Урок.!? Что можно использовать для того, чтобы знания учащихся были хорошими, а урок интересен?

В своей работе я очень часто использую лингвистические сказки. Они интересны, поучительны, материал хорошо воспринимается учениками, надолго запоминается. Сказка о Знаках препинания Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее. Точка сказала: - Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. - Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли. Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис: - Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку. С тех пор знаки препинания зажили дружно. Сварливые принцессы ПРЕ и ПРИ У королевы Приставки родились дочки-двойняшки.Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее. - Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень. - А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-. - Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-. - Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-. Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях. Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор. Гор и Гар Жила-была в стране Русского Языка царица Грамматика. Служили ей два брата – Гор и Гар. И никак не могла она различить их – так похожи были братья меж собой. Оба удалые, молодые, бойкие, озорные – загляденье прям. Прочие не обратили бы на такое недоразумение внимания, однако Грамматика была такова, что обращала свой взор на всё. Собрала она совет. Явились Гласные, Согласные, Ударения, Суффиксы, Приставки… В общем, пришли все, на ком держалась чистота Русского Языка. «Вы служили мне много лет, - говорит Грамматика гостям, - так послужите ещё раз. Научите меня различать двух слуг моих, братьев Гор и Гар! А наградой я не обижу». Никто не знал, что делать. Но тут вышло вперёд Ударение, взвилось над головами присутствующих и остановилось над буквой «А». Да так и осталось там навсегда. И теперь, лишь завидев Ударение над «А», Грамматика знает – это братец Гар. А нет ударения – вот и братец Гор.

Дискуссия создана 12 May 2017

в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Ответы

Полезный материал. Спасибо. Можно использовать на уроках. Попробую загрузить в избранное. Радуюсь, что можно пополнить свою педагогическую копилку наработками коллег.

12 May 2017
Ответ

Спасибо!

18 May 2017

Очень интересный материал! Спасибо! У Глагола Ι было 3 сына с совершенно разными характерами. Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только приказывать. Поучать и побуждать к действию. Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями. Девизом жизни всех горожан первого города, в котором правил старший брат, были слова: "Было! Есть! Будет!”. У среднего брата мечтательные жители существовали под девизом: "Если бы, да кабы!”.Обитатели третьего города подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!”. Каждый год сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!». Средний вздыхал: «Помогал бы…» И тут же выдвигал свои условия. А последний сын приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте! ». Вот какие разные и интересные правители городов. Выпишем из сказки глаголы, с помощью которых отчитывались сыновья перед королем. Поставим к ним вопросы. Чем отличаются эти глаголы? Действительно, глаголы стоят в разной форме, отличаются и по смыслу. Одни из них обозначают время прошедшее, настоящее, будущее, другие желаемое при определенных условиях, или выражают просьбу, приказ. И сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая выражает отношение действия к действительности.

12 May 2017

Классная сказка. Очень пригодится при изучении темы "Глагол". Спасибо, Светлана Алексеевна!

18 May 2017
Ответ

::smile30::::smile30::::smile31::

19 May 2017

Спасибо за интересный материал

13 May 2017

::smile2::::smile2::::smile2::

16 May 2017

Спасибо большое! Будем использовать на уроках.

13 May 2017

::smile2::::smile2::::smile2::

16 May 2017

::smile2::::smile2::::smile2::

16 May 2017

Полезный материал! Спасибо! Посетила мысль сочинять такие разные сказки на уроках биологии в 5-6 классах, чтобы лучше запоминались термины, последовательность процесса и т.п.::smile7::

16 May 2017

::smile2::::smile2::::smile2::

21 May 2017

Лингвистические "Угадайки" Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием "кроссворд" (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание). Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся (за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов) и грамматический строй речи (при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи). Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды). Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие: - угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; - расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; - разгадывание загадок (в том числе и лин-гвистических); - игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др. Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. "Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки. Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. 1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

21 May 2017

Лингвистические "Почемучки" Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле. К заданиям этой группы относятся: - вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов); - вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы). Задание 1.Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. 1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.) Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность? 1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

21 May 2017