Итоговая оценка ученика как среднее арифметическое или объективная оценка уровня знаний школьника?

Выставление итоговой - годовой оценки по предмету всегда вызывало у меня несогласие с тем, что обязательно её "ставим в пользу ученика, округляя по правилам из математики", поскольку считаю, что она (оценка) обязательно должна учитывать и отражать индивидуальные "образовательные" возможности и степень их реализации не только в учебном году, но и в каждой четверти, для каждого ученика. Новая для меня информация: "В 1944 году Совет НарКомов РСФСР принял постановление "О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы" (про пятибалльную оценку уже было написано здесь). Но 6 пунктом в инструкции к этому постановлению было написано: При определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации." Действительно, 70 лет назад - далекое прошлое, но, заметьте, уже тогда требование объективной оценки знаний каждого ребенка было более прогрессивным, чем нынешнее. Вот и получается: говорим сегодня одно, делаем или вынуждены делать - другое. Как некоторые (хорошо, что не все ученики) умеют пользоваться таким "математическим" подходом к итоговой оценке собственных знаний, известно многим учителям. Коллеги, какой подход к выставлению итоговой оценки Вы считаете приоритетным в школьном образовании сегодня?

Дискуссия создана 15 April 2018

в группе «СМИ о российском образовании »

Ответы
7055
Эксперт сайта
в сети

Я совершено с Вами согласна. Средний балл в пользу ученика - неправильная оценка. Мы так же выставляем оценки, как и Вы, округляя. Допустим у ученика за четыре темы в первом семестре такие оценки - 4, 3, 4, 3. Семестровая - 4. В следующем семестре у него все тройки. За семестр -3. А в итоге за год - 4. Именно так от нас требуют оценивать учащихся. А на самом деле, из 8 тем на 4 было усвоено только 2. Старшеклассники эту арифметику хорошо понимают и этим пользуются. Если за первый семестр хорошая оценка, то во втором семестре они особо и не стараются работать. Тем более, что 2 за семестр им никто не поставит. Я помню те времена, когда оценка выставлялась по усмотрению учителя, при наличии одинакового числа оценок. Теперь, если выставишь на свое усмотрение, то при проверке журналов тебе напишут замечание, и попадешь в приказ. Вот и сидим с калькуляторами, выставляя завышенные оценки.

15 April 2018

Такая ситуация с вычислениями и округлениями оценок не только у Вас, Наталья Владимировна. За образование обидно. И с этим требованием "оценка - в пользу ученика" приходится бороться с помощью системы дифференцированных заданий, использовать выбор экзамена для сдачи в форме ОГЭ как возможность оценки различных типов заданий, и т.д.

15 April 2018

Ответ #405107 был удален 15 April 2018

А я скучаю по возможности выставлять 2 за четверть, тогда все ученики боялись этого, работали, исправляли, старались, а сейчас говорят: "Всё равно три нарисуете".

15 April 2018

Мы не "рисуем". В 3-й четверти я поставила 3 "2" в 9 классе. Хоть немного напугала недопуском к экзаменам. Теперь после уроков сами приходят дополнительно заниматься. А то ведь ещё и бегают от учителя как чёрт от ладана.

15 April 2018
Ответ

У нас не положено, хотя иногда так хочется. Про то, что бегают - это да, попробуй догони::smile43::

15 April 2018
Ответ

У нас всегда говорят: ставьте объективные отметки. Вот и ставим. Двоечники каждую четверть в школе есть.

15 April 2018

Юлия Федоровна, а у меня почти каждую четверть бывают неудовлетворительные четвертные, и вовсе не потому, что учитель вредный и злой, а потому, что это - реальная оценка знаний ребенка за отчетный период времени.Конечно, выставляя неуд, следует быть во всеоружии, ведь родители сейчас бегут, хорошо если в школу к директору, а некоторые - сразу в департамент. Вот тогда все работы: классные проверочные, лабораторные, контрольные становятся аргументами.

15 April 2018
Ответ

Поддерживаю, Надежда Владимировна! Рисованные тройки потом к учителям назад же и прилетают в виде претензий или от родителей, или от администрации.

15 April 2018
Ответ

::smile7::::smile7::::smile7::

15 April 2018

В этом учебном году, чтобы уйти от проблемы итоговой отметки,наша школа перешла на триместры. Пока такой подход устраивает. Правда, каникулы не совпадают с концом триместра, но и в этом увидели плюс: на новогодние каникулы уходим без суеты.

15 April 2018

Лариса Евгеньевна, хорошее, на мой взгляд, начинание. У нас в лицее триместр у пятиклассников, а у вас в каких классах?

15 April 2018
Ответ

Мы в этом учебном году перешли на триместры во всех классах.

17 April 2018
Ответ

Лариса Евгеньевна, поделитесь, как Вы считаете, триместры лучше, или пока рано подводить итоги?

