12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Печеная Галина Петровна55
Россия, Ханты-Мансийский АО, Новоаганск

Презентация «Белки – органические полимеры»

Урок по химии в 9 классе «Белки – органические полимеры». Учитель химии МБОУ «НОЗШ» Печеная Галина Петровна

Цель урока: ознакомиться с одними из важнейших компонентов нашей жизни - с белками: узнать состав и строение белков, их аминокислотный состав, основные биологические функции белков Цель урока: ознакомиться с одними из важнейших компонентов нашей жизни - с белками: узнать состав и строение белков, их аминокислотный состав, основные биологические функции белков Задачи: Образовательные Сформировать знания о белках как биополимерах, играющих ведущую роль в строении и жизнедеятельности клетки. Приобретать знания о строении, свойствах и функциях белков,. Углубить знания полученные при изучении темы «Белки» на уроках биологии в 6, 8 ,9 классах. Дать понятие о денатурации и условиях, вызывающих её. Развивающие Развивать умение анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и функциями. Развивать познавательный интерес учащихся на основе использования межпредметных связей. Применять знания, полученные на уроках по одному предмету, к анализу явления или процессов, изучаемых другими предметами. Развивать умение работать в группах. Воспитательные Создавать в представлениях учащихся общую, целостную картину мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.

Наглядный материал Наглядный материал таблица растворимости, таблицы «Структуры белка», инструктивные карты, листы с фразами, лист с тестовыми вопросами. Лабораторное оборудование и реактивы пробирки, штатив, сульфат меди, гидроксид натрия, к.азотная кислота, спиртовка, лакмусовая бумага, спирт, куриный белок. Оборудование: компьютер, запись урока-презентации на диске или на компьютере, оборудование и вещества для проведения опытов Тип урока: изучение новой темы, на котором ученики получают знания по данной теме, через осознание и осмысление изученной на предыдущих уроках учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, с использованием нового материала представленного на слайдах, а также с опорой на жизненный опыт. Методы: объяснительно-иллюстрированные, исследовательские, репродуктивные, частично-поисковые.

Этапы урока: Этапы урока: 1. Организационный этап – 1 минута 2. Актуализация знаний– 2 минуты 3. Изучение нового материала– 30 минут 4. Закрепление изученного материала – 5 минут. 5. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении – 1 минута 6. Подведение итогов урока. Рефлексия - 1 минута

1. Организационный момент (1 мин). 1. Организационный момент (1 мин). Цель: подготовка обучающихся к работе на занятии. Учитель: Уважаемые ребята, вы выпускники и у вас уже достаточно большой багаж знаний, который несомненно пригодится вам в будущем. Уверена в том, что знания и умения, приобретенные сегодня на уроке останутся на долго в вашей светлой голове. Для плодотворного сотрудничества понадобится тетрадь, ручка, карандаш, учебник (стр. 224-231.) На столах у вас находятся необходимые информационные материалы, содержимым которых вы можете воспользоваться, пакет знаний, оборудование и реактивы для проведения лабораторных работ.

2. Актуализация знаний. (2 минуты) 2. Актуализация знаний. (2 минуты) Цель: Определение темы урока и цели урока. Учитель: Почему же я так уверена в том, что изучаемая тема жизненно необходима и о чем же речь пойдет на уроке. (Слайд 1 и 2) Я предлагаю вам сыграть в игру «Пойми меня», правила которой вы знаете, что бы определить объект нашего изучения. Итак, слушайте первую подсказку. В организме человека их около 5 миллионов. В 2 раза их больше в животной клетке, чем в растительной. Это органические вещества. Второе название протеины, латинское название Protos, что в переводе означает – первый. Составляют 50% сухой массы клетки. Многофункциональны. Ответы обучающихся. Учитель: Совершенно верно, это белки. Замечательные слова немецкого естествоиспытателя Э.Г.Геккеля станут девизом нашего урока. «Если вы, химики, создадите белок, то он закопошится». (Слайд 3 и 4)

Если Вы, химики, создадите белок, то он закопошится Э.Г. Геккель

ПЛАН УРОКА:

Цель урока: Цель урока:

Учитель: Учитель: Сегодня мы попробуем рассмотреть белки со всех сторон и связать воедино факты и сведения об этих удивительных веществах. «Чем же они удивительны?» спросите вы. Не с ними ли связана тайна жизни? Это один из главных вопросов, на который пытается ответить наука на протяжении своей истории. И уже давно ученые поняли, что важную роль, а может и главную роль, во всех жизненных процессах играют белки. Обратите внимание на СЛОВАРЬ урока. Часть этих терминов вам уже известна, некоторые встретятся новые. Запись на доске: Словарик урока: белок-полимер, аминокислота – мономер, денатурация , пептидная связь, пептид.

