12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1036
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Эволюция»

Использование элементов экономических знаний на уроках экономической географии

Вологин Николай Васильевич- учитель географии МОУ «СОШ №63 с УИП»,

Ленинского района города Саратов.
 

«Каким образом можно ликвидировать дефицит экономических знаний, развить экономическое мышление у школьников? Прежде всего, необходимо их убедить в важности познания экономических основ независимо от выбора дороги в жизни. Сделать это следует ненавязчиво, путем тщательного отбора материала к урокам. Уроки должны быть интересными, проблемными и преподаваться на высоком уровне.

В школе преподавание географии идет по общеобразовательной программе, поэтому определять место данной теме в курсе «Экономическая и социальная география России» в 9-х классах необходимо с учетом того, что некоторые вопросы или темы придется сократить или отдать на самостоятельное изучение.

Планируя изучение экономических аспектов, необходимо:

убедить учащихся в важности овладения знаниями в области рыночной экономики для будущей жизни;

сформировать и закрепить у учащихся элементы экономического образа мышления;

дать представление о важнейших законах развития современного рынка;

показать место России в региональной и мировой рыночной экономике;

закрепить у учащихся полученные теоретические знания на практических занятиях, привить навыки самостоятельной работы со справочной научной литературой, периодической печатью, статистическими материалами.

Тематическое планирование школьного курса экономической и социальной географии России в 9-х классах c элементами экономики

Раздел

Тема урока

Цели урока

Рассматриваемые экономические вопросы

Общая характеристика хозяйства России

Экономика России.

Выяснить сущность понятий «народное хозяйство», «отрасль», «географическое разделение труда», выявить, как шло развитие хозяйства, выделить секторы хозяйства.

Переходная стадия развития экономики, формы собственности, первичное представление о демонополизации и приватизации.

Цикличность развития экономики.

Выявить особенности цикличности развития хозяйства; охарактеризовать основные циклы развития экономики.

Анализ экономических циклов, обсуждение необходимости реформирования экономики России.

Особенности развития хозяйства России.

Выяснить историю и особенности развития хозяйства России, раскрыть особенности рыночных отношений в хозяйстве России.

Характеристика современных типов предприятий, выявление преимуществ и недостатков плановой и рыночной экономики. Сравнение этих типов экономики.

Структура хозяйства России

Выявить особенности структуры хозяйства России, познакомить с понятием «межотраслевой комплекс», выяснить, с чем связаны причины изменений в структуре хозяйства, развивать умения работать со статистическим материалом.

Структурные пороки в экономике СССР, изменения в структуре хозяйства, связанные с переходом к рыночной экономике.

Межотраслевые комплексы

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

Раскрыть значение топливно-энергетического комплекса, его проблемы и пути их решения; выяснить особенности размещения топливной промышленности.

Экономическая целесообразность разработки имеющихся месторождений.

Машиностроительный комплекс

Определить состав и значение Машиностроительного комплекса; раскрыть особенности размещения машиностроительных предприятий; рассмотреть проблемы машиностроения и пути их решения.

Формируется понятие специализации. Обсуждается вопрос неконкурентоспособности отечественной продукции машиностроения по сравнению с импортными, отсутствия некоторых направлений отрасли.

Химико-лесной комплекс

Определить значение химико-лесного комплекса в развитии хозяйства; выделить особенности химической промышленности, отраслей, связанных с переработкой древесины; установить современные проблемы комплекса.

Вопрос структурной перестройки экономики России, при которой для решения социальных проблем необходимо приоритетное развитие некоторых направлений химической промышленности

Военно-промышленный комплекс

Установить особенности ВПК, проанализировать карты и определить размещение отраслей ВПК, раскрыть влияние ВПК на окружающую среду, обсудить проблемы ВПК.

Определение конверсии. Обсуждение необходимого перевода военного производства на выпуск гражданской продукции

Агропромышленный комплекс. Особенности сельского хозяйства

Выявить особенности АПК, охарактеризовать отрасли сельского хозяйства, осознать специфику, значение и пути развития сельского хозяйства.

Рынок земли, рента, изменение форм собственности.

Пищевая и легкая промышленность

Выяснить особенности размещения пищевой и легкой промышленности, определить значение пищевой промышленности для страны, раскрыть проблемы этих отраслей и наметить пути их решения.

Спад легкой промышленности. Способы быстрого приспособления пищевой промышленности к рыночным условиям.