18 April 2018
Ответ

Когда-то мы уже учились по триместрам, потом отказались от этой системы: каникулы не совпадали с другими школами и учреждениями дополнительного образования. В этом учебном году каникулы в те же практически дни, что и во всех школах района. Нам кажется триместровая система удобной: дети, например, уходят на зимние каникулы без стресса, у учителей тоже хлопот меньше, а, отдохнув, ученики ещё могут улучшить своё положение с новыми силами. Но пока не хватает немного привычки, т.к. кажется странным, что в пятницу, например, завершили четверг, а в понедельник уже начался новый. Вроде бы нет финальной точки или перерыва между триместрами.

18 April 2018
Ответ

Согласна, Лариса Евгеньевна. В некоторый классах , может быть, во всех параллелях, триместр - удобная система. Просто надо пробовать и совершенствовать.

4 November 2018

Для меня - объективная.

15 April 2018

Ещё лет десять назад для нас было требование - ставить "4", если у ученика более 70% четвёрок, а "5", если более 80% пятёрок. Сейчас эти бы ученики были круглыми отличниками и хорошистами, а тогда только троечниками. Вот так понизились требования к качеству обучения! Куда катимся...?

15 April 2018

Согласна, Вера Анатольевна, справедливое было требование. И мало кто в те годы высказывал претензии учителю по поводу оценки знаний ребенка. Зато сейчас слышала не один раз от родителей: "Считаю, мой ребенок знает вашу физику на пять". В таких случаях обычно прошу родителей предъявить диплом о высшем профессиональном образовании. Вот и такие требования от родителей бывают.

15 April 2018

Да, истинное качество обучения желает лучшего. Ну а в цифрах все подтягивается для желаемого уровня.

15 April 2018

Вот это-то и обидно, Марина. Потом претензии со всех сторон - на учителей, будто мы такие правила выставления итоговых оценок сами придумывали!

15 April 2018

Парадокс: требуя качества знаний, на нас давят выставленными "2" по итогам года. Мотивировать оценку не позволяют: ставьте "3" при 2,5 и всё. В итоге проблем больше, чем при честном и объективном оценивании. если учителя все время попрекать тем, что он не умеет работать( ну, раз двоечники есть, значит, не умеет!), то можно с этой колокольни не платить стимулирующих, составлять расписание так, чтобы все 7-е уроки у неблагонадежных учителей были... Авторитарный режим за "3" без обсуждения.

15 April 2018

Правильные акценты расставили, Татьяна Евгеньевна! Такая ситуация очень во многих школах. И куда бедному учителю деваться?! Ради справедливости должна отметить, что наш директор последние года три говорит нам: "Будьте внимательны, не подставляйте себя, если ребенок (особенно 9 и 10 классы) не тянет или не хочет учить, ставьте оценку объективную". Наличие подтверждающих "2" документов - обязательно!

15 April 2018
Ответ

А у нас говорят так: "Если дотянули до 9 класса, обязаны всех допустить до экзамена!" А если до 8 он еще как-то учился, а в 9-м в школу перестал ходить? Сейчас у меня именно такая ситуация. Ничего слышать не хотят, весь коллектив на нервах..

15 April 2018
Ответ

Да, ситуация не из приятных, Татьяна Евгеньевна, и у нас такое бывает! Тогда все подключаются, и соцпедагог, и участковый, и до КДН доходит.От Вас пример - еще одно подтверждение тому, что оценки в любом классе должны объективно оценивать знания ребенка на данный период времени. А в следующей четверти он сможет иметь более высокую (или низкую) оценку.

15 April 2018
Ответ

так и должно быть! А здесь ситуация такова, что соцпедагог принимает сторону этого ученика, который связался с криминалом, жалеет родителей и его, вроде как его надо понимать, войти в положение..А он не ходит в школу, по причине болезни, все время болеет, но даже на экзамене в пятницу (у нас устное собеседование прошло) его вылавливали, потому что он собирался сбежать домой..Если бы соцпедагог отвечал головой, как мы за результаты экзаменов, вопрос бы так остро не стоял.

15 April 2018
Ответ

Ситуация непростая. А вот позиция соцпедагога мне совсем не понятна. Желаю благополучного разрешения сложившейся ситуации, Татьяна Евгеньевна!

15 April 2018
Ответ

Спасибо за участие, Любовь Ивановна!

15 April 2018

интересно, кто-нибудь проследил соответстве этих вот "округлённых" троек и провалов на егэ? так, за пару-тройку лет посмотреть бы.

15 April 2018

Михаил Александрович, думаю, никто не будет такими исследованиями заморачиваться. Если речь идет об обязательных ЕГЭ (русский, математика), там порог успешности невысокий. И надо постараться, чтобы его не преодолеть, хотя и такое бывает. ЕГЭ вообще какая-то не всегда предсказуемая в смысле результатов форма аттестации: сколько случаев, когда действительно стабильно ровно занимавшийся ученик занервничал и получил низкие баллы, бывает и результат выше предполагаемого для конкретного выпускника.

15 April 2018

Для меня - объективная!!!!

16 April 2018

Я не смотрю на процент в оценках. Ставлю заслуженные оценки. Пару родителей бунтует, но я не натягиваю. Если ребенок не тянет предмет, смысл "рисовать" оценки. Ему только хуже.

17 April 2018