Какие литературные произведения вы бы убрали из школьной программы?

Есть привычные и незыблемые в жизни вещи. Осенью идут дожди, дети редко бывают послушными, на каникулы школьникам выдают список произведений, которые нужно прочитать. Сейчас вообще составляется много списков книг, без которых не прожить культурному и образованному человеку, 10, 20, 100 и т. д. Видели? И сколько книг прочитано из списка? Только честно. Но, стали появляться и списки книг писателей от которых неплохо было бы избавиться. К примеру, "Война и мир" Л. Толстого и "Тихий Дон" М. Шолохова необычайно объемные, книги М. Салтыкова-Щедрина - унылые, Ф. Достоевского - муторные и непонятные, а Н. Некрасова - неискренние. Может и правда пришла пора что-то изменить? Что-то убрать или добавить?

Дискуссия создана 13 October 2017

в группе «Методическая копилка библиотекаря»

Хотели бы Вы убрать какие-то литературные произведения из школьной программы?

Да

80.0%

Нет

20.0%

Все равно

0.0%

Всего голосов: 25

Ответы
10788
Эксперт сайта

Так не писали Пушкин, Жуковский, Вяземский и прочие свои произведения для того, чтобы отроки их "проходили" Они вон какие строки поэтические витиеватые выстраивали, чтобы коллеги-поэты прочитав, в обморок от зависти падали!

13 October 2017

А что делать современным "отрокам", что не хотят и "проходить" и читать7

13 October 2017

Ирина Анатольевна, на названные вами фамилии никто и не покушается! Эти поэты вечны, вот они-то сумели написать так, что их будут изучать (кто-то пусть даже "проходить", не всем дано!) и через сто, и через двести, и через триста лет! Речь идет и других именах и произведениях, в силу объема, сложности и иногда неактуальности поднимаемых проблем непонятных современным школьникам.

15 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

Знаете, в поэтическую тетрадь какого класса их "пристроили"? ВТОРОГО!!! Там строчек со сносками-объяснениями больше, чем строк стиха. А при отсутствии гибкости ума у педагога дети обязаны эти стихи выучить!::smile16::. Думаю, не надо спрашивать, полюбят ли дети стихи и вообще будут ли их читать. ::smile12::

15 October 2017
Ответ

Очень трудно взрослым вспомнить что им нравилось, когда они были детьми. Решают по-своему. Очень легко отбить охоту читать, труднее вернуть это желание.

15 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

А вот на лето первоклассникам такой список летнего чтения составили...если список прочитают, и то хорошо! Но сказали, что если дети читают, пусть читают что хотят. Благодарна библиотекарям -при виде очереди со списками, сказали, чтобы читали летом то, что им хочется, а программные произведения никуда не денутся. Видели бы вы, с какой радостью дети бросились к полкам, выбирать книги!

15 October 2017
Ответ

Согласна, чтение в начальной школе это отдельная тема. До 5-6 класса дети бегут в библиотеку. Это здорово! Там уже другая проблема - финансирование библиотек. Не всегда есть такое количество книг, чтобы хватило всем. Вот ведь, на больную мозоль наступили...а добрые слова в адрес библиотекарей приятно слышать::smile1::.

15 October 2017

Ответ #343474 был удален 15 October 2017

10788
Эксперт сайта
Ответ

Ольга Витальевна, у нас рядом центральная районная детская, пешком еще до трех можно дойти. В пределах района по читательскому билету можно взять или заказать книгу из любой библиотеки. Есть уголок, в котором читатели книгами обмениваются, можно и там поучаствовать. Некоторые современные книги хочется разобрать на буквы и вернуть в типографию. Поэтому мы сначала в библиотеке берем, а если что-то сильно нравится, то покупаем. А если что-то совсем нравится, а в библиотеке такого нет, то купят. В нашем городе развитые, современные библиотеки и отличные библиотекари!

15 October 2017
Ответ

Книгобменники тоже есть, но там не все есть. Библиотекари и у нас отличные! Но спрос на детские книги (по списку) вырос. И детей стало больше и читать стали чаще. Радоваться надо!

15 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

Так мы радуемся. И вообще, факт, что ребенок не ходит в библиотеку, нам кажется странным.::smile7::. Я своих клубных в сентябре вожу на экскурсию.

