12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гарифуллина Наталья Васильевна33

Лэпбук, как средство организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников при изучении лексических тем

«Лэпбук, как средство организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников при изучении лексических тем» Н.В. Гарифуллина, учитель-логопед І квалификационная категория МБДОУ д/с №33 «Веснушки» г.Серов

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я заинтересовалась использованием в своей работе нового, интересного методического пособия, которое называется - лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Он интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Создавая и используя лэпбуки на современном этапе развития системы образования и требований ФГОС, ребёнок научится собирать и обрабатывать информацию, что создаёт предпосылки к самостоятельной учебной деятельности на последующих этапах получения образования.

Использование лэпбука актуально как нетрадиционное средство обобщения и практического закрепления знаний, приобретённых детьми в ходе реализации проекта или различных видов детской деятельности в течение тематической недели. Его создание и использование заинтересовывает и делает активными участниками образовательного процесса педагога, детей и родителей. Они совместно осуществляют поиск, анализ и обобщение информации.

Цель: Развитие навыков экспрессивной речи и познавательных способностей воспитанников через организацию детской познавательно-исследовательской деятельности с дидактическим пособием «Лэпбук» под руководством взрослого. Задачи: Вызвать интерес к изучаемой лексической теме, повысить любознательность. Формировать переход от непроизвольного внимания к произвольному. Привлечь детей к совместной деятельности под руководством взрослого. Расширить возможности активизации пассивного словаря и пополнению активного словаря. Формировать грамматически правильную речь. Совершенствовать связную речь.

Создание   лэпбука является  как одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей, так и формой представления итогов проекта или тематической недели. Значение лэпбука для ребёнка. Способствует: пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме; структурированию и систематизации материала по теме; повторению и закреплению материала по пройденной теме. Значение для педагогов. Способствует: организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования; оформлению результатов совместной проектной деятельности; организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Лэпбук – отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов.

Творческое взаимодействие в модели: дети-родители-педагоги с использованием лэпбука. 1. Воспитанник - педагог -образовательная деятельность: работа над лексической темой, проектная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей. 2. Педагог - родитель - -установление партнерских отношений в совместной деятельности по развитию познавательной сферы ребёнка. 3. Родитель-воспитанник -использование лэпбука в проектной деятельности (моя семья, мой город и т.п) - использование лэпбука для закрепления пройденного материала.

Преимущество использования лэпбука: Помогает структурировать сложную информацию; развивать познавательный интерес и творческое мышление; разнообразить даже самую скучную тему; научить простому способу запоминания; объединить группу детей в дошкольном учреждении для увлекательного и полезного занятия.  

Чтобы процесс обучения был еще более эффективным, работа с лэпбуком позволяет использовать дифференцированный подход в организации восприятия и запоминания информации с опорой на ведущую модальную систему: 1.Визуалам (детям с хорошей зрительной памятью) стоит включить фантазию и представить материал красочно оформленный, можно в виде мультфильма, клипа, презентации. 2.Аудиалам (детям с хорошей слуховой памятью) желательно проговорить то, что они пишут, рисуют и услышать как бы «звуки» событий или предметов. 3.Кинестетам (кому важны тактильные ощущения). Таким детям лучше всего двигаться во время изготовления Лэпбука, менять позы, «держаться за предметы» разных фактур. 4.Дискретам (дети опирающие на логику) предстоит систематизировать материал, что поможет увидеть суть и обнаружить взаимосвязи.

В этом году вместе с детьми мы изготовили несколько лэпбуков по лексическим темам.

Лэпбуки «Дикие животные наших лесов» и «Новогодний калейдоскоп» стали итогами педагогических проектов старшей и подготовительной групп.

«Зима» и «Домашние животные» - тематических недель.

Лэпбук «Дикие животные наших лесов» представляет собой картонную папку, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. 

Цель: формирование представлений и систематизация знаний  о  диких животных наших лесов. В папке 15 заданий:

С обратной стороны папки мы сделали кармашки, в которые вложили творческие работы детей по данным темам.

Родители помогали в подборе материала, дети участвовали в изготовлении игр «Змейка», «Узнай по тени», «Составь из частей», «Читай по первым буквам», «Чей хвост?».

Результаты использования лэпбуков как средства организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников при изучении лексических тем:

Создание лэпбуков по лексическим темам способствовало развитию познавательного интереса у детей, помогло закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Изготовление лэпбуков с привлечением родителей воспитанников к сбору материалов для интерактивной папки совместно со своими детьми способствовало повышению активного участия родителей в жизни детского сада, повышению педагогической культуры родителей.

Использованы материалы сайтов: 1.http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf 2.http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei 3.http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei 4.http://dailykids.ru/deti/lepbuk-svoimi-rukami/