Речь современных подростков

Уважаемые коллеги, замечали ли вы, что наши ученики в 8-9 классах перестают устно отвечать на уроках. Известно, что в этом возрасте они испытывают определённые психологические трудности в общении друг с другом. Но что делать на уроке, если из 30 учеников ответить на поставленный вопрос могут только 10 -15, а остальные молчат или просят разрешения ответить после уроков. В чём вы видите причину ( кроме психологической) и как, на ваш взгляд, её устранить?

Дискуссия создана 16 May 2018

в группе «Мониторинг качества знаний»

Ответы

Индивидуальная работа на уроке, и ,к сожалению, после, и с родителями тоже.

16 May 2018

Я согласна! И стараюсь сама меньше говорить,а больше их случать!

16 May 2018

Расскажите, как у Вас это получается?

16 May 2018
Ответ

Они задают вопросы друг другу!

18 May 2018
Ответ

Они задают вопросы друг другу!

18 May 2018

Задаю наводящие вопросы, прошу найти ответ в тексте учебника: допустим..на странице такой-то внимательно прочитайте такой-то абзац. Или начинаю отвечать на вопрос сама... бывает, что кто-то начинает понимать и продолжает ответ. В крайнем случае отвечаю сама , еще раз проговариваем ответ на этот вопрос.. и обязательно возвращаемся к нему в конце урока.

16 May 2018

Не могут ответить на поставленный вопрос, потому что не выполняют домашнее задание, не читают заданные произведения,не знают пройденный материал.

16 May 2018

Искать причину... Скорее всего, она в родителях! Я оставляю ученика после уроков, наливаю ему чай, и мы беседуем, в чем причина "молчанки". Когда с ними по-дружески, они открываются. Можно добиться успехов в работе.

16 May 2018

Ну, знаете, это было очевидно давно, как только придумали дистанционное тестирование, предвестник этого самого егэ. А я помню хорошо, как лет восемь назад, придя на кафедру после занятий, сказал коллегам, что неумение читать ощущаю у студентов давно, потом заметил неумение говорить. А вот теперь мне кажется, что они НЕ СЛЫШАТ. И разошлись. Но в следующие одну-две недели несколько человек признались, что теперь и они это замечают...Раньше в университете учились пять лет, и вот перед защитой диплома со многими студентам можно было говорить. Сейчас четыре года, и есть одна девушка, которую знаю с десятого класса, учится на соседнем факультете, тоже физического направления, слежу за ней. На кафедре её заметили на фоне остальных студентов где-то после второго курса. Вот сейчас она заканчивает магистратуру, это кошмар - всех занятий семинар в две недели раз, чему можно научиться?. И всё-таки на-днях почуял некоторую перемену, начала говорить! Так вот зачем высшее-то образование!

16 May 2018

Очень точно заметили! Я раньше также предполагала, что не учат, что боятся сделать ошибку, но это всё во вторую очередь, а в первую именно то, что не слышат! И начинается это почти с рождения, потому что дома они сначала с 1 года и до 5 лет сидят у телевизора, а потом у компьютера. Они очень мало играют друг с другом на улице ( в основном летом и поздней весной), они почти не разговаривают дома. Наши дети с 5 лет реагируют только на громкие звуки , а с 7-8 носят наушники. А что они там слушают!? Уж точно не Чайковского и Толстого. Остаётся только задать вопрос медикам: что происходит с речью человека, если он её не слышит.

17 May 2018

::smile7::Ну, вот разобрались, зачем нужно высшее образование!

17 May 2018

Почему время летит так быстро? Мы ничего не успеваем, торопимся, а времени все-равно не хватает. Сейчас объясню, почему я об этом говорю. Дело в том, что способ передачи информации стал очень быстрым. Посмотрите, мы живем в разных уголках России, а общаемся так, будто сидим вместе за чашкой чая. И это накладывает свой отпечаток на все, в том числе и на речь подростков. Конечно, причин много, но одна из них именно эта. Нужно говорить быстро, сжато, емко, передать информацию моментально. Они же свою речь не только устно воспроизводят, она у них еще и письменная, в соцсетях. А там сейчас уже и слова-то не используют, знаковую систему применяют. Вот вам и ответ. Не удивительно, если вообще говорить не будем, а будем переписываться с учениками.

16 May 2018

ага, будем переписываться, к тому же смайликами, как уже сейчас замечаю такие комменты в наших дискуссиях, один-три рожицы, и хорош! а на письме-то дети могут?