15 October 2017
Ответ

Ирина Анатольевна, очень хорошо, когда используются разные источники чтения - и библиотека, и домашняя библиотека, даже, когда в интернете находят книги и читают, еще лучше - это их родная среда обитания. А как часто бывают коллективные посещения в библиотеку? С чем детей знакомят, что показывают, о чем рассказывают? Что больше нравится Вам и детям?

16 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

Конкретно наша библиотека-местный клуб. Там и мероприятия разные проводятся, и выставки и мастер-классы, даже врачи приезжают для консультаций. В прошлом году отмечали 25-летие, народу было....Экскурсии проводятся в зависимости от возраста детей. Можно заказать по конкретной теме. Нам нравятся конкурсы! Мой ребенок записан с четырех лет, года три назад была лучшим читателем района, в конкурсах участвует часто и вполне успешно.

16 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

Конкретно наша библиотека-местный клуб. Там и мероприятия разные проводятся, и выставки и мастер-классы, даже врачи приезжают для консультаций. В прошлом году отмечали 25-летие, народу было....Экскурсии проводятся в зависимости от возраста детей. Можно заказать по конкретной теме. Нам нравятся конкурсы! Мой ребенок записан с четырех лет, года три назад была лучшим читателем района, в конкурсах участвует часто и вполне успешно.

16 October 2017
Ответ

Всегда радует хорошая работа коллег. А какие библиотечные мероприятия, мастер-классы, конкурсы больше понравились и захотелось продолжения?

16 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

МК у них все из бумаги, дочь один раз была. Я с бумагой взаимно не дружу, поэтому про такие МК не сообщают. Всегда радуют зимние конкурсы. А так сообщают о городских и областных, которые нам могли бы быть интересны.Библиотеки относятся к департаменту культуры. Городской весьма щедр на призы. Три возрастных номинации по три места в каждой: электронная книга, отличные наушники, большая флешка. Конечно, книга-провокационный приз, но одну книгу нам так и не нашли, скачала, дочь с удовольствием прочитала. Ну и прочитала, хотя абзацами наизусть помню. Кстати, конкурсы проводят совместно с городскими организациями: трамвайное депо (120 лет Нижегородскому трамваю), городской банк, музеи и прочие.

16 October 2017
Ответ

Очень интересная работа, можно взять на вооружение. Спасибо.

16 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

Кстати, среди призов бывают и книги (Областная библиотека), но какие! Шикарные подарочные издания. Сама бы такие точно не купила.

16 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

Кстати, среди призов бывают и книги (Областная библиотека), но какие! Шикарные подарочные издания. Сама бы такие точно не купила.

16 October 2017
Ответ

::smile2::Зря считается, что книга в подарок - провокационный приз. Судя по опросу в соцсетях, люди до сих пор рады книге. Но, не для галочки а, которая соответствует их интересам или, как вы сказали - шикарные подарочные издания. Качество оформления книги никто не отменял.

16 October 2017

У нас по программе "Перспективная начальная школа" много очень хокку изучается... нужно изучать больше своих произведений...

13 October 2017

А зарубежных авторов совсем не надо?

13 October 2017

Ответ #343071 был удален 13 October 2017

Ответ

Ну,нужно изучать, конечно, как мы без них...

13 October 2017
Ответ

Что бы оставили? У иностранцев же совсем другой взгляд на жизнь.

13 October 2017
Ответ

Есть и поучительные произведения... у Андерсена их очень много.

13 October 2017
Ответ

Да. но сколько жестоких сказок. Хотя и они учат состраданию.

13 October 2017

Знаю, что мое мнение вызовет негодование многих коллег, но я бы убрала из программы "Войну и мир" и"Кому на Руси жить хорошо". Причем я не покушаюсь на эти святые для русской литературы имена, просто время названных произведений прошло. Эти произведения нужно и можно читать тем, кто изучает литературу углубленно, а не всем нашим ребятам. У Толстого прекрасные повести, у Некрасова стихи-вот что нужно читать. Обожаю "Преступление и наказание", но это тоже чтение не для всех.Также, на мой взгляд, не следует изучать в среднем звене Ломоносова, Державина и Радищева.