Транспортный комплекс

Определить значение транспорта для функционирования хозяйства и жизни людей; выявить, какие существуют виды транспорта, обсудить проблемы транспорта.

Увеличение значения автомобильного транспорта в связи с развитием частного предпринимательства.

Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания

Выявить, какие отрасли относятся к непроизводственной сфере, осознать роль непроизводственной сферы, привить навыки самостоятельной работы.

Конкуренция, ее виды, изменение качества и уровня обслуживания, деятельность «челноков»,условия развития сферы с увеличением уровня жизни населения.

Проблемные игровые моменты.

«Мы строим железную дорогу».

Используется при изучении транспортного комплекса России.

Учащимся предлагается ряд проблем на совместное их решение:

Зачем нужны новые железные дороги в во внутренних областях России и на юго-восточном направлении?

Главное богатство этих районов — разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда и миллионами тонн. Самый надежный и дешевый способ транспортировки сырья и техники для их добычи — по железной дороге.

Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы России доставляется автомобильным транспортом. При этом увеличивается время доставки, низкий показатель грузооборота, резко возрастают потери.
Есть и другие обстоятельства, говорящие в пользу строительства здесь новых железных дорог. Попробуйте сформулировать их.

Сколько стоит железная дорога?

Строить железные дороги в России с каждым годом становится все дороже. Растет стоимость материалов, оборудования, труда рабочих. Но главная причина в том, что новое железнодорожное строительство ведется в районах со сложными природными условиями. В 80-х годах стоимость 1 км. железнодорожного пути в северном и меридиональном направлении достигала 2 млн. рублей. Теперь счет идет на миллиарды тенге.

Определите по картам атласа, какие природные особенности удорожают строительство железных дорог в во внутренних областях России и дорог юго-восточного направления.

Где, что и как нужно строить?

Вопрос этот непростой. Ясно, что во внутренних областях России и на юго-востоке страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России (почему?). Необходимо создать каркас железных дорог, проложив их по наиболее перспективным с хозяйственной точки зрения направлениям. Но определить эти на правления очень сложно. Еще труднее освоить прилегающие к новой дороге территории. При этом необходимо уйти от строительства железнодорожных линий по формуле «линий проникновения», а создавать радиально-круговую конфигурацию путей (Почему?).

Уроки БАМа.

В 1984 г. было закончено десятилетнее строительство одной из крупнейших железнодорожных магистралей мира — Байкало-Амурской (БАМ). На БАМ возлагались огромные надежды. 130 научно-исследовательских институтов занимались его проблемами. Считалось что магистраль позволит в короткие сроки освоить огромную территорию — (около 1,5 млн. км). Была разработана специальная программа создания здесь целой серии крупных территориально-производственных комплексов (ТПК).

Но захватывающие дух научные разработки на деле оказались несостоятельными прожектами. Они не учли главного — целесообразности столь грандиозных преобразований сурового и малообжитого края и отсутствия гигантских средств для этого. Сейчас по БАМу вместо планировавшихся к 1985 г. 35 миллионов грузов в восточном направлении ежегодно отправляется всего 1000 грузовых составов с углем и лесом. Разрушаются станции, вокзалы, поселки. Люди покидают БАМ. Десятки миллиардов рублей (в ценах 80-х годов) потрачены впустую. Популярный в начале строительства лозунг «БАМ — дорога в будущее» ныне звучит иначе: «БАМ — дорога без будущего».

Вопрос: Почему проект Байкало-Амурской магистрали(БАМ) оказался не реализованным? Может ли такая участь постичь новые или уже имеющиеся железнодорожные магистрали России?

Мы - проектировщики.

Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства в России никогда не было. Представьте свой проект такой магистрали. Проведите географическую экспертизу представленного проекта, учитывая при этом:
а) природные условия рассматриваемых трасс, прилегающие к ним месторождения природных ресурсов и потребность России в них;
б) географию населения в районах предполагаемого строительства и возможности ее изменения;
в) характер внутри- и межгосударственных связей, которые могут возникнуть в результате строительства;
г) техническую возможность строительства и его экологические последствия.

Деловая игра
«Проект металлургического предприятия»

Проводится при закреплении знаний по теме металлургический комплекс России.

В ближайшем будущем в России возможны значительные сдвиги в географии и степени концентрации металлургии. Они обусловлены различными причинами.

В ряде отраслей металлургии происходит изменение географии добычи сырья. Вспомните, о каких отраслях идет речь?

В России возможно появление еще одной металлургической базы — «Восточно-Сибирской», «Прибайкальской». Добыча полиметаллов и руд черных металлов, соответственно, ведется здесь уже несколько десятилетий.