А) История изучения. ( минисообщения учащихся ) (слайд 5) А) История изучения. ( минисообщения учащихся ) (слайд 5) 1 ученик. Вещества белковой природы известны давно. Начало их изучению положено в середине 18 века итальянцем Беккари, который предложил углеродную теорию. 2 ученик. Через 100 лет ученые пришли к выводу, что белки – главный компонент живых организмов. В 1888г русский биохимик Александр Яковлевич Данилевский предложил теорию строения белковой молекулы. 3 ученик. Работу в этом направлении продолжил немецкий химик-органик Эмиль Герман Фишер. Это лауреат Нобелевской премии в 1902 году за исследование в области углеводов и белков. Учитель: Таким образом, была сформирована научная база, которая объясняла состав белковых молекул. Я даю время, чтобы сделали соответствующие записи. По мнению перечисленных ученых, белки состоят из аминокислот.

(Слайд 6) (Слайд 6) Учитель: Каждая аминокислота состоит из аминогруппы , радикала и карбоксильной группы. Из представленной аминокислоты , попробуйте дать определение аминокислотам. (ответы учащихся) Спишите определение с учебника на стр. 225. ( слайд 7) Учитель: Каким образом АК соединяются в белке? (Вспомнить знания по биологии 9). (ответ: пептидных связей). Механизм образования ПС рассмотрим на стр. 225. Запишите определение пептидной связи на стр. 226. В) СТРУКТУРЫ БЕЛКА (слайд 8) Учитель: Согласно полипептидной теории белки имеют 4 структуры: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. (рис. на слайде). Сделайте запись на листе: «план урока» Г) ФУНКЦИИ БЕЛКА (слайд 9) Учитель: Вы помните что, изучая белки на уроке биологии, основной акцент делали на функции белков. Сейчас вам предлагается вспомнить и записать основные функции на лист «план урока» .

Д) Физические свойства белка Д) Физические свойства белка Учитель: Теперь перейдем к рассмотрению характерных для белков свойств. Перед вами куриный белок. Опишите характерные для него физические свойства. (тягучий, вязкий, …..) Выполняют описание объекта. (белок куриного яйца) и делают краткую запись на листке « план урока» Е) Химические свойства белка Учитель: Химические свойства белков определяются строением и свойствами радикалов. Именно при помощи радикалов реализуется одно из выдающихся свойств белков – их необыкновенно многообразная химическая активность. Наличие белков можно определить с помощью качественных реакций: (слайд 10) 1. Ксантопротеиновая реакция  2. Биуретовая реакция  3. Денатурация.  Давайте попробуем их провести , работа в группах. У вас лежат на партах инструктивные карты для проведения эксперимента. Все делаем по плану. Начинаем работать .

Все учащиеся работают по группам. Все учащиеся работают по группам. 1 группа: Биуретовая. К 2-3 мл раствора белка добавить 2-3 мл 10% раствора гидроксида натрия. Затем добавить 2-3 мл раствора сульфата меди. Содержимое пробирки перемешать и наблюдать изменение цвета. 2 группа: Ксантопротеиновая. В пробирку налить 2 мл раствора белка. Добавить по каплям 0,5 мл к. HNO3. Осторожно нагреть её. Наблюдать изменение цвета. Сделать вывод по этим реакциям. 3 группа: «Действие этилового спирта на белок» К раствору белка добавьте этиловый спирт. !!!!!!!Запомните эту реакцию на все жизнь, то же самое происходит в организме человека, если он регулярно употребляет спиртные напитки. Учитель: Ребята вы закончили работу. Сейчас я даю слово каждой группе, чтобы рассказали о проделанном опыте и что получилось. А вы в это время записываете название реакций на листе «план урока» (Слайд 11) Ответы учащихся по группам. Белков различных много. Послушайте сообщение о названии некоторых белков. Учащийся: Белок яйца – альбумин  Белок молока – казеин  Белки мышц – актин, миозин  Белок кожи, волос, глаз – меланин  Белок костей – коллаген  Белок волос, ногтей – кератин (Слайд 12)

Резкое изменение условий, например, нагревание или обработка белка кислотой или щёлочью приводит к потере четвертичной, третичной и вторичной структур белка, называемой денатурацией. Самый известный случай денатурации белка в быту — это приготовление куриного яйца Резкое изменение условий, например, нагревание или обработка белка кислотой или щёлочью приводит к потере четвертичной, третичной и вторичной структур белка, называемой денатурацией. Самый известный случай денатурации белка в быту — это приготовление куриного яйца ОБРАТИМАЯ Если сохранена первичная структура НЕОБРАТИМАЯ Если первичная Структура разрушена

  Белок яйца – альбумин  Белок молока – казеин  Белки мышц – актин, миозин  Белок кожи, волос, глаз – меланин  Белок костей – коллаген  Белок волос, ногтей – кератин 

Цель: Цель: 1.Установить уровень усвоения учащимися нового учебного материала; 2. Организовать деятельность учащихся по применению изучаемых знаний 3. Проверка знаний о белках( мини-тест) Учитель: Ребята, предлагаю вам выполнить тест и сдать работы на проверку. 1. В состав белков входят аминокислоты (да) 2. Пептидной называют связь между углеродом карбоксильной группы одной аминокислоты и азотом аминогруппы другой аминокислоты. (Да) 3.Денатурация – это разрушение молекулы белка. (да) 4. Выделяют 3 структуры белка (Нет) 5. При ксантопротеиновой реакции образуется красный цвет ( нет)

Цель: На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению Цель: На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению Слайд13. Домашнее задание: Обязательный уровень: п.38 стр.224-232, вопросы №1,2 стр. 231 (устно) Продвинутый уровень: вопросы №4 стр. 232 (письменно) Задания для удовольствия: ЭССЕ на тему: Что я могу делать иначе после того, как получил эту информацию?

Цель: Создание эмоционального настроя и подведение итогов урока. Цель: Создание эмоционального настроя и подведение итогов урока. Учитель: Продолжите фразу на ваших листках. 1) Сегодня на уроке…….. 2) Теперь я знаю……. 3) Мне на уроке…..

В классе 10 человек, на уроке присутствовало 10. На мой взгляд, в классе благоприятная рабочая атмосфера, отношение учащихся к предмету добросовестное. При планировании урока учитывался тот факт, что учащиеся знакомы с основными классами органических соединений и понятием белки. В классе 10 человек, на уроке присутствовало 10. На мой взгляд, в классе благоприятная рабочая атмосфера, отношение учащихся к предмету добросовестное. При планировании урока учитывался тот факт, что учащиеся знакомы с основными классами органических соединений и понятием белки. Урок «Белки - органические полимеры» является звеном в единой цепочке уроков по теме «Органические вещества», по которой учащиеся уже имеют определенные знания. Тип урока – изучение нового материала. На уроке присутствовали элементы беседы, проблемно–поисковые ситуации, дискуссии, опережающие задания (межпредметные связи) Личностные результаты: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование мотивации к учебному труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своего труда.

Метапредметные результаты: Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование навыков осмысленного восприятия учебной информации; формирование логических умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение); формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;   Предметные результаты: воспитание интереса к предмету, усвоение учащимися знаний о структуре, свойствах. функциях и истории изучения белка. самостоятельное применение новых знаний в практических заданиях. Цель урока: ознакомиться с одними из важнейших компонентов нашей жизни - с белками: узнать состав и строение белков, их аминокислотный состав, основные биологические функции белков

Задачи: Задачи: Образовательные Сформировать знания о белках как биополимерах, играющих ведущую роль в строении и жизнедеятельности клетки. Приобретать знания о строении, свойствах и функциях белков,. Углубить знания полученные при изучении темы «Белки» на уроках биологии в 6, 8 ,9 классах. Дать понятие о денатурации и условиях, вызывающих её. Развивающие Развивать умение анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и функциями. Развивать познавательный интерес учащихся на основе использования межпредметных связей. Применять знания, полученные на уроках по одному предмету, к анализу явления или процессов, изучаемых другими предметами. Развивать умение работать в группах. Воспитательные Создавать в представлениях учащихся общую, целостную картину мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.

