12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Инга Викторовна274
В недавнем прошлом — учитель русского языка и литературы. В настоящем — учитель-дефектолог и методист. В будущем — время покажет! :-)
Россия, Калининградская обл., Багратионовск
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
4

Дополнительная общеразвивающая программа «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из двуязычных семей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

МБУ ЦЕНТР ППСП БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

238420 Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Пограничная, д.80 тел./факс 8-(40156)3-32-24 E-mail: ppmsc39@mail.ru

Рассмотрена и принята

на педагогическом совете

МБУ Центр ППСП Багратионовского

городского округа

«____» __________________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор

МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа

«______» __________________2017 г.

Л.И. Гладилина


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

И ДЕТЕЙ ИЗ ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЕЙ»


 

Направленность: социально-педагогическая

Возраст детей: 5 – 12 лет

Срок реализации: 1 год


 

Разработчик:

учитель-дефектолог Смирнова И.В.


 


 


 


 

г. Багратионовск

2017

Содержание программы

Пояснительная записка 3

Учебный план 14

Календарный учебный график 15

Методическое обеспечение 17

Оценочные материалы 18

Список литературы 30


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из двуязычных семей» (далее – Программа) социально-педагогической направленности Муниципального бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-педагогической и социальной помощи» (далее по тексту – Учреждение, МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Конституцией РФ

Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»

Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»

Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)

Направленность программы: социально-педагогическая.

Содержание Программы направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — детей с ОВЗ) и детей из двуязычных семей (далее — детей-инофонов) в интеллектуальном и речевом развитии, коррекции, социокультурной абилитации и реабилитации, инклюзии, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа реализует коррекционно-развивающую работу с участниками образовательного процесса.

Оптимально выбранные методы коррекции создают условия для того, чтобы обучающийся, имеющий индивидуальные особенности, которые могут создавать трудности в процессе его обучения и воспитания, имел опыт успеха в учебной деятельности, раскрыл и реализовал свой потенциал.

Решение задач настоящей образовательной программы является одним из условий успешного освоения обучающимися программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время значительно растет число детей, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер личности.

Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание специальной педагогической помощи. Высшие психические функции ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте сохраняют подвижность и пластичность, поэтому коррекция в этот период создает благоприятные условия для профилактики вторичных нарушений, которые в дальнейшем могут осложнять обучение и воспитание школьника.

Своевременная коррекция и развитие познавательных процессов у ребенка позволяет улучшить свойства внимания, памяти, мышления. Нормализовать устную и письменную речь помогает профилактика и коррекция дислексии и дисграфии. Первичная консультационная помощь учителя-дефектолога помогает родителям выявить проблему развития ребенка и построить для него индивидуальную образовательную траекторию. Пролонгированная коррекционно-развивающая помощь оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка, позволяет осуществить мониторинг развития ребенка.

Таким образом, задачи настоящей образовательной программы соответствуют реализации требований Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к созданию системы условий, обеспечивающих развитие обучающихся в процессе их обучения и воспитания.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формы и методы педагогической работы, используемые при реализации программы, полностью соответствуют возрастным особенностям детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инофонов.

Программа способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения.

Отличительная особенность программы данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа включает в себя несколько рабочих программ, каждая из которых предназначена для коррекции определённых дефицитарных функций детей с ОВЗ, но при этом может быть использована для обучения русскому языку детей-инофонов.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение русским языком и интеллектуальное развитие детей, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы.

Ведущие педагогические идеи, на которых базируется данная Программа:

Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.

Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей учащихся, родителей и педагогов в определении содержания образования, выборе технологии обучения.

Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.

Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.

Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Ключевые понятия, используемые в программе:

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Ст.2 п.9 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)

Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования

Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Ст.2 п.22 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)

Рабочая программа – часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. (Ст. 48 п.1 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). Рабочая программа полежит утверждению на уровне образовательной организации.

Направленность программы – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Ст.2 п.25 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).

Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (Ст.33 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. (Ст.2 п.26 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).

Основная цель программы:

Создание условий для гармонизации личностного и интеллектуального развития детей и подростков, имеющих проблемы в развитии:

познавательной сферы

устной и письменной речи

эмоциональной сферы

волевой сферы через оказание диагностико-консультационной и/или коррекционно-развивающей помощи

Профилактика вторичных осложнений при соответствующих нарушениях развития

Общие задачи Программы:

Сбор информации об актуальном уровне развития различных сфер личности обучающегося. Определение уровня его речевого развития, выявление особенностей его поведения, черт характера, способностей, интересов и наклонностей, (через оказание консультативной психолого-педагогической и дефектолого-логопедической помощи)

Оказание квалифицированной консультативной помощи обучающемуся и его родителям с прогнозом развития ребёнка

Разработка индивидуальной траектории образования и определение возможных объемов и сроков коррекционно-развивающей помощи.

