12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Романова Алла Александровна38
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск

Урок концепт «Блудный сын»

Открытый урок Тема: Достоин ли блудный сын любви отца? Евангельские истоки проблемы «отцы и дети». Автор: Романова Алла Александровна - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка г. Дзержинска Нижегородской области

Вступительное слово учителя. Проблема «Отцы и дети» уходит своими корнями в древние века. В «Евангелии» от Луки (15:32) есть известная притча о блудном сыне. Одни люди увидели в ней горестную историю покинутого отца, другие – несчастную жизнь непутевого сына. Толкование этой притчи дается в книге Давыдовой Н.В. «Евангелие и древнерусская литература»: «Отец – это Бог, младший сын-грешник – человек, который ушел от Бога, сбился с пути, встал на путь греха, смерти».

«Повесть о Горе-Злочастии» В произведении XVII ВЕКА «Повести о Горе-Злочастии» героя постигла судьба, подобная тяжкой доле блудного сына из евангельской притчи. Юноша не слушался родительских наставлений, ушел из дома, прокутил с друзьями в кабаке родительские деньги. Вот и привязалось к нему Горе-Злочастие, ходит-бродит по следам неотступно. «Научате молодца богато жить, убити и ограбить»2 Казалось бы, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием. И только когда герой «спамятует спасения путь» и уйдет в монастырь, Горе у ворот останется – другую жертву поджидать. История о блудном сыне интересовала неизвестного автора «Повести о Горе-Злочастии» прежде всего своим нравоучительным смыслом и религиозным содержанием: молодец от Горя избавился, когда ушел в монастырь – к Богу вернулся.

Новое появление сюжета о блудном сыне в литературе Старик и сам не понимал, как мог позволить дочери уехать с гусаром, как мог напутствовать: «Чего же ты боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Однако у церкви (у Бога) дочь не остановилась. Умчалась с красавчиком-гусаром, не думая о том, что же будет с отцом. Старик не дождался возвращения дочери, загоревал и отправился в Петербург, чтобы разыскать Дуню и вернуть в родной дом. Однако встреча не состоялась, станционный смотритель понял, что он не нужен дочери, которая, вероятнее всего, стала содержанкой. Вопреки евангельской истории, не нищая и голодная, блудная дочь вернулась в родной дом прощения просить у отца, а богатая барыня, и даже не вернулась, а зашла, проезжая мимо. Отнюдь не радостной встречей отца с дочерью заканчивается рассказ, а невозможностью встречи, невозможностью прощения и покаяния. Не в отчем доме закончилась история отца с дочерью, а на кладбище, печальнее которого рассказчик не видел на свете. И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведется рассказ, а о начале новой истории блудного сына. По-иному столетие спустя сюжет о блудном сыне вновь приходит в русскую литературу. В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» история отца и его дочери словно зеркальное, перевернутое отражение евангельского сюжета.

Не случайно А.С, Пушкин использует в повести такую важную художественную деталь. На стене в доме смотрителя Самсона Вырина - картинки с изображением сюжетов притчи о блудном сыне. Возможно, всю жизнь смотрели на них отец и дочь его Дуня, да не извлекли урока из этой притчи, потому что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты. Возможно, повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - это предостережение писателя современникам, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом искусства.

Почему же отношения отца с дочерью пришли к столь плачевному итогу? Мне кажется, это случилось потому, что между поколениями в семье были утрачены духовные связи. Самсон Вырин «сотворил себе кумира» из собственной дочери и поплатился за это горечью одиночества и разочарования. Его Дуня тоже понесла нравственное наказание – до конца дней своих испытывать муки совести за то горе, которое она принесла отцу. Невозможность получить прощение за свой грех – таков плачевный итог легкомыслия дочери. Повесть А.С.Пушкина актуальна и сейчас, она предупреждает о том, к каким последствиям могут привести нарушения в семейной гармонии, когда дети повторяют историю блудного сына, а родители превращают собственного ребенка в своего кумира. Эти стороны отношений «отцов и детей» находят отражение во многих произведениях русской литературы, они напрямую связаны с проблемой семейного воспитания. Почему же отношения отца с дочерью пришли к столь плачевному итогу? Мне кажется, это случилось потому, что между поколениями в семье были утрачены духовные связи. Самсон Вырин «сотворил себе кумира» из собственной дочери и поплатился за это горечью одиночества и разочарования. Его Дуня тоже понесла нравственное наказание – до конца дней своих испытывать муки совести за то горе, которое она принесла отцу. Невозможность получить прощение за свой грех – таков плачевный итог легкомыслия дочери. Повесть А.С.Пушкина актуальна и сейчас, она предупреждает о том, к каким последствиям могут привести нарушения в семейной гармонии, когда дети повторяют историю блудного сына, а родители превращают собственного ребенка в своего кумира. Эти стороны отношений «отцов и детей» находят отражение во многих произведениях русской литературы, они напрямую связаны с проблемой семейного воспитания. Почему же отношения отца с дочерью пришли к столь плачевному итогу?

