По всем признакам - «парадный» указ»
Второй месяц май. Начало нового президентского срока. И вместе с тем время обновления целей и задач на ближайшие годы: выходят указы президента. Впервые это произошло в 2012 году, когда была издана целая серия «майских» указов. В этом году указ один. Для всех он очень важен. Для сферы образования в том числе. Конечно, есть большое число документов, которые определяют ее цели и задачи: государственная программа, стратегии и концепции развития отдельных секторов и направлений. Даже слишком большое. Всё точно не сделать, даже формальные отчеты всё сложнее написать – тяжело и учителям, и чиновникам. Поэтому нужна приоритизация. Выделение самого главного. Сущностного. Стратегического. Этого и ждут от указа. Образование заняло в указе достойное место. Отдельный национальный проект в числе восьми. Отдельный пункт («пятый» из шестнадцати). Целая страница текста. Две цели и десять задач. Действительно актуальных, охватывающих разные уровни образования и целевые группы. Здесь и таланты, и их наставники, и педагогические работники, волонтеры и дети в возрасте до трех лет, работающие российские граждане и граждане иностранные, обучающиеся в образовательных и научных организациях. По всем признакам - «парадный» указ»… «Записав свое имя и званье,/Разъезжаются гости домой,/Так глубоко довольны собой»…Но, пробежавшись глазами, прочитав затем второй раз обстоятельно и третий для проверки, не обнаруживаю группу неуспешных детей, детей из малообеспеченных семей, сельской местности и труднодоступных территорий, тех, кто сталкивается с реальными барьерами в получении качественного образования. «Некрасивы на взгляд», «из дальних губерний»… Как же так? Может, нет в России проблемы неуспешных школьников и неравного доступа к качественному образованию? Цифры говорят о другом. Больше четверти российских детей, по данным PISA-2015, не достигают базового уровня функциональной грамотности и концентрируются они преимущественно в 20% российских школ. В этих школах дети не включены в программы профильного обучения, не посещают дворцы творчества и школы искусств, не участвуют и, конечно, не побеждают в олимпиадах, не имеют шансов попасть в «Сириус», «Артек» и даже в качественные профильные смены своего региона. Большая часть из них не поступает в вузы… Качество образования в сельских школах по-прежнему отстает от качества образования в городской местности. И в городах разница между школами по-прежнему заметна, даже, когда во многих из них заменяют названия «лицеев», «гимназий» на простой набор цифр. Первая заявленная в указе цель национального проекта в сфере образования – «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Мы знаем о наших успехах в PIRLS и TIMMS, радуемся положительной динамике последних лет в PISA, но конкурентоспособность школьной системы образования – это не рейтинг университетов. Она наряду с «линейкой» среднего уровня достижений давно измеряется «линейкой» равенства, различий в достижениях между детьми и школами. И «ведущими странами мира по качеству общего образования» являются страны, где высокие результаты достигают школьники как из столичных, так и из периферийных школ, дети бизнесменов и фермеров…
Прикрепленные ссылки
Беласик Людмила Николаевна
Шарандина Валентина Владимировна
Беласик Людмила Николаевна
Бурых Елена Владимировна
Хохлова Нина Борисовна
Буньков Андрей Владимирович
Ружицкая Вероника Александровна
Шарандина Валентина Владимировна
Беласик Людмила Николаевна