В этих условиях дешевле создавать здесь собственную черную и цветную металлургию, чем завозить руды этих металлов к основным центрам переработки издалека.

Попробуем взвесить все «за» и «против» этого проекта в деловой игре. Ее можно провести как всем классом, так и разбившись на отдельные группы, каждая из которых получает свое задание.

1 группа обосновывает необходимость создания новой базы, определяет, исходя из факторов размещения металлургии, оптимальный район строительства.

2 группа по картам атласа определяет ограничивающие факторы строительства и эксплуатации производств.

3 группа анализирует выгоды и недостатки создания всего комплекса производств в районе «Восточно-Сибирской», «Прибайкальской» ТПК.

4 группа определяет выгоды и недостатки создания в этом районе лишь первичных стадий металлургии (добыча и обогащение руды и угля) с выносом основного металлургического производства в другие районы (например, в города Дальнего Востока).

Для использования металлолома и быстрого учета запросов потребителей за рубежом и

строят небольшие металлургические предприятия (мини-заводы).

Они обслуживают небольшие территории, используя электроэнергию и минимальное количество трудовых ресурсов и воды. Качество получаемого металла высокое, а отрицательное воздействие на природу незначительное. В восточной части России таких предприятий нет, кроме Уральских заводов полной и передельной металлургии.

Подумайте, в каких районах страны целесообразно их строительство.

 

Географическая экспертиза и географический прогноз

Используется при закреплении знаний по теме «Общий обзор России».

Учащиеся делятся на группы экспертов, которым предлагается следующие задачи:

Провести географическую оценку (экспертизу) транспортно-географических условий на границе России.

Оценить возникшие здесь (после распада СССР) проблемы.

Предложить варианты их решения, т.е. сделать географический прогноз. Для решения этих задач сформируйте в классе 4 группы экспертов и одну – прогнозистов.

Задача 1-й группы экспертов оценить:

а) главные торговые порты на Тихом океане, транзитных реках востока России (их положение, характер и размер перерабатываемых грузов, связи с внутренними районами страны);

б) торговые порты других пограничных с Россией стран, к которым идут сухопутные пути из России.

Задача 2-й группы экспертов оценить сухопутные пути из России на Запад, Юг и Восток (какими железными дорогами и автомагистралями можно проехать из нашей страны и в какие страны).

Задача 3-й группы экспертов оценить общие транспортные проблемы и сложности, с которыми столкнулась Россия после распада СССР.

Задача 4-й группы прогнозистов подготовить варианты решения транспортных проблем:

а) оценить варианты предложений по использованию существующих транспортных направлений к странам - торговым партнерам.;

б) оценить предложения по созданию новых сухопутных дорог.

Задача 5-й группы экспертов оценить работу экспертов и прогнозистов, выбрать из предложенных вариантов наиболее удачные с точки зрения экономических связей России.

Дополнительный материал для группы экспертов и прогнозистов.

После распада СССР и образования новых независимых государств сужаются возможности России на двух выходах в мировой океан — Черноморском и особенно Балтийском. Основные порты страны находятся во внутриконтинентальных водоемах, а морские водоемы, обеспечивающие международную торговлю - в новых государствах Балтии, России и стран Закавказья.

Ранее порты Балтии в основном были предназначены не для грузов этих республик, а для внешней торговли Советского Союза (более чем на 80% — России). В настоящее время их мощности используются слабо, и государства Балтии не имеют от них большой выгоды, поскольку не налажены взаимные экономические отношения с Россией.

Перевозки по автодорогам и трубопроводам, идущих из России в Казахстан и другие страны,

обходятся дорого, так как Россия вынуждена оплачивать транспортировки.

Учтите, что порты Финляндии (Турку, Солу, Ханко) слабо загружены, а железные дороги

имеют колею одинаковую с казахстанскими и российскими. Есть проект дополнительных

железнодорожных связей с Финляндией.

Не забывайте и о северных портах России (Мурманск, Архангельск), через которые возможны

связи с Европой.

Существуют проекты создания новых автодорог, в том числе из России через Калининград в

города Германии («Виа Ганзеатика»), к которым могут быть присоединены автодороги

Финляндии и стран Балтии и новые железные дороги.

Предполагается создание нового газопровода из России в Западную Европу и скоростных железнодорожных магистралей из Москвы в Астану, в Белоруссию и далее на Запад, а так же из Москвы в Санкт-Петербург и далее в Финляндию.