Задачи по коррекции и развитию познавательной сферы:

Формирование учебной мотивации и познавательного интереса.

Развитие внимания и памяти.

Развитие мышления.

Развитие навыков обучающихся к самостоятельной поисковой и проектной деятельности.

Задачи по коррекции и развитию речи:

Расширение активного словарного запаса.

Профилактика и коррекция дислексии.

Профилактика и коррекция дисграфии.

Профилактика и коррекция дисорфографии.

Задачи по коррекции и развитию эмоциональной сферы личности обучающегося:

Формирование позитивного отношения к себе, адекватной самооценки.

Развитие способности осознания своего эмоционального состояния и окружающих.

Формирование навыков адекватного выражения эмоций.

Развитие способности к эмпатии, сопереживанию.

Обучение приемам саморегуляции.

Задачи по коррекции и развитию волевой сферы личности обучающегося:

Создание условий для воспитания самостоятельности и ответственности.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения обучающихся.

Психокоррекция агрессивного и других форм дезадаптивного поведения.

Создание условий для формирования нравственной системы ценностей.

Принципы отбора содержания

Личностный подход к формированию и развитию личности воспитанника с позиции его уникальности и индивидуальности.

Единство требований и действий к ребенку в семье и творческом коллективе.

Доступность. Системность.

Вариативность, разнообразие и разноуровневость обучения.

Целостность.

Последовательность и преемственность содержания.

Природо- и культуросообразность (воспитание учащихся согласно их полу и возрасту, ответственности за самих себя, за последствие своих действий и поведения).

Сотрудничество и сотворчество старших и младших воспитанников, детей и взрослых, взаимоуважение и доверие на параллели: ребенок – ребенок, ребенок – педагог.

Принцип гуманистической направленности

Принцип результативности деятельности направленной на воспитание и обучение.

Основные формы и методы работы:

Форма работы: групповая/ подгрупповая/ индивидуальная

Методы работы:

словесные методы;

демонстрационные методы;

методы практико-ориентированной деятельности;

методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).

методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция,

беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4 – 5 лет, 5 – 7 лет (дошкольники), 7 – 8 лет, 8 – 10 лет, 10 – 11 лет (младшие школьники), 11 – 12 лет, 12 – 13 лет, 13 – 15 лет (школьники среднего звена).

Возрастные особенности детей 7 – 10 лет (младший школьный возраст):

Физиологические особенности:

Дети 7—10 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.

руки и ноги растут быстрее тела;

рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;

сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;

нервная система развивается очень активно;

опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении занятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.

Психологические особенности

высокий уровень активности; Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость

значимая награда – похвала;

рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);

требуют в постоянной деятельности и внимания;

бурно проявляют эмоции;

достаточно часто проявление беспокойного состояния;

при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;

Особенности набора детей: свободный; при прочих равных условиях предпочтение отдаётся детям с ОВЗ (по заключению ПМПК), детям-инвалидам, детям, имеющим рекомендации врача-невролога/ невропатолога; детям-инофонам (детям мигрантов и иноэтнических переселенцев).

Набор в подгруппы осуществляется в период с мая по август включительно на добровольной основе по заявлению родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих). Возможен вариант набора в другие месяцы года.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты

Главным результатом реализации программы является минимизация выраженности выявленной проблемы ребёнка, в т.ч. в сфере социализации,

У обучающихся сформируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающая им преодолевать трудности в общении и обучении; сформируется желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется умение терпимо относится к другим детям и взрослым, в том числе и к представителям разных национальностей.

Механизм оценивания образовательных результатов (способ определения результативности освоения программы):

Образовательная деятельность в рамках освоения Программы предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие их творческой активности, а также разнообразных личностных качеств. Для того чтобы отследить то, как у ребенка происходит освоение образовательной Программы, три раза в год (в начале, в середине и в конце), проводится мониторинг результативности усвоения образовательной программы. На основе данных мониторинга проводится анализ всего образовательного процесса.

Способ определения результативности:

Метод включённого наблюдения;

Тестирование.

Форма подведения итогов реализации программы:

Собеседование, игровые конкурсы, открытые занятия (два раза в год – в конце каждого полугодия).

Выставки творческих работ

Участие в различных конкурсах

Участие в мероприятиях Учреждения и т.п. (согласно плану работы МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа).

Критерии определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:

творческое мышление, память, воображение, нестандартное мышление;

умение выразить чувства;

коммуникативные навыки;

активность, сообразительность, умение импровизировать, сформированность общей культуры;

сформированность теоретических знаний и практических умений;

творческая индивидуальность.

