12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крахина Татьяна Ивановна100
Россия, Тамбовская обл., Староюрьевский р-он, с.Вишневое
3

Урок «Жизнь и творчество В.Маяковского до революции»



Урок литературы в 11-м классе по теме "Бесценных слов транжир и мот …" В.В. Маяковский. Ранняя лирика.

Слайд №1

Тип урока: вводный

Форма урока: ролевая игра с использованием мультимедиа

Цель урока:

1) Воспитательная

Воспитание интереса к литературе, любви к родному слову.

2) Познавательная (учебная).

Знакомство со страницами биографии В.Маяковского до революции в первые ее годы, с особенностями ранней лирики, с оригинальностью таланта В.Маяковского.

3) Развивающая

Формирование умений речевой деятельности, творческого развития личности, умения анализировать стихотворения;

формирование личностных качеств, коммуникативной компетенции посредством ролевой игры

Ход урока

Эпиграф

Я сам расскажу о времени и о себе…

И чувствую – “я” для меня мало.

Кто-то из меня вырывается упрямо.

В.Маяковский

 

Организационная часть.

Слово учителя.

Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:


 

Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»

Вы, конечно же, догадались , что эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому.

Cлайд 2 «Бесценных слов мот и транжир …»

Итак, тема урока – В.Маяковский – «бесценных слов мот и транжир…»

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь».

Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность, одиночество:

Время!

Хоть ты, хромой богомаз,

Лик намолюй мой

В божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека.

Это был человек страстный, тонкий лирик:

Послушайте!

Ведь если звезды

Зажигают,

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Он жил в постоянном разладе с действительность и мечтал о счастливом будущем:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

весь

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души!

В этих строках идея жертвенности служения людям.

В предсмертном своем обращении к потомкам , как бы предвидя всевозможные манипуляции вокруг имени и творчества, он предупредил: «Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу о времени и о себе».

Прислушаемся же к этой просьбе и постараемся как бы заново прочесть кое-что из того. Что он сказал нам. Своим потомкам, «как живой с живыми говоря».

Слайд 3. «Я сам расскажу о времени и о себе…»

Эпиграфом к уроку станут слова В.Маяковского “Я сам расскажу о времени и о себе…”. И ещё одни строки: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”. Вы услышите на уроке строки из биографии поэта, написанной самим Маяковским, которая так и называется “Я сам”. Это рвущееся наружу “я” невозможно не заметить в его автобиографии.

Сегодняшний урок - ролевую игру мы проведём в форме пресс-конференции. Творческие группы заранее получили задание изучить жизнь, творчество В.Маяковского до революции в первые ее годы. И теперь представят нам итог своей работы. На сегодняшнюю пресс-коференцию приглашены корреспонденты молодежных газет: «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», литературоведы, критики, начинающие поэты. Главный гость – это сам поэт. Ведущая пресс-конференции – учитель русского языка и литературы Крахина Татьяна Ивановна

В конце урока руководители групп отчитаются о работе пресс-конференции. Дополнительные вопросы нашему гостю может задать любой желающий.

Итак, начинаем пресс-коференцию. Ваши вопросы.

Слайд 3.4,5,6«Детские годы. Семья»

2. Пресс-конференция.

(5 мин)

Корреспондент газеты “Комсомольская правда”. Известно, что вы родились 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия. Ваш отец – Владимир Константинович, лесничий. Мать – Александра Алексеевна. Две сестры – Ольга и Люда. Расскажите о вашей семье, о детстве.

Маяковский. Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности.

Чтобы учиться в гимназии, семье пришлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо, обзавёлся новыми друзьями.

Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Я вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях.

Но вскоре в нашей семье произошло событие, которое круто переменило нашу жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.

В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Я прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Меня стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины.

В гимназии дела пошли неважно. Я всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года я ушёл из гимназии.

Корреспондент газеты “Молодежный комсомолец”. Когда вы впервые попробовали писать?

Маяковский. В гимназии и попробовал писать. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим “социалистическим достоинством”, бросил вовсе.

Слайд 7,8 «Аресты. Бутырская тюрьма»

«Корреспондент газеты “ Московский комсомолец ”. Известно, что вы неоднократно подвергались в эти годы аресту. За что и как это повлияло на формирование вашего мировоззрения?