Разработка урока по теме
«Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания».
Урок изучения нового материала с элементами игры

Цели: Выявить, какие отрасли относятся к непроизводственной сфере; привить навыки анализа, продемонстрировать изменения, происходящие в непроизводственной сфере в связи с переходом к рыночной экономике.

Оборудование: экономические карты, карты атласа, таблицы, деньги или символы денег, товары.

Ход урока.

Знакомство с новым материалом.

Вводное слово учителя.

К непроизводственной сфере относятся отрасли, которые непосредственно обслуживают население (сфера обслуживания) и обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство, подготовка кадров и т.д.). С развитием общества роль непроизводственной сферы возрастает.

Одна из составляющих непроизводственной сферы – сфера обслуживания, т.е. предоставление услуг.

Услуга – это всякий труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности – индивидуального потребителя (заказчика, клиента).

ЗАДАНИЕ. Запишите в тетради два вида услуг. Познакомьтесь с отраслями, в совокупности образующими сферу услуг, заполните таблицу и сформулируйте вывод. (Ученики, пользуясь текстом учебника, заполняют таблицу самостоятельно).

Отрасли, образующие сферу услуг

Назначение отрасли

 

 

ВЫВОД. Все отрасли непроизводственной сферы в совокупности могут быть названы социальной инфраструктурой общества. Современный человек ежедневно, периодически или эпизодически пользуется сферой услуг. В настоящее время качество и уровень обслуживания населения растет, в первую очередь это объясняется развитием рыночных отношений в России и ростом социально-экономических условий.

Современный человек ежедневно пользуется услугами розничной торговли; давайте рассмотрим некоторые ее особенности и проведем игру.

Игра «Торговля и обмен».

Учитель записывает на доске тему игры, делая при этом сознательную ошибку «Торговля и обман». (Конечно, самые внимательные ученики эту ошибку заметят. Учитель ее исправляет).

Учитель: Современные психологи утверждают, что любая ошибка не случайна. Почему я ошиблась?
(Ученики высказывают свои суждения, что в магазине могут неправильно сдать сдачу, не точно взвесить товар и т.д.).

Учитель: Почему это происходит? Для чего это делают продавцы?

Ученики: Чтобы получить выгоду!

Учитель: Именно. Существует даже поговорка: «Не обманешь - не продашь».

Учитель записывает эту фразу на доске, а в конце ставит знак вопроса. Потому что обмана избежать все же можно.


$. Давайте проведем аукцион.

Учитель: Внимание, внимание! Леди и джентльмены! Объявляю аукцион супертоваров! Спешите и будьте активны! Первый лот аукциона – «Кот в мешке». Участвуют только те – кто готов купить товар вслепую.
(В качестве оплаты принимаются символы денег или наличные карманные деньги, которые в конце игры возвращаются).

Учитель: (Показывая мешок с неизвестным товаром). Я готова предоставить некоторую информацию о товаре. Это – гениальное изобретение человечества, оно является признаком интеллигентности. В застойные годы в СССР этот товар был единственным, кто стоял в оппозиции официальной прессе. Так, начинаю торги. Начальная цена – 100 рублей.

Ученики начинают предлагать свои цены.

Учитель: Продано!

Счастливый ученик идет получать свою покупку. Учитель достает из мешка рулон простой туалетной бумаги. Несмотря на разочарование «счастливчика» ему приходится признать точность предоставленной информации о товаре.

Учитель: Какую ошибку совершил покупатель?

Ученики: Купил неизвестное.

Учитель: Давайте сформулируем первое правило покупателя: «Необходимо иметь полную информацию о товаре».
Это правило ученики записывают в своих тетрадях.


$.Учитель: Господа ученики! Объявляю второй лот продаж! Жевательная резинка «Орбит».(Показывает пачку жевательной резинки). Стоимость резинки в магазине 15-20 рублей, наша начальная цена 17 рублей.

Ученики предлагают свою цену, уверенные, что никакого обмана нет.

Учитель: Продано!

Когда ученик подходит за жевательной резинкой, ему выдается только одна пластинка, ведь договора о количестве или весе не заключалось.

Учитель: Вы можете уличить меня во лжи?

Ученики: Нет.

Учитель: Какую ошибку совершил покупатель в этот раз?

Ученики: Не все узнал о товаре… Не спросил, сколько покупает.

В тетрадь записывается второе правило покупателя: «Необходимо знать количество покупаемого товара».


