12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трошина Марина Сергеевна53
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

План-конспект урока по химии в 8 классе «Классификация химических реакции: реакции обмена»

Тема урока: «Классификация химических реакций: реакции обмена »

Задание 1 Что «лишнее», объясните свой выбор: а) Zn Н2 N2 O3 Zn б) Na2O Mg(OH)2 Al(OH)3 LiOH Na2O в) НСl H2SO3 P2O5 H2CO3 P2O5 г) MgSO4 Na2CO3 Zn(NO3)2 H2SO4 H2SO4

Задание 2. Задание 1. Укажите, о каких химических реакциях идет речь. Объясните свой ответ.  «Железо + хлор = хлорид железа (III) 2 Fe +3 Cl2 = 2 FeCl3 (реакция соединения)

Задание 2. «Получение кислорода» Задание 2. «Получение кислорода» 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 (реакция разложения) Задание 3. «Взаимодействие металлов с кислотами и солями» Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2 Cu + HCl = реакция не идет (почему) Zn + CuSO4 = Zn SO4 + Cu Fe + CuSO4 = Fe SO4 + Cu (реакции замещения)

Самостоятельная работа Задание: Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции В а р и а н т  1 СО + О2 → СО2 NaNO3 → NaNO2 + O2 CuO + Al → Al2O3 + Cu AgNO3 + Cu → Cu(NO3)2 + Ag KNO3 → KNO2 + O2 В а р и а н т  2 Fe + О2 → Fe3О4 KClO3 → KCl + O2 Al + HCl → AlCl3 + H2 Al + O2 → Al2O3 Fe + HCl → FeCl2 + H2

Тип реакции Уравнения реакций в общем виде разложения Разложение сложного вещества на два (несколько) новых веществ: АВ = А + В Реакции разложения являются эндотермическими (-Q) соединения Соединение двух (нескольких) веществ в одно новое сложное вещество: А + В = АВ Реакции соединения являются экзотермическими (+Q) замещения Взаимодействие простого вещества со сложным, в результате которого образуются новое простое и новое сложное вещества: А + ВС = В + АС обмена Взаимодействие двух сложных веществ с образованием двух других сложных веществ: АВ + СD = АD + СВ

Правила, при соблюдении которых реакции обмена возможны: 1) соль1 + соль2 = соль3 + соль4 (Д.О. №1) а) и соль1 и соль2 должны быть растворимыми б) соль3 или соль4 должна быть нерастворимой (т.е. должен образоваться осадок) 2) соль1 + щёлочь = соль2 + основание (Д.О. №2) а) и соль1 и щёлочь должны быть растворимыми б) основание должно быть нерастворимыми(т.е. должен образоваться осадок) 3) соль1 + кислота1 = соль2 + кислота2 (Д.О. №3) а) или соль2 должна быть нерастворимой(т.е. должен образоваться осадок) или кислота2 должна быть неустойчивой(т.е. должен образоваться газ). 4) кислота + основание (любое) = соль + вода (Д.О. №4,5) Вывод: реакция обмена возможна, если образуется осадок(↓) или газ(↑) или H2O

Демонстрационный опыт 1. Взаимодействие хлорида магния с карбонатом калия Демонстрационный опыт 1. Взаимодействие хлорида магния с карбонатом калия Mg Cl2 + K2CO3 = MgCO3 + 2 KCl   Демонстрационный опыт 2. Взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия   CuSO4 + 2 NaOH = Cu (OH)2 + Na2SO4   Демонстрационный опыт 3. Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом калия   2 НCl + K2CO3 = 2 KCl + CO2 + H2O   Демонстрационный опыт 4.  Взаимодействие гидроксида меди с соляной кислотой Cu (OH)2 + 2 HCl + CuCl2 + 2 H2O   Демонстрационный опыт 5. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой   NaOH + HCl = H2O + NaCl Реакция нейтрализации