13 October 2017

Хорошо, что Вы откровенны. Ведь не на пустом месте возникли эти разговоры. В своей практике работы со старшеклассниками мне приходилось встречать много мнений, и читающих детей, которые залпом прочитывали крупные произведения классиков и те, кто не мог осилить больше 2-х томов "Войны и мира". Грешна, но сама дочитала это произведение в более зрелом возрасте. И взгляд уже был другим. Интересно, но более востребована "Анна Каренина".

13 October 2017
Ответ

И "Преступление и наказание" мне тоже больше нравится, чем допустим "Белые ночи". А как Вы относитесь к списку из 100 книг? Все прочитали? Мне не вся "зарубежка" далась. И порядок странный, не поступательный, а вперемешку. Как-будто Ремарка и Дюма в одном возрасте читают, одновременно.

13 October 2017
Ответ

К списку я отношусь с уважением, все книги, названные в нем, действительно заслуживают внимание читателя, но только подготовленного. Прочитала, кажется, все, конечно, рекомендую прочитать и другим, но только по желанию, нельзя заставлять читать, не будет от этого толку. Мотивировать на чтение всеми возможными средствами-да, заставлять-нет!

14 October 2017
Ответ

спасибо. Другого ответа и не ожидала. Кому, как не литераторам показать пример. Хотя, есть и не читающие учителя. А заставлять, конечно, не надо, лучше уж из рук забирать. может запретный плод будет интересней.

14 October 2017

Ответ #343179 был удален 14 October 2017

Мне кажется, при выборе книг для школьников нужно руководствоваться тем, доступна ли эта книга для понимания детей. Я бы убрала Достоевского. Помню по своему давнему опыту, что "Преступление и наказание" в школе казалось мне таким бредом и тягомотиной, что едва прочла. Но когда мне было лет 30, я случайно стала читать какую-то книгу Достоевского, то уже остановиться не могла, пока не прочитала все, что он написал. К этому списку я бы еще добавила Булгакова.

14 October 2017

Думается, что список "100 лучших книг" иногда мешает а не только ориентирует читателя. В библиотеке среди школьников старших классов очень востребованы и Достоевский и Булгаков. Иногда благодаря только популярности в интернете. Один, прочитал и понял Достоевского, другой очарован Булгаковым. В результате - как проверить и выбрать ту самую книгу, которую нужно оставить, по каким критерия проводить отбор?

14 October 2017
Ответ

Интересный факт, "Мастера и Маргариту" хвалят больше мальчики, и не только Воланд и Бегемот любимыми героями становятся, но и Мастер и библейские персонажи.

14 October 2017
Ответ

Думается, "золотая полка" у каждого своя. Я искренне не понимаю людей, не любящих читать. Но... каждому свое... наша задача - показать, что чтение - это средство развития. Наверное, очень сильно меняется мир, а мы не успеваем... Действительно, как выбирать? И кому доверить это выбор?!

14 October 2017

"Тихий Дон" М. Шолохова обязательно читать! Я бы советовала и "Поднятую целину" Шолохова читать школьникам. Замечательные произведения! А вот "Анну Каренину" Л.Н.Толстого много позже надо читать, чем в 16-17 лет. ::smile0::

14 October 2017

А школьники, посмотрев экранизации, бегут в библиотеку. Хотят прочитать и составить свое мнение. Чаще история о переживаниях и метаниях замужней дамы их разочаровывает. А в компанию к книгам Шолохова хочется добавить "Как закалялась сталь" Николая Островского. Интересна и комсомольско-революционная составляющая, и любовные линии (куда без них), и возможности человека в преодолении себя, а не только внешних трудностей. А, если учесть автобиографичность, то книге цены нет.

14 October 2017

На мой взгляд, надо не книги убирать, а менять вообще всю систему преподавания литературы в школе. Объясню. Мы пытаемся пробудить интерес к чтению и в то же время дать основы литературоведения. Но это, на мой взгляд, вещи разные. Анализ произведений - это специфика, далеко не каждый может это делать, точно так же, как не каждый сможет провести какие-то физические эксперименты. Поэтому, я считаю, что литературное чтение должно быть у всех, а основы литературоведения - в профильных классах. На литературном чтении нужно показать, что книга - это источник разнообразного опыта: интеллектуального, нравственного, социального... тогда и чтение будет осознанным... Возможно, будут противники моего мнения, но не забывайте, что я просто высказалась, а не покушалась на основы мироздания.

14 October 2017

Согласна, что литературоведческий разбор произведения может отбить охоту к чтению. Многие, особенно в юном возрасте, воспринимают героев книг эмоционально, иногда на уровне интуиции. Они видят героя своими глазами переживают за него, думают вместе с ним. Предположим им нравится Обломов, его безмятежность, желание комфорта. Ну, не хочет человек никаких изменений в жизни, ему и так хорошо. Приходит на урок, а там ему про понятие "обломовщина" втолковывают. В результате критическое препарирование (анализ) литературного произведения отбивает вкус к чтению. А взгляды на основы мироздания меняются, жаль, что медленно.

14 October 2017
Ответ

Так и происходит... а потом еще учителя литературы считают каким-то неправильным, старомодным человеком... и бросаемся мы из крайности в крайность...

14 October 2017
Ответ

Видимо, только в муках, терзаниях и рождается новое?

14 October 2017
Ответ

В мире много интересного, а литература - это отчасти отражение реальности. ко-то интереснее читать математическую формулу мира? а, в "Золотой полке" такие книги не присутствуют. Несправедливо как-то.

14 October 2017
Ответ

так оно... обидно за предмет просто)))) за любимый!!!!

14 October 2017
Ответ

Безусловно, я сама зачитывалась "Занимательной физикой" Перельмана... в детстве) и это тоже книга, которая дает опыт))))

14 October 2017
Ответ

Трудно говорить о том, что волнует, глядя со стороны, когда любое прикосновение отдается болью.)))

14 October 2017
Ответ

Любая книга что-то дает - опыт, сопричастность, эмоции, познание. Это не изменить. Чему я очень рада!

14 October 2017

Я согласна с Вашим мнением. Ведь не случайно говорят, что за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

19 October 2017
Ответ

Народная мудрость)))

19 October 2017

Если что-то убирать, то чем заполнять пустоту? Мой шестнадцатилетний сын летом читал "Продавец воздуха" Беляева (по собственной инициативе), "Собачье сердце", "Записки юного врача" Булгакова (по моему совету). Сейчас они изучают "Грозу" - возмущается, что произведение о суициде. Разве он не прав?

14 October 2017

Каждый имеет право на свое мнение, в том числе и на прочитанное или нет произведение. Так же есть писатель, произведение, персонаж, созвучный тебе. Моя дочь плакала, когда бабушка читала ей вслух своего любимого Гоголя. Эта пытка продолжалась не один год. Многие люди вообще предпочитают научную, научно-познавательную литературу и не любят художественную. Для таких - уроки литературы чистое наказание, наверно. И что им делать?

14 October 2017

Заполнять пустоту следует В. Астафьевым, В. Распутиным,Б. Екимовым, Ю. Яковлевым, А. Алексиным, Е. Габовой и современными В.Дегтевым, И.Курамшиной, И, Андриановой, Л.Симоновой и другими, кто пишет современным языком и поднимает проблемы, понятные и близкие школьникам.

14 October 2017
Ответ

Вера Сергеевна, вашим ученикам повезло! Наверняка много думающих и читающих? а, где книги берете для чтения: в библиотеке, интернете или знакомите на уроке?

15 October 2017
Ответ

В Интернете. У меня на флешке целая подборка рассказов, их я пересылаю детям, часто вместе с вопросами после произведений, чтобы сразу ориентировались в произведении, чтобы направить мысли ребят в нужном направлении.

15 October 2017
Ответ

А рассказы потому что малая форма, чтобы прочитали? Может и правильно, точно прочтут, подумают и запомнят.

15 October 2017

не прав, конечно, суицид-это выход, выбор героини, а само произведение-протест против произвола и насилия, Вы, надеюсь, не согласны с мнением сына?

20 December 2017

Добрый вечер) очень интересная тема. Нужно провести ревизию всей программы по литературе. Мне кажется, нужно убирать тексты, понимание которых затрудняется из-за сложного языка, большого количества историзмов, тексты, в которых поднимаются такие проблемы, которые в современном миру никогда уже не будут актуальны, тексты, проблематику которых детям не понять в силу возраста. Что пришло на память: "Кому на Руси жить хорошо?", сократить объем произведений 18 века, поменьше Бунина, "Доктор Живаго"....

14 October 2017

Мария Александровна, подписываюсь под вашими словами: "Нужно убирать тексты, понимание которых затрудняется из-за сложного языка, большого количества историзмов, тексты, в которых поднимаются такие проблемы, которые в современном миру никогда уже не будут актуальны, тексты, проблематику которых детям не понять в силу возраста".

14 October 2017

Да, из древнерусской литературы несколько текстов осталось, а 18 век почти весь. А чем бы заменили? Вместо Бунина, Пастернака что?

15 October 2017
Ответ

В каком возрасте можно посоветовать читать "устаревшую" литературу? Изъять совсем и забыть свою историю?

15 October 2017
Ответ

Ольга Витальевна, во-первых, я не использовала слово "устаревшая" литература, во-вторых, я не призываю забывать свою историю. Я всего лишь поделилась своими размышлениями по поднятой проблеме. Наша история представлена во многих талантливых произведениях и классиков, и современников, о которых ни дети, на иногда даже мы (чего греха таить?) не знаем! Вот о чем речь-читать то, что написано современным, понятным, интересным языком. Не будем лукавить: не понимают и не любят дети Некрасова, за редким исключением не читают "Войну и мир" и "Преступление и наказание". И так везде, во всех школах!

15 October 2017
Ответ

Вера Сергеевна, извините за небольшое утрирование. Подписываюсь под каждым вашим словом, просто приятно встретить единомышленника. Согласна, современная речь привычней и понятней. Интересно ваше мнение о книгах современных авторов, заимствовавших сюжеты из классики? Например, "Метель" и "Отцы и дети" Натальи Андреевой. Я после последней перечитала Тургенева., сравнивая их. Согласитесь ли со мной, что такие книги вызывают интерес к классике?

15 October 2017
Ответ

Да, согласна. Но "Метель" и "Отцы и дети" наши дети и так с удовольствием читают!

15 October 2017
Ответ

Вот есть же такие произведения, понятные во все времена!

15 October 2017

Мне кажется, "Слово о полку Игореве" лучше на соответствующем уроке истории изучить.

19 October 2017
Ответ

Лилия Алексеевна, если вы говорите про урок истории, так там тоже все ограничено. Может и не очень понятная для школьников книга, но как без нее?

19 October 2017

Если многие классики остаются без внимания старших школьников, напуганных объёмом произведения или глубиной мысли, то как быть с пятиклашками, которым предстоит знакомство с главами романа И. Шмелёва "Лето Господне"? Воспитание уважения к национальным традициям и религиозным чувствам, безусловно, необходимо, но уж больно сложное это произведение для восприятия таких юных читателей.

14 October 2017

Беда в том, что многие старшеклассники прочитывают масштабные произведения очень быстро, с интересом и высоко оценивают мыли, заложенные авторами. Их не так много, но как быть с ними, с читающими и понимающими?А "Лето Господне" может читать в более старшем возрасте? Чем же его заменить?

15 October 2017

Сложный вопрос...В школе я открывала для себя классиков. И Пушкина, и Гончарова, и А.Островского, помню, каким откровением стала поэма "Кому на Руси жить хорошо"...Вот что было бы, если бы их уже к тому времени добрые чиновники от образования взяли бы и "порешали" изъять? Говорите, лицемерил Некрасов...Но вот образ женщины в поэме "Мороз, Красный нос" и образ Матрены Тимофеевны для меня более чем убедительные, как можно воспитывать в детях сочувствие к крестьянину (по сути, его предку), не приводя примеров из стихотворений и поэм Некрасова? Как провести параллель между лирической, обрядовой поэзией и плачами Ирины Федосовой и исповедью Матрены из поэмы Некрасова? Мы потратили два урока, разбирая "Размышления у парадного подъезда", при том что в программе отведено гораздо меньше, больше пришлось отвести времени на чтение "Детства" Горького. В прошлом году семиклассники (!)обсуждали некую звезду телеэфира Д.Шурыгину. СМИ, интернет-сайты зомбируют детей сплетнями, растворяют детское внимание, сосредоточенность, упрощают поиск информации, делают доступным некогда недоступное..Уроки литературы - уроки нравственности. Думаю, что изымать лишнее нужно, но заменять настоящим.

15 October 2017

Татьяна Евгеньевна, про неискренность Некрасова прочла в опросе старшеклассников, приведенном выше. Услышали краем уха факты из биографии и обосновали свое мнение этим. Поэма же "Кому на Руси жить хорошо" отражает и жизнь крестьянина настоящую... Любовь к русской литературе привила ненавязчиво мне моя мама: дома в шкафу стояли книги и, время от времени я их читала. Некоторые стихи (Некрасов, Пушкин, Лермонтов) читались вслух.И, что же Вы рекомендуете своим ученикам взамен?

15 October 2017
Ответ

Я консерватор, чтобы убрать, надо хорошо подумать. Ориентируюсь на детей, их запросы. Какие-то произведения надо перевести из разряда "внеклассного чтения" в обязательное. Например, А.Алексин, М.Пришвин, В. Тендряков, нравятся рассказы нашей карельской писательницы Н.Васильевой. Литературу родного края ввела бы в обязательный минимум. А у нас на деле преподают географы. Курс "Литература Карелии" внедрен в курс "Моя Карелия" и все, что касается литературы ведет географ (!) А это, считаю, неправильно и даже вредно. По поводу литературы в 10-11 классах. Я не веду уже четвертый год в среднем звене, но и раньше детям сложно давались все толстые романы, особенно Шолохова "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Война и мир" Толстого. Но ведь можно заменить рассказами этих же авторов, все равно 11 класс теперь в обязательном порядке пишет сочинение, а эти произведения не успевает "пройти".

15 October 2017
Ответ

Да, внеклассное чтение порой интереснее обязательного. Н. Васильева - это Надежна Васильева? Та, что написала книги "Гагара" и "По прозвищу Гуманоид"? Очень правдивые и интересные произведения про подростков и школу. Увлекают и развивают мыслительный процесс.

15 October 2017
Ответ

Да, это ее книги. Однажды мы пригласили в школу Н.Васильеву, она презентовала детям (моим тогдашним пятиклассникам) сборники "Жили-были.." и "Сказ об эльфийской принцессе". Рассказы потом читали на уроках внеклассного чтения. Можно на классных часах проводить беседы. Очень нравится "Под созвездием Кассиопея"

15 October 2017
Ответ

Очень рада, что не ошиблась. Ее повести изданы в в серии конкурса им. С. Михалкова. Татьяна Евгеньевна, а как часто в библиотеку с учениками ходите? Что читают ваши учащиеся?

16 October 2017
Ответ

К сожалению, читающими современных детей не назовешь, приходят все менее интересующиеся. Ушли такие, с которыми можно было собраться за один день и съездить на спектакль в театр (у нас городок маленький, театр в столице в часе езды). А библиотеку районную посещаем чаще в связи с датами, иногда библиотекари сами к нам приходят с тематическими беседами. Читают приключенческую литературу (Ж.Верн, М.Твен, романы Д. Роулинг о Гарри Поттере, "Хроники Нарнии" Льюиса и др.)

16 October 2017
Ответ

К сожалению...

17 October 2017
Ответ

Говорят, что поколение двухтысячных будет хорошо готовить, обращаться с гаджетами и много читать. Не будем отчаиваться.

17 October 2017

Считаю, что романы Толстого и Достоевского убирать из школьной программы ни в коем случае нельзя. Наш предмет, мне кажется, остался единственным в школе, который заставляет говорить о человеке как о личности, а не о "программном продукте".Мы можем помочь ребятам научиться чувствовать, сопереживать, думать. И еще: по - моему, многое зависит от учителя. Мне самой повезло: я с удовольствием читала и обсуждала на уроках в школе в качестве ученицы романы "Война и мир" и "Преступление и наказание".

15 October 2017

Если в школе дети не услышат о великих произведениях классиков, то где тогда? Зачем же все усреднять, делать "примитивным"? Захочет понять текст, вернется к нему, когда потребность возникнет.Мы-то читали в свое время и сегодня перечитываем! Я считаю, что не надо подгонять программный материал под не желающих читать. У детей и так клиповое мышление развилось.

15 October 2017

Интересно, Ольга Григорьевна, сколько учеников прочитывает эти произведения полностью? Просто предполагаю, что прочитавшие могут и сочувствовать и переживать. А остальные что обдумывают?

16 October 2017
Ответ

Согласна, Ольга Анатольевна, с клиповым мышлением проблема. И многие современные писатели, чтобы быть в тренде, разрывают единое повествование на кусочки и складывают новомодной мозаикой. Прочитав одно, другое такое произведение, радуешься новизне. После пятого хочется вернуться к более традиционному, классическому.

16 October 2017
10788
Эксперт сайта

Моя учительница литературы, Ольга Петровна, никогда не говорила, что "начинаем изучать...", всегда "будем читать". На одном уроке мы услышали "С сегодняшнего дня будем читать стихи Маяковского". Класс отрицательно загудел. Ольга Петров на послушала и продолжила "Я так понимаю, что сейчас в классе есть только один человек, который обожает стихи Маяковского?" Все усиленно завертели головами в поисках чудака, потом стали смотреть в мою сторону- раз у нас с ним день Рождения в один день, то только я могу быть этим человеком.::smile7:: Ольга Петровна выдержала МХАТовскую паузу и сказала "Это я" Потом поставила пластинку с авторским исполнением, а потом стала читать сама. Наизусть, два урока+перемена (звонков мы не слышали). На другой день почти все принесли по томику стихов, прочитанному за ночь и в перемены менялись. В школе не было преподавателя черчения и Ольга Петровна забрала эти часы себе. Это был уроки чтения современной литературы. Откуда она брала книги, неизвестно (хотя и фильмы где-то добывала, бал Наташи Ростовой мы бегали смотреть почти каждую перемену, раз в день обязательно!). Читали вслух по очереди. Некоторые находили книги в читальном зале и злостно нам рассказывали, чем закончится. ::smile5::Вот такая у нас была школьная литература. Итог- три учителя-филолога из класса.

16 October 2017

Повезло!!! Нет слов от восхищения! Наверно, это должно быть нормой. Думаю, если из ваших учеников филологов будет уже шесть и т. д., то скоро физиков не останется, только лирики. Без шуток, в каждом человеке должно присутствовать и чувство прекрасного и умение мыслить логически. Этому учит и математика и литература.

16 October 2017
10788
Эксперт сайта
Ответ

Я вообще из доп.образования. НО держала в руках книгу, которую Пушкин держал. А среди спиц, клубков и иголок я провожу чаепития тематические. Девочки и стихи учат и пересказывают любимые рассказы. Итог-просят такие мероприятия проводить чаще. Книгами обмениваются, советуют друг друг что прочитать. Иногда я в библиотеке выставки своих работ провожу (кстати, пора уже). Мы выставки посещаем и обзор новинок нам проводят.

16 October 2017
Ответ

Как говорится, руки заняты и беседа удалась на славу. Интересно придумали.

16 October 2017

А почему книги М. Е. Салтыкова-Щедрина унылые?

19 October 2017

Это одно из высказываний школьников.

19 October 2017
Ответ

Жаль, что у него сложилось такое впечатление.

24 October 2017
Ответ

Это уже отдельный разговор. На первый взгляд - сколько людей, столько и мнений. Имеет право высказаться (тем более, если спрашивают).

24 October 2017
Ответ

Мне было бы интересно узнать, чем он это своё мнение аргументировал.

25 October 2017
Ответ

Мне тоже. Это оборотная сторона анонимного анкетирования, невозможность уточнить или продолжить беседу. Открытая дискуссия в этом плане лучше.

25 October 2017
Ответ

тогда и нужно ссылаться на их мнение, а то не понятно, чьи это мысли

20 December 2017
Ответ

Если бы Вы Алевтина Николаевна прошли по ссылке, расположенной в начале дискуссии, вопросов бы не возникло.

21 December 2017

Ответ #364894 был удален 21 December 2017