12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова Ирина Михайловна31

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30»






Работа с родителями. Нетрадиционная форма работы. 

Тема семинара: польза кенезиологической и нейрогимнастики в занятиях физической культуре







                                                                        


                                                      




                                                                            Подготовил : 

                                                                 Инструктор по физической культуре

                                                                            Жукова Ирина Михайловна 



«2022г.»

г. Пятигорск



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ О НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ


1. Родительские конференции предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы детского сада. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.


Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, которые работают в ДОУ. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.


2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.


3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.


Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью педагогов и логопедов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.


4. Родительские вечера (проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.


Примерные темы родительских вечеров


1. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?


2. Друзья моего ребенка.


3. Праздники нашей семьи.


4. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.


5. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?


6. Песни, которые пели и поют наши дети.


5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом ДОУ который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.


С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».


6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают педагоги определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Всем известно, что заключительная часть занятия по физической культуре составляет 5–10 минут и направлена на восстановление функций организма к исходному уровню. Проводятся медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление.

Хочу предложить в виде родительского тренинга упражнения из кооррекционной гимнастике на мелкую моторику рук, упражнения на развития координации, естественно использовать необходимо посивные, малой подвижности упражнения, а так же упражнения из кенезиологиической гимнастике.

Доклад инструктора по физической культуре. 

Кинезиология - это наука,


изучающая мышечное


движение человека


во всех его проявлениях.


Основа наших знаний о мире - это информация, которую мы получаем посредством органов восприятия. Мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Мозг обладает сильным эмоциональным компонентом. Внимание, фокусировка, долговременная память, а следовательно, и процесс обучения движимы эмоциями. Они направляют внимание, которое, в свою очередь, управляет процессом обучения. В идеале между мышлением, телом и эмоциями должен быть баланс, при котором каждый элемент вносит свой оптимальный вклад в решение жизненных ситуаций.


В условиях стресса приток крови к коре головного мозга может блокироваться, так что коммуникация между левым и правым полушарием расстраивается, непроизвольно отключаются органы чувств. В такой ситуации зачастую трудно думать и действовать одновременно. Для восстановления баланса в системе "мозг - тело" и приведения ее к оптимальному функционированию нужно высвободить застоявшуюся энергию и восстановить каналы коммуникации. Для этого существует весьма эффективное средство - методы кинезиологии.


На основе прикладной кинезиологии - метода диагностики и немедикаментозной коррекции организма - получила свое развитие "Образовательная кинезиология".


Упражнения  "Гимнастики мозга", которые, пробуждая систему "интеллект - тело", помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте для повышения эффективности деятельности.(3)


«Гимнастика мозга».


«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано


используют оба полушария своего


головного мозга.Остальные развивают


только левое полушарие и игнорируют


колоссальный творческий потенциал


правого полушария».


Мэрили Зденек «Развитие правого полушария».(2)


Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление. Возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика).


Принцип восточной медицины – лечить больного, а не болезнь – является базовым в кинезиологии.


Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления:


- Образовательная кинезиология.


- Гимнастика ума.


- Нейрокинезиология.


- Спортивная кинезиология.


- Медицинская кинезиология и др.


Мозг делится на правое и левое полушарие.


Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.


Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.


Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.


Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).(1)


Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Для более успешного обучения в дальнейшем в школе и гармоничного развития личности необходимо проведение психокоррекционной работы.


Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.(4)


Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике взаимодействия.


Цель кинезиологических упражнений:


·  Развитие межполушарного взаимодействия;


·  Развитие межполушарных связей;


·  Синхронизация работы полушарий;


·  Развитие мелкой моторики;


·  Развитие способностей;


·  Развитие памяти, внимания;


·  Развитие речи;


·  Развитие мышления;


·  Устранение дислексии;


·  Упражнения способствуют стрессоустойчивости организма;


·  Упражнения несут в себе возможность радостного творческого учения;


·  Позитивного личностного роста;


·  Перспективного формирования учебных навыков и умений;


Знания и навыки, которые можно получить, используя «Гимнастику мозга»:


·  Упражнения позволяют сформировать детям навыки самостоятельности;


·  Восстанавливать работоспособность и продуктивность;


·  Реализовать свой внутренний потенциал;


·  Повышать точность выполнения действий при работе на компьютере,


во время управления автомобилем и другими сложными устройствами,


посредством выполнения простых и легких упражнений;


·  Расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое


тело;


·  Формировать уверенность при публичных выступлениях, собеседованиях,


переговорах, экзаменах;


·  Осознавать собственную значимость;


·  Развивать творческие способности, спортивные навыки;


·  Уметь найти путь к радостному, легкому и творческому учению;


· Улучшить работу долговременной и кратковременной памяти,


концентрации внимания, формирование абстрактного мышления;


·  Интегрировать систему «тело – интеллект», гармонизировать работу левого


и правого полушарий;


·  Улучшить равновесие и координацию;


·  Развивать более ясное и позитивное мышление.