$.Учитель: Теперь мы, наверное, знаем все о вариантах обмана, и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона! Ребята! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходима нежная, пузырящаяся холодная Пепси Кола. На торги выставляются 2 литра супернапитка. (Выставляется бутылка Пепси Колы). Спешите! Тем более, что без обмана вы приобретаете ровно 2 литра Пепси Колы. Стоимость ее в магазине 100 рублей. На нашей распродаже – только 80 рублей.

Ученики торгуются.

Учитель: Продано! Примите товар, но деньги вперед! Я обещала, что продам 2 литра Пепси Колы, но ничего не сказала, что продам и бутылку тоже. Уважаемый покупатель, Вам придется выпить напиток прямо сейчас (обычно это не удается сделать).

Учитель: И снова допущена ошибка при покупке.

Записывается третье правило покупки: «Необходимо иметь полную информацию об условиях покупки».

Учитель: Дорогие ребята, не кажется ли вам, что обмана покупателя могло бы и не быть, если бы покупатели были более внимательны и требовательны.

Ученики обычно соглашаются.

Вся наша торговля, как и все отрасли сферы услуг переживают трудный переходный период. И если будут внимательны, взаимовежливы и компетентны обе стороны (и те, кто осуществляет услуги, и те, кто ими пользуется), то непроизводственная сфера достаточно успешно будет развиваться в нашей стране.

Интеллектуальное задание.

1. Продажа пары сапог со скидкой.

Сапожник сделал сапоги и сказал подмастерью продать их за 2500 рублей. К подмастерью на рынке подошло двое инвалидов (у одного нет левой ноги, у другого - правой), и он продал им по сапогу за 1250 рублей соотвественно. Возвращается, отдает деньги сапожнику и рассказывает, как удачно продал… А сапожник отвечает: “ну что ж ты, инвалидам надо было сделать скидку. Держи 500 рублей, разыщи их и верни по 250 рублей″ А подмастерье решил отдать инвалидам только по 100 рублей, а остальные 300 рублей пропил. Нашел инвалидов и отдал каждому по 100 рублей.

Вышло, что сапоги обошлись инвалидам по 1150 рублей. 1150+1150 = 2300 рублей и еще 300 рублей пропиты. Итого: 2600 рублей, а было 2500. Откуда лишние 100 рублей?

2. Покупка шапки с разменом крупной купюры.

Мужик продает шапку. За шапку хочет 1000 рублей. Подходит покупатель, смотрит, меряет и решает купить. Дает 2500 рублей одной купюрой. У продавца нет сдачи. Он посылает мальчишку-помощника к соседке разменять деньги. Мальчишка вернулся с купюрами 1000, 1000 и 500 рублей. Мужик отдал покупателю шапку, сдачу 1000 и 500 купюрами (1500 рублей), и тот ушел. Через некоторое время прибегает соседка и заявляет, что деньги, которые принес на размен мальчишка — фальшивые. Она требует вернуть ей деньги. Делать нечего, мужик лезет в карман и отдает соседке свои кровные 2500 рублей.

Вопрос: На сколько денег в итоге «попал» продавец?

Ответ на задачу 1.

300 рублей, пропитых подмастерьем, уже входят в 2300 рублей, заплаченных инвалидами за сапоги. Поэтому их нельзя складывать, как это сделано в условиях задачи.

Сапожник получил за сапоги 2500 рублей, затем 50 рублей велел отдать инвалидам. Значит, у сапожника осталось 2000 рублей. Получается, инвалиды, получив обратно по 100 рублей, заплатили за сапоги 2300 рублей, из которых 2000 рублей досталось сапожнику, а 300 рублей пропил подмастерье. Никаких “лишних” денег в сделке не возникло.

Ответ на задачу 2.

Продавец попал на 2500 рублей Операции размена не имеют никакого отношения к сделке - сначала продавец отдал соседке 2500 фальшивых рублей за настоящие 2500 рублей, а затем был вынужден отдать обратно 2500 настоящих рублей за фальшивую аналогичную сумму. Задача сводится к следующей -“продавцу всучили 2500 фальшивых рублей, на сколько попал продавец?”.

Почему-то многие считают размен отдельной сделкой, причем с неравным обменом (продавец в рассуждениях некоторых комментаторов теряет деньги на этой сделке). А на самом деле, не все ли равно, где менял деньги продавец! Замените “соседку” на “личный сейф” или “тумбочку в другой комнате”, и все станет на свои места.



Опубликовано в группе «Эволюция»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.