Слово Сын в русском языковом сознании Слово сын предстает в русском языковом сознании во всей полноте своих значений: от «низких» - «разговорно-бытовых «сукин сын (собачий, чертов, курицын») до «высоких» книжных, почти библейских - «блудный сын», «духовный сын», «сын человеческий, Иисус Христос». Какие ассоциации вызывает у вас понятие «блудный сын»?

Технология диалога Технология диалога позволяет рассматривать произведение искусства как эстетический объект. Главным условием постижения произведения становится своеобразный диалог между читателем и автором, зрителем и художником. Чтобы представить язык, культуру, человеческую деятельность в их взаимосвязи, обращаемся к технологии «Диалог культур» . Здесь собственно Диалог становится сущностной характеристикой данной технологии, определяющей её цель и содержание. В основе данной технологии – идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге».

Хендрикье Стоффелс- Нидерландская модельи сожительница Рембрандта Чтение фрагмента из статьи Тамары Терн «Рембрандт»: «Лишения и нищета сделали свое дело: первой умерла Хендрикье, теперь умирает сын, и скоро он, больной полуслепой старик с выжженной душой останется один с четырнадцатилетней дочерью. Нет, Отец небесный, ты слишком жесток: зачем сначала щедро одарил, а потом все отнял, оставив лишь боль? Осознав, что потеря сына неизбежна, что Бог отбирает последнее, что связывало его с Саскией , художник выплюнул на безразличную поверхность холста из своего истерзанного нутра жуткую получеловеческую маску. С остервенением, слой за слоем он трясущимися руками писал автопортрет, лепил свое неистовое безумие, которое с высокомерным сарказмом скалилось в вечность».

Рембрандт«Возвращение блудного сына» Библейская притча о блудном сыне У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отдай мне мою часть имения». Когда отец исполнил его желание, сын отправился в далекую страну и там, живя греховно, истратил все свое имение. Вскоре в этой стране случился сильный голод, и он нанялся к одному из жителей пасти свиней, и рад бы был насытиться их пищей, но они ему не давали. Тогда он вспомнил об отце и подумал: «Сколько слуг у отца моего едят хлеб, а я умираю от голода. Встану и пойду к моему отцу и скажу: "Отец, я согрешил перед Богом и перед тобой и уже недостоин называться твоим сыном, прими меня в число твоих слуг"».

Вспомните, в каких литературных произведениях представлена общечеловеческая тема «блудного сына»? С сюжетом притчи о блудном сыне связана повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Давайте вспомним содержание этого произведения. Чем заканчивается история смотрителя? Счастлива ли его дочь Дуня, которая стала богата и не испытала тех бедствий, которые выпали на долю блудного сына? Казалось бы, у неё есть все: любящий муж, красивые здоровые дети, шестерка лошадей, наряды, богатство. И все же Дуня плачет, вернувшись на родину. Почему? Так кто же оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня? (По мнению ребят, блудный сын счастлив, потому что он прощен отцом, а Дуне получить отцовское прощение не суждено. И это не дает ей покоя… Рассуждаем о том, как важно успеть вовремя сказать родителям слова признания и любви, как важно дать им хоть немного счастья)

Какие библейские мотивы объединяют повесть Пушкина «Станционный смотритель» и картину Рембрандта «Возвращение блудного сына»? (Сюжет о блудном сыне, а также мотив слепоты отца: у Пушкина в повести Самсон Вырин слеп в переносном смысле, на картине Рембрандта отец ослеп от горя после ухода сына)  Оба отца любят своих блудных детей. Однако персонаж картины Рембрандта по-библейски милосерден. В связи с этим вспоминаются строки из одного стихотворения И.А.Бунина : «И от сладостных слов не успею ответить, к милосердным коленам припав». Чтение стихотворения И.А.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»  Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение? Как связано это стихотворение с притчей о блудном сыне? (После взлетов и падений, невосполнимых потерь человек должен дать ответ на вопрос: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»)

