сухой шиповник, то смертельная болезнь отступает. Имя Кука золотыми буквами вписано в историю мореплавания и навеки останется в ней. Кук спас от смерти больше моряков, чем все врачи его времени вместе взятые, ибо против высокой смертности среди матросов тогдашняя медицина была бессильна. Кук перехитрил цингу, взяв на суда своей экспедиции большие запасы квашеной капусты и фруктовых соков

ВЕЩЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА неорганические органические вода минеральные соли ? белки жиры углеводы 1880г. Н.И. Лунин Россия

Что должны узнать на уроке: Витамины - источники жизни? Где живут витамины? Может ли человек прожить без витаминов?

Казимир Функ 1911г. Польша

Таблица «Витамины и их характеристика» Название витамина Функции Симптомы авитаминоза Источники А В С D E

ВИТАМИН A Необходим для нормального роста человека и развития эпителиальной ткани. Входит в состав зрительного пигмента родопсин. Регулирует белковый обмен Содержится: в молоке, рыбе, яйцах, масле, моркови, петрушке, абрикосах. Суточная потребность : 800-1000 мкг суточная потребность 1,5 мг Куриная слепота

ВИТАМИН D Регулирует обмен фосфора и кальция, способствует формированию скелета Вырабатывается в коже под действием УФО, им богаты: яичный желток, сливочное масло, рыбий жир, икра рахит Суточная потребность 2,5-10 мкг

ВИТАМИН C Помогает организму бороться с инфекциями, обеспечивает прочность тканей, стимулирует обновление клеток, нормальное продуцирование гормонов. Содержится: в цитрусовых, шиповнике,облепихе, сладком перце,капусте, ягодах, зелени. Суточная потребность : 50-60 мг цинга

ВИТАМИНЫ: B1, B2, B6, B12 Витамины группы В Эйкман 1896г. Голландия Бери-бери

ВИТАМИН B1 Участвует в углеводном обмене, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. Содержится: в дрожжах, хлебном квасе, хлебе грубого помола, зерновых и бобовых культурах, яичном желтке, мясе птицы, высевках пшеницы, ржи, риса. При недостатке: заболевание бери-бери: поражение нервной системы, мышечное истощение, отставание в росте, слабость и паралич конечностей. Суточная потребность : 1,1-1,5 мг

ВИТАМИН B2 Регулирует обмен веществ, участвует в процессах роста, возобновлении клеток кожи, слизистых оболочек, снижает усталость глаз. Содержится: в яйцах, молочных продуктах, зеленых овощах, зерновых и бобовых культурах. При недостатке: снижение аппетита, слабость, сухость кожи, воспаление слизистых оболочек, нарушение функций зрения Суточная потребность : 1,2-1,8 мг

ВИТАМИН B6 Участие в обмене белков, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина. Содержится: в кукурузе, орехах, ячмене, горохе, картофеле, свёкле, говядине, яйцах, молоке. При недостатке: малокровие, дерматит, судороги, расстройство пищеварения, раздражительность бессонница. Суточная потребность : 1,4-2,0 мг

ВИТАМИН B12 Усиливает иммунитет, участвует в кроветворении, противоанемический фактор, нормализует кровяное давление. Содержится: в мясе, печени, субпродуктах, сыре, устрицах, яйцах, дрожжах, сое. При недостатке: злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани Суточная потребность : 2 мкг

ВИТАМИН E Стимулирует обновление клеток, поддерживает нервную систему, отвечает за репродуктивное здоровье. Содержится: в молоке, мясе, печени, растительном и животном масле, семенах злаков, зародышах пшеницы, листьях салата, овощах, фруктах. При недостатке: увеличивается потребность в кислороде, нарушается белковый, углеводный и жировой обмен. Происходят изменения в половой сфере. Суточная потребность : 8-10 мг

Тема исследования: «Обнаружение витамина С в продуктах питания» 1. апельсин 2. апельсиновый сок 3. сок калины Вывод :

Сохранность витаминов зависит от кулинарной обработки продуктов условий хранения продолжительности хранения Разрушают витамины высокая температура металлическая посуда длительное хранение Советы кулинаров:

Вопросы Баллы (1-3) Уровень 1. Могу дать определение понятию «Витамины». 1-3 балла Низкий 2. Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения. 4-6 баллов Средний 3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести пример их проявлений. 7-9 баллов Достаточный 4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека. 10-12 баллов Высокий Всего баллов: Таблица самооценки знаний и умений учащихся