Рекомендации по применению:


·  Занятия можно проводить в любое время;


·  Ежедневно, без пропусков;


·  Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;


·  Требуется точное выполнение движений и приемов;


·  Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. 

Рекомендации по применению:


·  Занятия можно проводить в любое время;


·  Ежедневно, без пропусков;


·  Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;


·  Требуется точное выполнение движений и приемов;


·  Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;


·  Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс


упражнений лучше проводить перед работой;


·  Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять


от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день;


·  Каждое упражнение выполняются по 1 – 2 минуте;


·  Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании;


Упражнения собраны в 4 группы:


Первая группа: включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики.


Вторая группа: это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела.


Третья группа: представляет собой упражнения, энерготизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.


Четвертая группа: это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т. к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствует спокойному, успешному чтению.




Практическая часть "Родительский тренинг" :


Подготовительная процедура «Ритмирование».


Эта последовательность упражнений предназначена для эффективной подготовки к восприятию новой информации. Перед началом «Ритмирования» нужно выпить воды. Вода служит средством сообщения между мозгом и телом, повышающим энергетический уровень и улучшающим мыслительные способности. Затем можно приступить к выполнению трех упражнений – «Кнопки мозга», «Перекрестные шаги» и «Крюки».


«Кнопки мозга». Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом. Можно выполнять стоя или сидя.


1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.


2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми ребрами под ключицами слева и справа от грудины.


3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.


4. Поменяйте руки и повторите упражнение.


«Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.


1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.


2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.


Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.


«Крюки». Упражнение направлено на сознательную и сбалансированную активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария. Также оно способствует наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее, способствует снижению выброса адреналина, что помогает успокоиться и сознательно переключить внимание. Можно выполнять сидя или стоя.


1. Скрестите лодыжки.


2. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.


Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.


I. Движения, пересекающие среднюю линию тела.


Эта группа упражнений способствуют интеграции связей полушарий, что помогает полноценному восприятию материала. Сюда же относится рассмотренное выше упражнение «Перекрестные шаги».


«Ленивые восьмерки для глаз». Важное коррекционное упражнение, которое рекомендуется выполнять после работы на компьютере. Снимает усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи, устанавливается связь «рука – глаз», так что улучшаются действия, требующие зрительной работы. Включаются оба полушария головного мозга, вследствие чего улучшается концентрация внимания, письма, чтения.


1. Вытяните руку перед собой, чуть согнув в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец выпрямите на уровне переносицы. Прямо перед собой этой рукой начинайте движение по форме перевернутой восьмерке (знак бесконечности). Держите голову прямо и расслаблено. Следите за движением пальца только глазами: то есть глаза вслед за рукой рисуют восьмерку, при этом голова все время удерживается в прямом положении. Большой палец начинает движение от центра и идет вверх, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Движения должны быть медленными и осознанными.


2. Повторите движение как минимум по три раза каждой рукой, плавно и непрерывно.


Обе руки вытяните вперед и сцепите в замок, большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («Х»). Сосредоточьтесь на центре перекрестия. Проделайте «Ленивые восьмерки» минимум три раза.


«Ленивые восьмерки для письма». Выполняется аналогично «Ленивым восьмеркам для глаз». Восьмерка рисуется перед собой на столе. Сначала правой рукой минимум четыре раза, затем левой минимум четыре раза, затем указательными пальцами, образовывающими перекрестие («Х»), минимум четыре раза. Выполняется для активизации связи «рука – глаз» перед письменной работой или чтением. Помогает прояснить мысли.


«Слон». Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы восприятия аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшаются память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.


1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.


2. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука.Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.


«Энергезатор». Повышает уровень кислорода в крови, расслабляет мышцы шеи и плеч. Помогает пробудить весь организм после долгого сидения или работы за компьютером. Если его делать около 10 минут, стимулирует и повышает концентрацию внимания. Выполняется сидя.


1. Положите руки перед собой на стол.


2. Наклоните подбородок к груди, ощутите грудную клетку. Затем сделайте вдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.


II. Упражнения, растягивающие мышцы тела.


Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину. Они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе.

Данный вид гимнастики интересно использовать в конце занятия по физической культуре перед рефлексией вместе с дыхательными упражнениями, коррегирующей гимнастикой например упражнения на глаза или мелкую моторику рук.

Пару упражнений с каждого вида коррекционной деятельности в течении от 5 до 10 мин. Будет полезно и интересно детям.

После тренинга можно предложить родителям принести в детский сад фотографии с выполнением данных упражнений с детьми дома. 

Семенная тематика именно касаемо физической культуре и спорта можно предложить родителям видио в социальных сетях "мама, папа, я спортивная семья". 

Темы по физическому воспитанию для работы с родителями:

"Мои родители маленькие спортсмены" (вечер воспоминаний) ;

" Спортивные традиции семьи". 


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.