Маяковский. 1908 год, мне 14 лет – вступил в партию РСДРП. Затем нелегальная деятельность в типографии, за что и был арестован. При аресте ел блокнот с адресами и в переплёте.

Слежка, общение с профессиональными революционерами, чтение марксистской литературы, снова аресты.

За 11 бутырских месяцев перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни.

Вышел взбудораженный. Но до чего же нетрудно писать лучше их. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу.

Я зашёл к тогда ещё товарищу по партии – Медведеву. Хочу делать

социалистическое искусство. Он долго смеялся: кишка тонка.

Думаю всё-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я сел учиться.

Слайд 9 «Хочу делать социалистическое искусство»

Корреспондент газеты « Комсомольская правда”. Но учиться вы начали живописи, которой увлекались с первых гимназических лет. Как получилось, что попали в литературу?

Маяковский. Всегда с любовью думаю о Давиде Бурлюке. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.

Учитель. Да, девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”. В автобиографии сказано: “Родился русский футуризм”.

Слайд 10 «Пощечина общественному вкусу»

Слайд 11«Маяковский и футуризм».

Учитель. Хочу от вас услышать, как вы понимаете, что такое футуризм. В чем заключалась суть этого течения? (Литературное направление, заявляющее в нарочито-эпатирующей форме о разрыве с традициями русской классики ,о необходимости создания нового языка литературы, который соответствовал бы эпохе.)

Ответы учащихся. Проверка домашнего задания.

Учитель. Желтая кофта, в которой юный гигант появился на эстраде, сыграла роль красной тряпки, приводившей в ярость снобов и охранителей старых вкусов. А он – нарочито груб, скандален, антиэстетичен.

Слайд 12 «Ранняя лирика В.Маяковского»

Корреспондент газеты “Московский комсомолец”. Прочитайте нам что-нибудь из ранней лирики.

Чтение Маяковским стихотворения “А вы могли бы?”

Словарная работа: ноктюрн – небольшое музыкальное произведение лирического характера.

Учитель. Анализ стихотворения “А вы могли бы?”. Ответы на вопросы.(5мин)

Одно из первых опубликованных стихотворений М. Оно очень характерно для ранней манеры поэта: весёлая издёвка над здравым смыслом, необычная и грубо-вещная образность, намеренное желание сбить с толку читателя.

Это стихотворение вызывало разноречивые отклики со стороны критиков. Я думаю, что оно заинтересовало критиков, которые присутствуют на сегодняшней конференции.

- Какие образы вы нашли в этом стихотворении? (Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, Черепица крыши домов -это чешуя некоей «жестяной рыбы», водосточные трубы с поперечными “рёбрами” похожи на флейту, кларнет – они звучат при ветре, дожде, становятся частью “музыки большого города”.)

- В каких строчках слышится скрежет? Как называется этот приём? Какие звуки повторяются? (Аллитерация)

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

- Обратите внимание на лексику. Что вы заметили? (Сталкивание в смысловом ряду разностильных слов: зовы, ноктюрн, Флейта и… стакан, студень, водосточные трубы.)

О чем говорит Маяковский в этом стихотворении?

(Он говорит о том, что сдвинул карту (т.е картину, пространство будней), передал предметам свое состояние, дух своего воображения. По существу, он «разбил» действительность.)

Учитель. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение “Нате!” - с его вызывающим названием оно нашло своего адресата в благопристойной буржуазной публике, когда Маяковский прочитал его на открытии кабаре “Розовый фонарь” 19 октября 1913 года.

Чтение наизусть стихотворения “Нате!”.

Учитель. Анализ стихотворения. Предоставим слово начинающим поэтам, которые моли бы поучиться у Маяковского..

Как вы поняли смысл названия стихотворения?

Каков тон этого стихотворения? (резкий).

Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения? (Она обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью.) Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость , тупость. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово.

Представляете, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике.

Как вы понимаете смысл метафоры «бабочка поэтиного сердца»?

Учитель. Назвать толпу столь натуралистично «стоглавой вошью многие символисты не могли. А он смог.

Учитель. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте!» (1914) (5 мин)

- Чтение стихотворения.

- Чем оно по общему тону отличается от предыдущего?

ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым.

- Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды?

Этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота.

У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически направлен против традиционных христианских представлений.

- Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?

Неожиданно примененное к звездам «эпатирующее» определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт.

- Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (Взволнован)

- Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?

В стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного слова («Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя.

