12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Дата:

Класс: 11класс

Тема: Расцвет русского классического романса.

Цели урока:

познакомить учащихся с историей возникновения романса в России и его видами;

развивать творческие способности, культуру общения; мыслительную деятельность (анализировать, сравнивать, делать выводы);

воспитание эстетического вкуса учащихся, привить любовь к романсу, воспитывать уважение к русскому культурному наследию.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации, видео), практические (исполнение музыкальных композиций)

Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, отрывок из фильма; фортепиано, гитара.


Ход урока

I.Организация урока

II.Проверка д/з

На столах у учащихся лежат заранее заготовленные тестовые задания по предыдущей теме: Фундамент русской национальной классики

(первой половины 19 века).

Тест

Выберите художественные направления в России первой половины 19 века:

а) классицизм, романтизм, импрессионизм;

б) романтизм, импрессионизм, абстракционизм;

в) классицизм, романтизм, реализм.


2. Какую первоочередную миссию в культуре России первой пол.19 века выполняло литературное слово?

а) обучающую;

б) культурологическую;

в) эстетическую и философско - политическую.


3. Кому из творцов нач. 19 века принадлежит лаконичная и яркая поэтическая оценка «русской идеи»:


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

а) Федор Иванович Тютчев;

б) Александр Сергеевич Пушкин;

в) Михаил Юрьевич Лермонтов.


4.С чьим именем отождествляют основы русской словесности?

а) Василий Андреевич Жуковский;

б) Александр Сергеевич Пушкин;

в) Александр Иванович Герцен.


5. Кто является основоположником русской оперы?

а) Михаил Иванович Глинка;

б) Александр Сергеевич Даргомыжский;

в) Александр Александрович Алябьев.

Учащиеся обмениваются выполненными заданиями и выполняют взаимопроверку.

Слайд № 2-6 проверка теста.


III.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Слайд№7

Эпиграфом к нашему уроку станут слова И. Кохановского, известного современного российского поэта песенника

Сегодня я нисколько не боюсь 
С двадцатым веком временно расстаться 
Позвольте, я в любви Вам объяснюсь 
Высоким слогом русского романса. 

Игорь Кохановский

Сформулируйте тему нашего урока? (Делают предположение)

Тема сегодняшнего урока: « Расцвет русского классического романса»

Слайд №8 Тема урока. (Запись в тетрадь учащимися темы урока).






IV. Изучение новых знаний

Слайд №9

Жанр «РОМАНСА» напрямую возник благодаря литературе, так как в средневековой западноевропейской литературе романсом называли лирическое любовное стихотворение песенного народного склада.

А в испанской литературе романсом называли старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом.


Слайд №10

Эти факты не маловажны, потому что РОМАНС – испанское слово, в переводе значащее «на испанском». Именно здесь в XIII - XIV вв.
странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр.

Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами.


Позже, романсом стали называть небольшое вокальное произведение для 1-го или 2-х голосов на слова какого-нибудь стихотворения с инструментальным аккомпанементом гитары или фортепиано.



Слайд №11

Романс в России.

Во времена правления Петра 1 были введены новые правила, культурного досуга дворянского сословия. Обязательным стало домашнее музыкальное образование, что привело к созданию так называемых «музыкальных салонов».


Первые романсы сочинялись на французском языке не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.



Слайд№12

Со становлением русской музыкальной профессиональной школы в лице М.Глинки, П.Чайковского и других композиторов, романс превратился в изюминку вокальной музыки, в шедевр слияния двух искусств.

Слайд №13

Виды русского романса:

Классический романс

Городской романс

Цыганский романс

Казачий романс

Жестокий романс


Слайд №14

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.


Слайд №15-17

Кто же писал романсы?

Алябьев Александр Александрович,

Варламов Александр Егорович,

Гурилёв Александр Львович,

Глинка Михаил Иванович,

Даргомыжский Александр Сергеевич,

Кюи Цезарь Антонович 

Чайковский Пётр Ильич,

Римский-Корсаков Николай Андреевич,

Рахманинов Сергей Васильевич,

Свиридов Георгий Васильевич,


Слайд №18

Классический романс -это романс, написанный профессиональными композиторами.


Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс А.Пушкин и М.Глинка«Я помню чудное мгновенье».

(запись в тетрадь)


Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики
как один из шедевров

У этого романса удивительная история…

Слайд № 19

И сейчас мы услышим прочтение этого стихотворения под музыку.

   Скажите, какое настроение было у этого романса?   (Ответы детей).

  О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).

А что передает смысл этого романса слова или музыка?

Какую роль играют слова в романсе? (Главную.  В  них заключен смысл и душевные переживания).



Слайд №20

Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.


Примерами городского романса можно назвать произведения

«Я помню вальса звук прелестный»,
«Ямщик, не гони лошадей!»,
«Мне нравится, что вы больны не мной».

Исполнялись романсы в сопровождении живой музыки: фортепиано или гитары.

Они передают оттенки лирических переживаний городских барышень, глубину и тонкость романтических отношений. Все это мы сейчас услышим в словах и музыке романса «Темно-вишневая шаль»,

авторы не известны. ( запись в тетрадь)


Как вы думаете, кто мог быть автором этого романса?


Слайд № 21

Цыганский романс – это особый вид русского романса. Для него характерны неповторимые интонации, в которых слышится страстная любовь народа к свободе, к воле, без которой невозможна цыганская жизнь.

Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы.

И сейчас мы услышим и увидим эту страсть в романсе « Очи черные»

сл.Евгения Гребенки, муз. Флориана Германа.

( запись в тетрадь)

Что предает романсу цыганский колорит?


Слайд №22

Казачий романс— казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону.

К «казачьим романсам» нередко причисляется и написанный в Петербурге и впервые исполненный там же популярный романс 1840- х гг. Н. П. Девитте, аристократа голландского происхождения, на слова Андрея Молчанова — «Не для меня придёт весна…».

( запись в тетрадь)

Схоже ли музыкальное сопровождение классического романса и казачьего романса?

Какие инструменты звучат?


Слайд №23

Жестокий романс - возник на основе традиционного жанра русской баллады. Между балладой и жестоким романсом немало общего. В балладах тоже рассказывается история из личной и семейной жизни, в которых обнаруживается тяга к необычным событиям, преимущественно трагическим.


Любовь к романсу непреходяща.

Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств.

Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» в исполнении удивительной певицы Валентины Понамаревой.

Муз. Андрея Петрова, сл. Беллы Ахмадулиной « А на последок я скажу»

(запись в тетрадь)


Прослушайте романс и определите, к какому виду он относится?

Исполнение романса на стихи М. Лермонтова (запись в тетрадь)

V. Закрепление полученных знаний.

Беседа:

1. К какому музыкальному жанру относится романс?

2. Что является главной темой романсов?

3. Кто является автором музыки романса «Я помню чудное мгновенье»?

4. Какое главное чувство передано в романсе «А напоследок я скажу…»?

5. Каковы по характеру в основном романсы?

6. Где зародился романс?

7. На каком инструменте чаще всего исполняют романсы?

VI. Подведение итогов и д/з

Стр.137-140 читать; сделать презентацию любимого романса.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.