12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2196
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
Материал размещён в группе «ОРКСЭ »

/data/files/c1582811871.pptx (Внекл.чтение Л.Андреева "Баргамот и Гараська")Урок внеклассного чтения в 8 классе

по рассказу Л.Андреева «Баргамот и Гараська».


Тема: Л.Н. Андреев «Баргамот и Гараська». Пасхальный рассказ. Нравственные идеи рассказа.

Учебно-воспитательные цели:

Образовательная: способствовать углублению понятия «рассказ», композиция, кульминация, авторская характеристика персонажей.

Развивающая: способствовать развитию вдумчивого чтения, чтения по ролям, внимания, логического мышления.

Воспитательная: продолжить формирование таких нравственных качеств, как доброта, уважение к личности.

Планируемые результаты:

Предметные:

умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять их.

Метапредметные:

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные:

формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, культуре, религии;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, словесный

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, портрет Л.Андрева.

Формы организации учебных занятий, применяемые на уроке: опрос, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа учащихся

Ход урока:

1.Организационный момент.

Звучит праздничный перезвон колоколов.

-Ребята, что это такое вы сейчас слышали?

(Звон колоколов, праздничный звон, пасхальный звон колоколов.)

-А почему он звучал в начале нашего урока? Как он связан с темой нашего урока?

(Домашнее задание было прочитать рассказ Л.Андреева «Баргамот и Гараська». А действие этого рассказа происходит в канун Пасхи).

2.Целеполагание.

-Действительно, сегодня мы на уроке внеклассного чтения будем вести разговор именно об этом рассказе, его героях, его особенностях, проследим за сюжетом и сделаем какие-то выводы. Как обычно, мы постараемся ответить на 3 вопроса. Какие это вопросы? (Что? Как? Зачем?)

Варианты ответов детей:

-Что изображает автор? Кто герои рассказа, и какие они? Что хотел сказать нам автор в этом рассказе?

-Как Л.Андреев «создал», «построил» этот рассказ и какими средствами добивался поставленной цели?

-Зачем нам так важно именно этот рассказ прочитать из множества других произведений Л.Андреева?

3. Актуализация знаний.

Портрет Л.Андреева на доске или на экране.

Леонид Андреев нам с вами знаком, в прошлом году в 7 классе мы читали его рассказ «Кусака». О чём этот рассказ?

(О бездомной, ничейной собаке по прозвищу Кусака, которая никому не была нужна, её обижали. А потом она подружилась с девочкой, которая её пожалела, и с обитателями дачи. Мы помним, как долго не могла собака поверить, довериться людям, ведь её так часто гнали, били, обманывали. Закончилось всё печально: все уехали в город, собаку оставили, и опять она одна и никому не нужна.)

Мы убедились, что Леонид Андреев – писатель, которого волновали нравственные темы, он писал о добре и зле, о сострадании и человечности.

Сообщение ученика об истории создания рассказа «Баргамот и Гараська».

Рассказ был написан в 1898 году по просьбе редакции газеты «Курьер» специально для пасхального номера и стал первым шагом начинающего писателя к литературной славе. Леонид Андреев вспоминал, что рассказ в редакции был принят без всякого восторга, и это казалось ему закономерным, так как он сам о своем произведении был «мнения среднего». «Нельзя поэтому передать моего удивления, - рассказывает писатель в дневнике, - когда я являюсь в понедельник … в Суд и редакцию и там только и слышишь «Баргамот и Гараська»… Говорят, что рассказ – украшение всего пасхального номера. Там-то его читали вслух и восхищались, здесь о нем шла речь в вагоне железной дороги. Поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы».

4. Словарная работа.

На экране слова, вначале ребята сами объясняют, как понимают значение слова, затем проверяют сами себя.

Бергамот — сорт груш, в Италии выведен сорт груши «Бергамот». Бергамот обозначает, что это сорт, созданный в городе Бергамо.

Мастодонты — хоботные млекопитающие, предшественники слонов, имеющие сильно развитые верхние и нижние бивни.

Разговеться – после поста поесть скоромной (мясо-молочной) пищи.

Благостная весть - приятная весть, весть, приносящая благо.

Обедня - церковная служба у православных, совершаемая утром или в первую половину дня.

5. Предварительная проверка домашнего прочтения рассказа.

Викторина «да»+, «нет» -

-Бергамотов был городовым.

-Действие происходит в Петербурге.

-Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице.

-Бергамотов был нежным, деликатным человеком.

-Действие в рассказе происходит накануне Рождества.

-Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи.

-Баргамот мечтает сыну подарить мраморное яйцо.

-Гараська был сапожником.

-Гараська - пьяница, скандалист, буян.

-Гараська падает и разбивает яйцо, которое нес, чтобы похристосоваться.

-Баргамот был доволен из-за того, что обидел Гараську.

-Баргамот приглашает Гараську в гости.

(+-+---+-++-+)

6. Работа с текстом рассказа.

- Кто такой Баргамот?

(Бергамотов Иван Акиндиныч – городовой «бляха № 20», служил на окраине города Орла в Пушкарной улице.)

-Как он выглядел? Почему по отношению к нему употребляется слово «мастодонт»? (Высокий, толстый, сильный, громогласный).

-Какой он был по характеру? Как относились к нему жители Пушкарной улицы? (Степенный, серьёзный, солидный человек).

-Каким он был в домашней жизни? Зачитайте?

(Хозяйственный, рачительный, любил работать в огороде, любил сына).

-Почему его прозвали Баргамот? При чём здесь груши?

(Созвучие фамилии названию сорта груш).

-Когда происходит действие рассказа?

-Что помогает нам это понять? (Пасхальная лексика).

- А кто-нибудь знает о празднике всех православных христиан Пасхе? Расскажите.