Для урока было подготовлено следующее оборудование: мультимедийные средства (компьютер, проектор, интерактивная доска). Каждый ученик имел личную инструктивную карту урока с необходимыми руководствами по выполнению каждого этапа урока, раздаточный материал для работы. Для урока было подготовлено следующее оборудование: мультимедийные средства (компьютер, проектор, интерактивная доска). Каждый ученик имел личную инструктивную карту урока с необходимыми руководствами по выполнению каждого этапа урока, раздаточный материал для работы. В соответствии с прогнозируемыми результатами и для решения поставленных задач урока мною были продуманы методы и приемы работы. Методы, которые я применяла на уроке - это объяснительно-иллюстрированные, исследовательские, репродуктивные, частично-поисковые. Урок построен на интеграции таких педагогических технологий, как развивающее обучение, информационные технологии, проблемное обучение. Соблюдаются основные научные принципы: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Выполнение заданий предусматривало различные формы организации деятельности учащихся на уроке: игровые, фронтальную, индивидуальную, групповая, что обеспечило сотрудничество обучающихся с учителем и друг с другом.

Урок имел следующие этапы, которые логично связаны между собой: Урок имел следующие этапы, которые логично связаны между собой: 1. Организационный. Цель: подготовка обучающихся к работе на занятии. Содержание деятельности: взаимное приветствие, организация внимания учащихся. Реальный результат: быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность к уроку. 2. Актуализация опорных знаний, определение темы и задач урока. Дидактическая задача: достижение необходимого уровня мотивации к активной познавательной деятельности учащихся на уроке. Форма работы – игровая, методы – словесные. Реальный результат: создан эмоциональный и деловой настрой, организовано внимание учащихся. Созданы условия для совместной деятельности учителя и учащихся по определению темы и задач урока (сотрудничество «учитель – ученик»).

3. Изучение нового материала и способов действий. 3. Изучение нового материала и способов действий. Цель: 1.Сформировать у учащихся представления о белках и их составе, структуре, свойствах и функциях.; 2.Научить определять цветные реакции на белки; 3.Выработать учебные умения на основе приобретенных знаний. Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание содержания урока. Содержание деятельности: изучение нового материала способствовало интересу, осмысленному восприятию и запоминанию новых знаний, включению каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Заполнение информационной карты по ходу урока, активизация мыслительных процессов, межпредметные связи, и задания на каждый этап урока обеспечили научность, доступность и в то же время посильность изучаемого материала. Интересные сведения о белках способствовали не только знакомству с этим веществом, но и снятию напряжения после серьезной мыслительной деятельности, что соответствует требованию здоровьесберегающих ТО. Применение ИКТ в сочетании с игровыми технологиями способствовало привлекательности учебной информации для школьников. С особым интересом ребята проделали опыты. На этом этапе урока учащиеся должны были показать уже сформированные знания по предмету. На мой взгляд, с поставленными перед ними задачами справились.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Реальный результат: в результате активных действий и самостоятельной работы учащиеся овладевали новыми знаниями, совершенствовали ключевые компетенции (умение вступать в учебный диалог, умение слушать, выделять главное, заполнять информационную карту, оценивать результаты своего труда). 4. Проверка усвоения нового материала. Цель: 1.Установить уровень усвоения учащимися нового учебного материала; 2. Организовать деятельность учащихся по применению изучаемых знаний 3. Проверка знаний о белках( мини-тест) Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Содержание деятельности: проверочная работа «Мини -тест» показала понимание и усвоение учащимися нового материала. 5. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Цель: На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению Дидактическая задача: показать значимость изученных знаний в жизни человека, определение перспективы использования полученных знаний. Содержание деятельности: информация о роли белков

    6. Этап подведения итогов урока . Рефлексия. Цель: Создание эмоционального настроя и подведение итогов урока. Каждый этап урока был продуман. С учетом поставленных задач определены содержание, методы обучения и формы организации познавательной деятельности, рефлексия, а также взаимосвязь учебных элементов, что обеспечило целостность и системность учебного занятия. На уроке был создан ряд поисковых ситуаций, которые способствовали активной познавательной деятельности обучающихся, развитию их интеллектуальных способностей. Стремилась уйти от репродуктивных и максимум использовала на уроке частично-поисковые задания, а для домашнего задания творческие с предоставлением права выбора задания. Тем самым реализовано требование Стандарта – деятельностный подход к обучению: полученные на уроке знания школьники должны применить при создании своего образовательного продукта.