17 May 2018
Ответ

Позвольте не согласиться с Вашим замечанием по поводу смайликов, Михаил Александрович. Уж мы-то можем себе позволить эту шалость. Да, именно шалость. Неужели я, педагог, без малого с 30-летним стажем, закончившая университет, постоянно читающая, повышающая свою квалификацию, вдруг резко перестану говорить, т.е. уметь говорить, если вместо высказывания поставлю смайлик? Здесь есть и другая сторона. Работая с современным учеником, нам нужно знать его интересы и увлечения, порой уметь говорить на его языке. Как мы можем его воспитывать, если не знаем, чем он живет? Лично я ничего пугающего в этом не вижу. Но это только моя точка зрения. Спасибо за личное обращение. Читала ваши комментарии в разных дискуссиях, впечатляет.

17 May 2018
Ответ

Вероника Александровна, меня очень радует, когда со мной не соглашается любой собеседник, хоть ученик, хоть коллега. Важно, что он высказывает своё мнение, а не просто кивает из вежливости. Ну, и я не навязываю никому свои соображения. А ведь и Вы бы мне не ответили, если бы мой коммент состоял только из смайликов, разве не так? Поймал себя на том, что ни разу рука не поднялась ни ответить на такое "мнение", ни поставить за него плюсик, а как Вы? Но сами смайлики не отрицаю, конечно - как приправу к словам, но не их замену. ::smile3::

17 May 2018
Ответ

Абсолютно верно, Михаил Александрович! Вот что значит опыт - и жизненный и профессиональный, насколько тонко Вы чувствуете ситуацию и собеседника.

17 May 2018

10 лет работала на старшей школе. Честно: удивляюсь! У меня не было такой проблемы. Было наоборот. Правда, я всегда подбирала значимые эпизоды ( 9-11 кл), и вместе с ними анализировала. Сейчас им под 30. До сих пор пишут в контакте, что читают. Устранить причину живым общением, не заставлять читать, а делиться эмоциями.

16 May 2018

Приятно читать такие сообщения, но не то ли это исключение, которое подтверждает правило?

17 May 2018

Какое это было время! У меня даже в слабых классах тоже не было молчащих!

18 May 2018

На мой взгляд много причин, почему дети не могут внятно ответить на уроке. Например, банальная - это не выучил. Или же не имеет достаточного авторитета среди сверстников и лидера класса, следовательно стесняется или боится отвечать публично. Тут включается принцип - тише воды, ниже травы. Так же может не иметь доверительного контакта с учителем, по каким - либо причинам. Бывали случаи, когда учитель выглядел слишком грозно в глазах ученика, и он просто боялся открыть рот. И, что уж там говорить - телефоны так же могут стать причиной недостаточно развитой устной речи. В соц. сетях обычно смайлик или сокращение поставят и на этом хватит, а уровень связной речи не развивается достаточно. Ну и конечно же чтение. Дети стали меньше читать и пассивный словарь недостаточно богат.

17 May 2018

Кстати, вспомнилось начало одной из книг известного когда-то педагога-новатора Шатапина. Он опросил многих людей, связанных со школой, от уборщиц до академиков педнаук, сколько времени за день в школе ученик говорит (по делу, естественно, а не с соседом по парте)? Никто и близко не попал! А он провёл хронометраж, и вышло 2...минуты. Ну, и чему можно научиться? Это мы стараемся как можно больше им дать, а мешаем сами себе! Представляю себе, каких учеников вызывают учителя на своих открытых уроках...(сам бы опирался на самых способных, а вы?)

17 May 2018

2 минуты - это в общем или на каждого? В классе 30 учеников, уроков в день 5 (где слушаются устные ответы), на уроке отвечают 5-6 человек. Значит, говорят они у меня раз в неделю каждый по 2 минуты. На практике всё ещё хуже - говорят каждый урок те, кто знают материал и уверен в себе ( 8-9 класс), т.е. те же 5 - 6 (10) человек. С теми, кто вообще не говорит, как быть? В 9 классе ввели устное собеседование...

18 May 2018
Ответ

Галина, конечно, это средняя цифра! В самом деле, грубо 5 уроков в день, по 20 минут опрос на каждом, это примерно 100 минут, в классе 35 чел, вот уже около трёх минут на одного. Минус труд, физкультура, контрольная и т.п. Правдоподобно? а если есть один самоотверженный Александр Матросов, тянет руку всё время, выручая остальных... ::smile10::

18 May 2018