Слово о Пасхе. Её называют ещё Светлое Христово Воскресенье. Пасха, или Светлое Христово Воскресенье является главным событием всего года. Святая церковь отмечает праздник очень торжественно. Готовятся христиане к этому празднику долго и тщательно с помощью Великого поста. Название праздника «Светлое Христово Воскресенье» обозначает главное событие Евангелия - воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа. Ночь перед Пасхой считается самой тихой ночью года. Природа словно замирает, чтобы ничего не мешало свершиться чуду. Поздно вечером православные собираются в церковь на праздничную службу, освещают яйца, куличи, совершают крестный ход вокруг храма, а затем идут домой разговляться, садятся за праздничный стол.

- А когда у нас в этом году праздник Пасхи? (28 апреля).

- Молодцы, что знаете.

-А теперь давайте вернёмся к содержанию рассказа.

- Как изменилась Пушкарная улица и её жители перед Христовым Воскресением? Зачитайте.

«Вскоре потянулись в церковь и пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, с бесконечным количеством сборок, сапогах на высоких и острых каблучках. Каждый бережно нёс узелок с пасхой и куличами».

-В такой день, когда все радуются, на душе у Баргамота неуютно.

-Чем был опечален, недоволен городовой?

-О чём он мечтал? Что представлял? Зачитайте. Автор пишет, что, представляя, как придёт домой и подарит мраморное яичко сыну Ванюшке, городовой чувствовал, «как что-то вроде родительской нежности поднимается со дна его души», чувствовал благодушие. Как вы понимаете значение этого слова?

-Что нарушило это состояние благодушия? Кто второй персонаж рассказа?

-Кто такой Гараська? (Не человек, язва, скандалист, язвительный человек) Зачитайте.

-Какие между ними были отношения? (Никто так не досаждал Баргамоту, как Гараська…)

-Что означала их встреча для каждого из них? (Баргамот потащил пьяного Гараську в участок.)

-Что останавливало Баргамота, хотя у него чесались руки? (Сознание, что в такой великий день неудобно). Зачитайте.

7. Постановка проблемного вопроса. В чём смысл рассказа.

Чтение диалога в лицах.

-В каждом произведении есть кульминация. Вспомним, что это такое? (Самый острый момент, часто неожиданный).

-Так в чём кульминация рассказа?. (Оказывается, Гараська нёс Баргамоту яичко, чтобы похристосоваться, а оно разбилось, когда городовой его грубо тащил. И Гараська заплакал.)

-Что представил Баргамот? (Баргамоту представилось, что мраморное яичко, которое он бережет для Ванюшки, разбилось, и как это ему, Баргамоту, было жаль.)

-Что он почувствовал? Зачитайте.

Экая оказия, — мотал головой Баргамот, глядя на валявшегося пьянчужку и чувствуя, что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный.

Похристосоваться хотел... Тоже душа живая, — бормотал городовой, стараясь со всею неуклюжестью отдать себе ясный отчет в положении дел и в том сложном чувстве стыда и жалости, которое все более угнетало его. — А я, тово... в участок! Ишь ты!

-Как неожиданно поступил Баргамот? (Он повёл Гараську к себе домой разговляться.)

-Как чувствовал себя Гараська в доме городового? Что ещё его поразило? (Жена Баргамота назвала его по отчеству Герасим Андреич)

-Почему же Мария назвала его по имени отчеству, она его уважила или обидела?

(А. Н. Андреев - писатель неожиданный, опрокидывающий привычные представления о мире. И вот в доме Баргамота случился конфуз. Супруга городового назвала Гараську по имени-отчеству, а тот даже забыл, когда его так называли. Для жителей всего города он просто «Гараська». Супруга Баргамота хотела показать нищему уважение к его личности, а вышло наоборот: Гараська вспомнил, что он – никто. Но именно эта ситуация конфуза напоминает нам о том, что нельзя быть христианином на час. Нельзя относиться к людям по-христиански только потому, что нынче праздник. Такое отношение может еще сильнее ранить обиженного жизнью человека. Нельзя быть добрым на час. Нельзя помочь человеку - не отдав ему часть своей души, часть самого себя.

8. Вывод.

-Так о чём же этот рассказ? В чём его смысл?

- Это очень важно, что действие рассказа происходит в Пасхальный праздник. «Пасхальный» рассказ должен нести в себе идею примирения людей, их христианского братства. Вот почему городовой Баргамот приглашает в свой дом нищего Гараську, которого он в остальные дни потащил бы в участок, чтобы не мозолил на улицах глаза «приличной» публике. В Бергамоте заговорили совесть и жалость. Он вспомнил о том, что он не только городовой, обязанный следить за порядком в городе, но и христианин, который обязан «любить ближнего своего». Это движение души в нем было неподдельно; ведь никто не видел их, и некому было оценить христианский поступок Баргамота. И писатель не жалеет красок, чтобы показать этот взрыв подлинной человечности в толстокожей душе полицейского.

9. Рефлексия.

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ, его герои?

Такой трогательный рассказ Андреева вызывает в наших душах живой отклик. Наши души, если даже они и «погружены в богатырский сон», начинают просыпаться. Но что-то не дает успокоиться, что-то тревожит душу. Знаете, ребята, мы всегда говорим, что Бог - есть любовь. Бог нас любит, грешных, не умеющих, страдающих. Бог нас и прощает, если мы обращаемся к Нему, если раскаиваемся в своих проступках.

10. Домашнее задание.

1) Написать эссе - ответ на вопрос: «Что меня больше всего поразило в рассказе Л.Андреева» ИЛИ

2) заметку в школьную газету «Пасха в моей жизни».

Опубликовано в группе «ОРКСЭ »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.