12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новик Надежда Григорьевна23
Россия, Архангельская обл., Котлас

Конспект урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Задачи: образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образы главных героев Петра и Февронии; формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями; совершенствовать навык осознанного чтения.

Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, А слушаем внимательно.

XI – XVII века

Жанры древнерусской литературы разнообразны: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления, легенды.

Словарная работа: Литературовед - специалист, изучающий науку о художественной литературе Вязь –соединение смежных букв в один сложный знак Златокузнец, среброкузнец, сканный мастер – ювелиры, украшавшие оклад книги Оклад – декоративное на книжном переплёте из тонких листов золота, серебра, меди

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Историческая справка Время создания – XVI век Автор - Ермолай-Еразм Прототипы – исторические лица, княжившие в Муроме в нач. XIIIв. Умерли в 1228г Место действия –с. Ласково, г. Муром

История создания «Повести о Петре и Февронии Муромских» Написана «Повесть писателем-публицистом Ермолаем. Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

Тема – история любви. Тема – история любви. Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

Пётр и Феврония –исторические личности. Княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть

Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских» сказка - сказочный зачин добро побеждает зло -загадки -задания-испытания -волшебные предметы - постоянные эпитеты повесть -несколько сюжетных линий -исторически точны названия мест -детали быта житие -рассказ о жизни святых -прославление святых -любовь героев к Богу -чудеса святых Житийная повесть с элементами народно-сказочного характера

СКАЗКА ЖИТИЕ ПОВЕСТЬ Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. - Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). - Есть волшебные вещи: агриков меч. - Добро побеждает зло (Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания. - Загадки и хитроумные испытания. - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА

Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских» ВЫВОД: В «Повести о Петре и Февронии Муромских» есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Композиция повести. ПЛАН 1.Подвиг князя Петра 2.Мудрая дева Феврония 3.Поединок Петра и Февронии с боярами 4.Кончина святых и посмертные чудеса

Работа с текстом произведения основные эпизоды повести: 1.Проделки дьявола 2.Отчего смерть змея приключится. .3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. 4.Агриков меч найден. 5. Змей убит. 6.Мудрая девушка из села Ласково. 7.Условие Февронии и исцеление.

8. Заговор против княгини Февронии. 8. Заговор против княгини Февронии. 9. «Дайте то, что я прошу!» 10. Прозорливость Февронии. 11. Возвращение в Муром и счастливое княжение. 12. «Приспело время преставления». 13.Чудеса с телами Петра и Февронии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ «Соколиный глаз». 1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря? 2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение? 3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя? 4.За что бояре невзлюбили девушку? 5.Зачем приказала не все струпья помазать?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ «Соколиный глаз». 6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда? 7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа? 8.Почему бояре перебили друг друга? 9.Чьей была дочерью Феврония? 10.Что вышивала Феврония пред смертью

Духовный мир главных героев. Характеристика Петра В нём есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня,  ходит в церковь, молится,  терпит болезнь,  но с другой стороны,  решается на обман: не сразу  женился  на Февронии, хотя дал слово, стал её испытывать, когда жёны бояр стали наговаривать на неё.

Характеристика Петра - Что мешает ему поступить иначе? - Так почему же автор делает Петра главным героем? - Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?

Характеристика Петра Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. Быть невысокомерным,  значит быть каким?  - Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? 

Характеристика Петра - Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? - Обладает ли ими Петр? Запишем их. - Какие ещё черты  раскрываются в характере Петра?      - Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества. Докажите текстом.

Характеристика Петра -Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества. Докажите текстом.

Характеристика Петра 1.Верность заповедям Божьим , вера в Бога (благочестие, религиозность) Петр молится в церкви.«Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»  Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией» Мудрость  Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55 Любовь и верность близким  Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55 Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60 Умение прощать  Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром. «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61 Справедливый правитель «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

Характеристика Петра 2. Мудрость  Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.»

Характеристика Петра 3. Любовь и верность близким  Ради брата своего думает, как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать, как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».

Характеристика Петра 4. Умение прощать Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром. «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» Справедливый правитель «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.»

Характеристика Февронии - Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? Он учит ценить людей по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.

Характеристика Февронии -В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? - Когда мы впервые знакомимся с Февронией? - Заглянем в дом к Февронии.  

Характеристика Февронии Порассуждаем: О чем свидетельствуют загадки Февронии? Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней? -Прочитайте в повести загадки Февронии. - Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

Характеристика Февронии С какой целью автор использует их здесь?  (Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

Характеристика Февронии За что же полюбил Пётр Февронию? Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит,  не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна.

Характеристика Февронии - Почему Феврония полюбила Петра, не видя его, т.к. они общались через слуг? (Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением).

Характеристика Февронии - Почему Феврония полюбила Петра, не видя его, т.к. они общались через слуг? (Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением).

Характеристика Февронии 1.Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога) Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не  скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде».

Характеристика Февронии 2. Чудесный дар  Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Характеристика Февронии 3. Верность Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»   4.Кротость, смирение  Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Порассуждай: Почему автор не рисует портретов героев повести? Не внешность, не красота главное для него. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки.

Порассуждай: Какими эпитетами автор награждает героев? Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.  Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

Словарная работа: Блаженный – благой, добрый. Преподобный - святой из монашествующих. Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Как жили молодые после замужества? 2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»? 3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует? 4. Почему его попросили вернуться? 5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 6. Какой пример подавали своим правлением? 7. Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах…   Как об этом говорит автор? Прочитайте. 8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности?  9. Как завершается жизненный путь  Петра и Февронии? 10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти?

Духовный портрет святых Петр - мужество -добросердечие -кротость, смирение -верность заповедям Божьим (благочестие) -мудрость -любовь и верность близким - умение прощать Феврония -мудрость -добросердечие -милосердие -способность любить -благочестие -чудесный дар -верность -кротость, смирение Образец нравственных и духовных ценностей

Назовите фрагменты «Повести…», изображенные на иллюстрациях художника А.М.Гусарова Назовите фрагменты «Повести…», изображенные на иллюстрациях художника А.М.Гусарова

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности

Пётр Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Памятники

Физкультминутка А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево  И берёмся вновь за дело.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Провести словарную работу: задание №2, стр. 82. Подготовить чтение «Повести…» по ролям.

Рефлексия хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно