12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Диженина Наталья Алексеевна739
Россия, Самарская обл., Клявлинский р-н, ст.Пронино

Урок «Свобода и моральный выбор человека», 4 класс

«Свобода и моральный выбор человека» Модуль: Основы светской этики в 4 классе Основы религиозной культуры и светской этики государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области Автор: учитель начальных классов Диженина Н.А.

ЦЕЛЬ УРОКА Формировать представление о свободе как основе морального выбора человека ЗАДАЧИ:  обратить внимание на значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;  учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, высказывать свое понимание прочитанного.  воспитывать уважительное отношение к свободе и моральному выбору человека

Эмоциональный настрой на урок Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

«Огромное небо» Роберт Рождественский Об этом товарищ не вспомнить нельзя. .В одной эскадрилье служили друзья. И было на службе и в сердце у них огромное небо, Огромное небо, огромное небо одно на двоих. Летали дружили в небесной дали. Рукою до звёзд дотянуться могли. Беда подступила как слёзы к глазам. Однажды в полёте, Однажды в полёте, однажды в полёте мотор отказал. И надо бы прыгать не вышел полёт. Но рухнет на город пустой самолёт. Пройдёт не оставив живого следа. И тысячи жизней, И тысячи жизней, и тысячи жизней прервутся тогда. Мелькают кварталы и прыгать нельзя. Дотянем до леса - решили друзья. Подальше от города смерть унесём. Пускай мы погибнем, Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем, но город спасём! Стрела самолёта рванулась с небес. И вздрогнул от взрыва берёзовый лес. Не скоро поляны травой зарастут. А город подумал, А город подумал, а город подумал ученья идут. В могиле лежат посреди тишины отличные парни отличной страны. Светло и торжественно смотрит на них огромное небо, Огромное небо, огромное небо одно на двоих!

Свобода и моральный выбор человека Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов

Нам право выбора даётся…

Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода? Напишите их. Работа над новым материалом

выбор уважение каникулы птицы небо простор ветер Проверка и дополнение свобода жизнь счастье

по толковым словарям С.И.Ожегова, В.И.Даля Владимир Иванович Даль Работа в группах

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества. Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Толковый словарь С.И. Ожегова Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Толковый словарь В.И. Даля

Работа с текстом учебника (стр. 22-23). -Что такое свобода? (1 группа) -Что такое моральный выбор? (2 группа) -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? (3 группа)

Обсуждение Что значит быть свободным? Для чего нужна свобода? Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

Кто чувствует себя счастливым и почему?

Работа с притчей

Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.

Вопросы по тексту восточной притчи: Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы, ребята? ?

Вывод Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

Мой выбор Ситуация 1. Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому. Обсуждение ответов.

Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке.

Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Как поступит мальчик?

Рефлексия -Что значит быть свободным? -Ребята, а приходилось ли вам делать когда-либо выбор дома или в школе в сложной ситуации, как вы поступали? -Всегда ли у человека есть выбор? -Что делает человека человеком? Заключение. Каждый день живи как последний.

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин

Домашнее задание Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина. В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка? Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Напишите мини-сочинение из жизненного опыта, посоветуйтесь с родителями.