"Школы уже на пределе возможностей": систему образования уже в ближайшие годы ждёт безденежье.
Почему учителя и директора вынуждены просить денег у родителей учеников, "КП" рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина Учителя сегодня получают меньше, чем хотелось бы. Но их зарплаты не сравнить с тем, что было ещё 10 лет назад. Между тем, мало кто знает, за счёт чего - и какими усилиями! - доходы педагогов удаётся удерживать на нынешнем уровне. Уже в ближайшие годы систему школьного образования ждут серьезные финансовые проблемы. По оценкам экспертов, в среднем школы получают на 20% меньше денег, чем им полагается по нормативам. Как так выходит и что надо делать, "КП" рассказала Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Аукнулся кризис Для начала объясним, как устроен механизм финансирования школ. Деньги поступают в два потока. Зарплаты учителям выплачиваются из регионального бюджета. Регион переводит эти деньги в бюджеты муниципалитетов. Дальше муниципалитеты добавляют к этим средствам деньги на ремонт, коммуналку, оплату труда не педагогического персонала – например, библиотекарей и уборщиц. А дальше распределяют эти деньги по школам. И вот когда школа получает эти средства, оказывается, что их ни на что не хватает (здесь и далее мы не говорим о школах в Москве - в столице с финансированием сегодня всё в порядке. Пока в порядке.). Тут не до ремонта – было бы чем с учителями расплатиться. Ведь, по майским указам президента, зарплата педагогов должна быть не ниже средней по экономике региона. И следят за этим очень пристально. Нормативы для расчетов писались в "тучные" докризисные годы. А после кризиса 2014 года всем пришлось выкручиваться, кто как может. - За зарплатой учителей после указов президента ещё следят, и регионы стараются переводить в муниципалитеты более-менее соответствующие суммы, - отмечает эксперт. – А вот дальше муниципалитеты просто не могут добавить в общий котел нужную сумму, у них просто нет этих налоговых денег. А кое-где в школы поступает даже меньше денег, чем выделил регион – то есть, муниципалитеты не только не добавили свое, но даже отщипнули немного. Это уже предмет отдельного контроля. У некоторых регионов нет денег платить по своим обязательствам. Там много сел и мало людей, а содержать полный комплект учителей ради 5-7 учеников – накладно. На Северном Кавказе, наоборот, народу много, дети учатся в три смены, и все денежные вливания – как легкий дождик, который моментально впитывается в пересохшую землю, но ничего кардинально не меняет. Синица в руках, журавль на бумажке Выходит, что школам дали по маленькой шоколадке, а отчитаться надо как за большую. Ухищрения идут в ход разные. - В некоторых школах сократили административный персонал: было десять завучей, осталось два, - приводит пример Ирина Абанкина. – Но административная работа никуда не делась, ее просто передали учителям. То есть работу он выполняет завуча, зарплату получает завуча, а по бумагам и отчетам проходит как педагог. Вот и рост зарплат. В сельских школах учителям положены дополнительные компенсации на свет, коммунальные платежи – ее просто включили в основную зарплату. Родители платят за кружки и секции – эти деньги тоже приплюсовываются к зарплатам, и отчитываются за них, как за бюджетные. Другая история со стимулирующими выплатами. По нынешним правилам, учителя получают базовый оклад и что-то вроде премий – за победы учеников на олимпиадах, за высокие баллы ЕГЭ и многое другое. Критерии и размеры надбавок за них устанавливает сама школа. Но когда в середине года оказывается, что денег не хватает, деньги на премии учителям уходят на зарплаты библиотекарей, завхозов, работников в столовой, бухгалтеров и уборщиц. И учителя в итоге получают совсем не те зарплаты, которые им были обещаны. Каждой пятой школе нужен капремонт По сравнению с другими статьями школьных расходов, ситуация с зарплатами учителей ещё ничего. Например, на учебные расходы поступает в лучшем случае, 30% от положенного. То есть, на учебники детям ещё более-менее хватает. А все рабочие тетради, прописи и контурные карты покупать приходится родителям. - За тем, чтобы были бесплатные учебники, школы ещё следят, но на остальное – парты, оборудование, методические пособия – идут поборы с родителей, - говорит эксперт. – Родителям приходится покупать книжки в школьную библиотеку и делать ремонт. А люди все с разным доходом и не все готовы вот так помогать школе. Но линолеум в классе и тетрадки – далеко не самая большая из нужд школы. Россия выбирается из демографической ямы, и детей становится все больше. Школ и кабинетов уже не хватает, и вместо 25 человек в классы сажают по 30 (а платят учителям по-прежнему как за 25). - Число школьников уже перевалило за 17,5 миллионов человек,- приводит цифры Ирина Абанкина. – Те школы, которые есть сейчас, работают уже на пределе возможностей. Переполнять классы дальше невозможно, нужны дополнительные кадры и ресурсы. У нас прошла большая программа по ремонту школ в аварийном состоянии. Но все равно в стране почти 20 процентов школ нуждаются в капитальном ремонте и переоснащении. Что дальше? По-настоящему туго школам придется уже через 3-4 года, когда благодаря всплеску демографии учеников в классах станет ещё больше. Если ничего не поменять, то детям придется сидеть на головах друг у друга и учиться в три смены. - Наши школы уже сделали большой шаг вперед – мы заговорили об инклюзии (обучении детей с особенностями развития и с ограниченными возможностями в обычных классах - Ред.), установили компьютеры, в селах появились школьные автобусы, - перечисляет эксперт. – Но компьютеры устаревают, автобусы ломаются. А детям с ограниченными возможностями – слабослышащим, слабовидящим, с расстройствами аутистического спектра – нужны дополнительные помещения для разгрузки и индивидуальных занятий. Им просто не высидеть 45 минут урока в одной комнате с ещё 20 учениками, им нужна передышка. На всё это нужны деньги. В 2016 году Россия тратила на образование 4,1% своего ВВП, сейчас эта цифра упала до 3,5%. Впрочем, расходы предполагается увеличить – аж на 0,5% ВВП. - Эту прибавку школы даже не заметят – ее съест прирост численности учеников, - считает Ирина Абанкина. – В рамках работы над стратегией социально-экономического развития России мы подсчитали, что к 2024 году необходимо, как минимум, 4,4% ВВП, чтобы реализовать текущиеп роекты в образовании хотя бы на базовом уровне. При этом качество образования по-прежнему будет разниться. А для того, чтобы провести модернизацию образования, необходимо увеличить расходы до 4,8% ВВП. Это нужно для того,чтобы убрать не только третью, но и вторую смену в школах, создать конкурентноспособные кампусы в вузах, и выравнять условия для получения качественного образования для детей.
Прикрепленные ссылки
Малакмадзе Татьяна Леонидовна
Буньков Андрей Владимирович
Царенко Галина Евгеньевна
Беласик Людмила Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Любимова Ольга Валерьевна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Шулина Оксана Владимировна