Но если раньше божий дар возносил его на вершину тщеславия, то теперь он знает: талант – это сладостная тяжкая мука, которую Господь дарует лишь избранным. Можно ли роптать и жаловаться, ведь он – счастливейший из смертных! Он познал любовь и счастье и благодарен богу. Это он, Рембрандт, блудным сыном вернулся к своему Отцу, к самому себе и наконец обрел покой. Это он после взлётов и падений «был мёртв и ожил, пропадал и нашелся» Мир и покой воцарились в душе художника, к этому состоянию он шёл очень долго сквозь гордыню и прозрение. Теперь, предчувствуя приближение смерти, едва держась на ногах, наугад смешивая краски, почти на ощупь накладывая их на холст – где кистью, где пальцами,- Рембрандт начал писать «Возвращение блудного сына» - одну из своих самых пронзительных картин. Рембрандт любил библейский рассказ о блудном сыне, но он не был простым иллюстратором притчи .Художник так вживался в текст, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право сказать недосказанное. Этот же вопрос задал себе Рембрандт. Это он , подобно блудному сыну, «взяв у отца небесного часть богатств, расточил их – он был самонадеян, думая, что всемогущ. Слава, роскошь, счастье вскружили ему голову, и он, глупец, считал, что так будет всегда. Потом он, как неприкаянный блудный сын, пас свиней» - работал, голодал, не имел крова над головой, изведал нищету и потери. Отец небесный отнял у него почти всё, оставив талант.

Обратите внимание на фон картины. Что мы видим? На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. А теперь обратим внимание на центральную часть картины. В центре – стоит блудный сын. Оборванный, изможденный, в лохмотьях, подпоясанных веревкой. Он прячет лицо на груди отца. Пожалуй, это единственное в мировой живописи произведение, на котором главный герой полотна изображен спиной к зрителям.

Составление словесного портрета концепта «любовь». 1. Моделирование словарного портрета концепта «любовь».   1). Начнем с тех ассоциаций, которые вызывает у вас слово «любовь». Любовь- ……………………………………………………………………………… Каких ассоциаций возникло больше - положительных или отрицательных? Почему? Комментарий для учителя Положительные ассоциации, как правило, связаны с семантическими признаками «взаимопонимание», «влечение», «доверие», «гармония», «готовность прощать» и др; отрицательные - с семантическими признаками «несвобода», «обман», «страдание», «болезнь» и др.   2). А теперь попытаемся осмыслить это понятие, для чего обратимся к словарным статьям. Любовь-1) чувство глубокой привязанности к кому-л., чему-л.; 2) чувство расположения, симпатии к кому-л. 3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола; 4) внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-л.; (Словарь русского языка в 4-х томах) Любовь-1) чувство самоотверженной, сердечной привязанности; 2) склонность, пристрастие к чему-л. (Словарь Ожегова)

ключевые слова из данных определений Любовь - привязанность, расположение, симпатия, склонность, влечение, стремление, тяготение, пристрастие. - Уже этот ряд показывает, как «велика страна любви». Но каждое из определений можно расширить. Возьмем, например, «чувство горячей сердечной привязанности». Любовь - увлечение, влюбленность, страсть.(Словарь синонимов) - Чем же различаются эти понятия? (Силой чувства). Подберите эпитеты к каждому из синонимов.   - Познакомьтесь с формулой любви, которую предложил один из древних восточных философов. Принимаете ли вы ее?   Любовь – это сумма трех влечений: влечение ума дает уважение, влечение сердца – дружбу, влечение тела – желание.  

Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта «любовь» 1). Объектов любви великое множество. Мы убедимся в этом, составив словосочетание с этим словом. Любовь к близким, любовь к родине…………………………………………………… Какое настроение вызывает у вас эта картина? С помощью каких приёмов художнику удалось передать настроение? (И хотя картина написана в тёмных тонах, она не вызывает мрачного настроения. Мы разделяем радость отца. Однако настроение грусти и ощущение горечи из-за напрасно растраченных молодых сил остаётся с нами. Эта картина даёт веру в то, что родительская любовь – самое великое , что есть в мире. Учитель: И ещё у этой картины есть одна замечательная особенность, о которой вы догадаетесь сами. Вам предлагается текст – загадка. Обратимся к слайду.   Из глубины сумрачного холста льётся таинственный ______. Он мягко обволакивает фигуру отца. Лоб старика излучает __________. Светятся его руки. Возможно, это _______ любви, сострадания, прощения. О каком слове говорится? Это слово СВЕТ. А что такое свет? Какое значение играет свет на картине Рембрандта? (Таинственное действие света , усиливающееся далеко простирающейся тьмой, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений.)