Организационно-педагогические условия реализации Программы:

Требования к материально-техническому обеспечению. Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал.

№№ п/п

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения

Количество

 

Кабинет учителя-дефектолога

1 ед.

 

Доска

1 ед.

 

Доска из ткани с буквами на липучках

1 ед.

 

Стол компьютерный модульный

3 ед.

 

Столы ученические (маленькие)

2 ед.

 

Столы ученические (средние)

2 ед.

 

Столы ученические (большие)

3 ед.

 

Стулья ученические (маленькие)

1 ед.

 

Стулья ученические (маленькие)

1 ед.

 

Стулья ученические (маленькие)

1 ед.

 

Стулья ученические (маленькие)

2 ед.

 

Стулья ученические (средние)

4 ед.

 

Стулья ученические (большие)

1 ед.

 

Стулья ученические (большие)

4 ед.

 

Стулья мягкие

6 ед.

 

Стул-кресло вращающийся

1 ед.

 

Расходный материал

Мини-диски, CD-диски, DVD-диски, альбомы для рисования, цветная бумага, картон, бумага, пластилин, ручки и др. канцелярские принадлежности. (приобретаются родителями)

Учебно-методический материал

 

Наталья Павлова. Азбука с крупными буквами.

По количеству обучающихся

(по возможности)

 

Н.С. Жукова. Букварь

По количеству обучающихся

(по возможности)

 

М.Л. Кусова. Букварь для дошкольников

По количеству обучающихся

(по возможности)

 

Тетрадь для диагностики готовности ребёнка к школе.

1 ед.

 

Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок. Диагностика, обучение, коррекция.

1 ед.

Технические средства обучения

 

Компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки)

1 ед.

 

Проектор

1 ед.

 

Фотоаппарат (видеокамера)

1 (по возможности)

 

Электронное учебные пособия

1 – 7 (по возможности)

 

   

 

   

Учебно-практическое оборудование

 

Развивающие настольные и настольно-печатные игры

От 7 и более (по возможности)

 

Светлана Вохринцева. «Весна». Дидактический материал.

1 ед.

 

Светлана Вохринцева. «Осень». Дидактический материал.

1 ед.

 

Светлана Вохринцева. «Зима». Дидактический материал.

1 ед.

 

Светлана Вохринцева. «Дорожная безопасность». Дидактический материал.

1 ед.

 

Светлана Вохринцева. «Пожарная безопасность». Дидактический материал.

1 ед.

 

Часы картонные «Спокойной ночи, малыши!»

1 ед.

 

Развивающая игра «Раз, два, три, четыре»

1 ед.

 

Развивающая игра «Кто больше? Кто меньше?»

1 ед.

 

Рамки и вкладыши Монтессори (стандарт)

1 ед.

 

Развивающая игра «Сложи узор»

1 ед.

 

Головоломка «Пифагор»

1 ед.

 

Головоломка «Пифагор»

1 ед.

 

Волшебная восьмёрка-1

1 ед.

 

Волшебная восьмёрка-2

1 ед.

 

Волшебная восьмёрка-3

1 ед.

 

Фонарики (эталоны формы)

1 ед.

 

Металлический конструктор № 1

1 ед.

 

Металлический конструктор № 2

1 ед.

 

Металлический конструктор № 3

1 ед.

 

.

Учебный план


 

№№ п/п

Программные модули

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

Само-под-готовка

 

«Говорим. Читаем. Пишем. Русский язык для детей из двуязычных семей»

108

25

83

0

 

«Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности обучения в школе»

72

15

57

0

 

«Ладья. Развитие коммуникативных навыков и социализация детей с трудностями социальной адаптации и детей с ОВЗ»

108

25

83

0

 

«Почитай-ка! Коррекция нарушений техники чтения и развитие общеучебных навыков работы с текстом».

72

15

57

0

 

«Развитие мелкой моторики средствами альтернативного рисования»

72

15

57

0

 

«Развитие речи»

72

15

57

0

 

«Я сам! Социально-бытовое ориентирование детей с ОВЗ»

72

15

57

0

Общее количество часов

576

125

451

0


 


 


 


 


 


 


 


 


 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

№№ п/п

Название программного модуля

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

 

«Говорим. Читаем. Пишем. Русский язык для детей из двуязычных семей»

Согласно договору

Согласно договору

36

108

3 часа в неделю

 

«Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности обучения в школе»

Согласно договору

Согласно договору

36

72

2 часа в неделю

 

«Ладья. Развитие коммуникативных навыков и социализация детей с трудностями социальной адаптации и детей с ОВЗ»

Согласно договору

Согласно договору

36

108

3 часа в неделю

 

«Почитай-ка! Коррекция нарушений техники чтения и развитие общеучебных навыков работы с текстом».