Стихотворение написано АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ, структура которого опирается не на количество стоп, а на равное количество логически сильных ударных слогов.

Слайд 5 «Акцентный стих»

Краткая запись определения учащимися в тетрадь.

Однако у Маяковского количество ударений в строке может меняться в зависимости от интонации. В то же время стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки – «лесенке» Маяковского.

Выводы по лирике.

Проанализировав эти стихотворения, можно назвать особенности лирики Маяковского:

- необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна;

 

- видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

 

- видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;

 

- за резкостью скрывается глубокая лирика;

- в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.

Каков лирический герой раннего Маяковского? (Способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, бунтарство. ненависть к мещанству)

Слайд 13 «Лирический герой Маяковского»

 

Корреспондент газеты “Московский комсомолец”. Как вы отнеслись к войне 1914 года? (0,5 мин)Участвовали ли в ней?

Маяковский. Отвращение и ненависть к войне. Война отвратительна. Пошёл записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадёжности. Позже идти на войну сам не хотел. Но забрили. Притворился чертёжником.

Слайд 14,15 «Маяковский и революция»

Корреспондент газеты “Известия”. А как вы приняли революцию?

Маяковский. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Революция – это возмездие за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю.

В 19-м году езжу по заводам. Радостный приём. Пошёл в агитацию РОСТА.

Слайд 16,17 «Окна РОСТА»

Предоставим слово литературоведам (Сообщение учащегося по учебнику об окнах РОСТА).

Итоги урока. В.В.Маяковскому было бы интересно узнать мнение. Которое сложилось у вас о нем. О его личности. А теперь сделайте вывод (1 мин). В чем заключается своеобразие личности В. Маяковского? В чем смысл эпиграфа?

Учитель. И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”.

Слайд «Домашнее задание».

Дома вы продолжите работу над темой урока. Биография поэта «Я сам». Наизусть одно из стихотворений.

Выставление оценок.

Урок окончен.

Приложение

 

2 группа (критики)

Стихотворение «А вы могли бы?»

- Какие образы вы нашли в этом стихотворении? (Серые будни, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, Черепица крыши домов -это чешуя некоей «жестяной рыбы», водосточные трубы с поперечными “рёбрами” .)

- В каких строчках слышится скрежет? Как называется этот приём? Какие звуки повторяются?

- Обратите внимание на лексику. Что вы заметили? (зовы, ноктюрн, Флейта и… стакан, студень, водосточные трубы.)

О чем говорит Маяковский в этом стихотворении?

(сдвинул карту (т.е картину, пространство будней), стихия. город)

Каковы особенности лирики Маяковского?

- необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна; видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;- видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;- за резкостью скрывается глубокая лирика;

Каков лирический герой раннего Маяковского?

( глубокие и сильные чувства, любовь. люди, бунтарство. Ненависть. мещанство)

4 группа (начинающие поэты)

стихотворение “Нате!”.

Как вы поняли смысл названия стихотворения?

(пренебрежение. толпа)

Каков тон этого стихотворения? (резкий).

Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения? ( социальный протест, антибуржуазная направленность, ненависть, буржуазно-помещичья толпа, уродство, пошлость , тупость. )

Как вы понимаете смысл метафоры «бабочка поэтиного сердца»?

(ранимость, незащищенность)

Каковы особенности лирики Маяковского?

- необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна; видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;- видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;- за резкостью скрывается глубокая лирика;

Каков лирический герой раннего Маяковского?

( глубокие и сильные чувства, любовь. люди, бунтарство. Ненависть. мещанство)

5 группа (начинающие поэты)

стихотворение «Послушайте!» (1914)

- Чтение стихотворения.

- Чем оно по общему тону отличается от предыдущего?

(ЛГ, не противостоит, толпа)

- Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды?

( смысл жизни. добро, любовь, красота, Человек-ценность мира,

источник радости)

- Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?

( самозащита, ирония, условно-романтической «поэтичности». заплеванный асфальт городских улиц)

- Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (Взволнован)

- Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?

Каковы особенности лирики Маяковского?

- необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна; видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;- видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;- за резкостью скрывается глубокая лирика;

Каков лирический герой раннего Маяковского?

( глубокие и сильные чувства, любовь. люди, бунтарство. Ненависть. мещанство)

презентация "Жизнь и творчество В. Маяковского"
PPT / 2.5 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.