Согласно договору

Согласно договору

36

72

2 часа в неделю

 

«Развитие мелкой моторики средствами альтернативного рисования»

Согласно договору

Согласно договору

36

72

2 часа в неделю

 

«Развитие речи»

Согласно договору

Согласно договору

36

72

2 часа в неделю

 

«Я сам! Социально-бытовое ориентирование детей с ОВЗ»

Согласно договору

Согласно договору

36

72

2 часа в неделю

 

Методическое обеспечение

 

Коррекционно-развивающая работа относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов:

Целостный метод – практически любое упражнение, трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанниц, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее (например – подскок, галоп).

Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных движений, а также для коррекции двигательного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью движения в отдельных его фазах (полька с отходом назад, галоп спиной).

Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа.

Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации): (фотоиллюстрации, демонстрация фильмов, видеозаписи, словесная наглядность, вызывающая образы, представления, понятия.

Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые детьми практические действия.

Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) – повторение пройденного материала до 3-х – 5-ти раз).

Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование.

Метод игры (поиграем в …, какие они … куклы, зайцы и т.д.).

Метод самостоятельной работы воспитанников по осмысливанию и усвоение нового материала;

Метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;

Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков воспитанников: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль.

 

 

 

 

 

 

Оценочные материалы

Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:

Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ

Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы»

Диагностическая карта «Мониторинг развития качеств личности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы»

«Мониторинг развития качеств личности обучающихся» (критерии, оценка)

 

 

 

Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ

Название программы

педагог

группы

Год обучения

Дата заполнения

 

. ФИО обучающегося

Параметры результативности освоения программы

(Максимальная сумма баллов – 12)

Параметры социально-психологического развития (Максимальная сумма баллов – 9)

Опыт освоения теории

Опыт освоения практической деятельности

Опыт творчес-кой деятель-ности

Опыт социально-значимой деятель-ности

Общая сумма баллов

%%

 

 

Воспитан-ность

Коммуника-тивность

Эмоцио-нальный компонент

Общая сумма баллов

%%

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО БАЛЛОВ В ГРУППЕ:

 

 

 

 

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ГРУППЕ В %

 

 

 

 

Критерии оценки: 1-низкий уровень, незначительный рост, 2- средний уровень, заметный рост. 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень.

Выводы педагога по данной группе:Подпись педагога

 

Информационная карта

«Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы

 

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

практически не усвоил теоретическое содержание программы;

овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

объем усвоенных знаний составляет более ½;

освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

 

1

 

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

не употребляет специальные термины;

знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

сочетает специальную терминологию с бытовой;

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

 

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. Плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

практически не овладел умениями и навыками;

овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

 

2

 

3

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

не может пользоваться специальным оборудованием;

испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

работает с оборудованием с помощью педагога;

работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

 

2

 

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

творческий уровень (II) – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

 

 

1

 

2

 

 

 

3

Наблюдение, контрольное задание

Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

 

Подбирать и анализировать специальную литературу

 

 

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

 

 

 

учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

работает с литературой с помощью педагога или родителей;

работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

0

 

1

 

 

2

 

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

 

Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше

 

 

 

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше

 

Коммуникативные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей

 

 

 

 

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

 

 

 

 

 

объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию;

слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминаниии контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.

 

0

 

1

 

 

2

 

 

 

3

 

Выступать перед аудиторией

 

Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

 

перед аудиторией не выступает;

испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;

готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

 

2

 

3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;

участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

 

1

 

 

 

2

 

3

Организационные

 

Организовывать свое рабочее (учебное) место

 

 

 

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

 

рабочее место организовывать не умеет;

испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

 

0

1

 

2

 

3

Наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу, распределять учебное время

 

 

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

организовывать работу и распределять время не умеет;

испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;

планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;

самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1

 

 

2

 

3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

0

 

1

 

 

2

 

 

3

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности

 

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

правила ТБ не запоминает и не выполняет;

овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

объем усвоенных навыков составляет более ½;

освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1

 

2

3

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

«Мониторинг развития качеств личности обучающихся

в результате освоения дополнительной образовательной программы»

 

Детское творческое объединение______________________________________ Образовательная программа ______________________________

Год обучения_______________Преподаватель__________________________________________________ Уч. Год__________________________

 

  1. Фамилия, имя
  1. Кл.
  1. К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность

Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ

развития качеств личности обучающихся

 

Качества

личности

  1. Признаки проявления качеств личности

Ярко проявляются:

3 балла

Проявляются:

2 балла

Слабо проявляются:

1 балл

Не проявляются:

0 баллов

1 1. Активность,

организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2 2. Коммуникативные навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность,

гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5 5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал.

Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

 

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.

 

Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.

 

В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.